double arrow

Таким образом, в интеракционистской ориентации социальное представлено как социальное взаимодействие, в котором формируется и проявляется личность

2

3. Третий пункт нашей лекции посвящен рассмотрению теоретических ориентаций психологической ветви социальной психологии. В этом направлении объектом изучения является индивид, предметом – психические процессы в ходе взаимодействия. Изучаются эти процессы таким методом, как эксперимент. К этому направлению относятся следующие теоретические ориентации:

А) Психоаналитическая

Б) Необихевиористская

В) Когнитивистская

А) Начнем с рассмотрения психоаналитической ориентации.

Основы психоаналитического подхода (от греч. psyche –душа и analysis – разложение, расчленение) к изучению социально-психологических явлений были заложены в работах самого З. Фрейда. Работы позднего этапа научного творчества мэтра основаны на переносе принципов, выявленных при работе с

невротиками, на реальность межличностного взаимодействия людей в целом. Основные положения психоанализа, нашедшие выражение в трудах последователей З. Фрейда в социальной психологии, таковы.

1. Определяющим фактором формирования межличностных отношений человека является опыт внутрисемейных отношений.

2. Главенствующее значение отца для ребенка переносится на отношения с лидером группы, в которую включен взрослый человек. От идентификации с лидером зависит включение человека в группу.

3. Групповая активность, как и личностная, реализует конфликт между индивидуально-значимым и общественным.

В качестве предмета изучения наиболее известных психоаналитических концепций социальной психологии выступала группа и интерперсональное (межличностное) поведение её членов.

Рассмотрим основные психоаналитические направления, развивавшиеся в рамках социальной психологии.

Ø В динамической теории группового функционирования В. Байона выявленные в психоанализе закономерности функционирования личности приписываются группе. Как и личность, группа характеризуется потребностями, мотивами и целями. Представления о внутриличностном конфликте между Сверх-Я и Оно находят отражение в постулате о возможном конфликте между двумя уровнями групповой жизни. Первый уровень представлен целью групповой активности, второй – групповой культурой как результатом неосознаваемых личностных вкладов членов группы. Возникающие конфликты между данными

уровнями рассматриваются как защитные механизмы группы.

Ø Теория развития группы Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда сформулирована как итог изучения Т-групп, создаваемых для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Развитие группы связывается авторами с возникновением ситуации неопределенности – помехи на начальном этапе работы группы. Неопределенность касается двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости. Вопрос о власти связан с определением отношения к лидерству в группе, формированием отношений лидер рядовой

член группы, а также между членами группы. Вопрос о взаимозависимости решается в ходе дальнейшего развития межличностных отношений, опосредованных отношением к лидеру.

Ø Трехмерная теория интерперсонального поведения Вильяма Шутца основана на постулате З. Фрейда о фатальнойпредопределенности социального поведения человека опытомего детства. По мнению автора, личность выбирает одну из

стратегий поведения – либо свойственную для родителей в отношении его в детстве, либо свойственную для него самого в детстве. Шутц выделил три межличностные потребности, свойственные каждому: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви. По его мнению, люди, успешно

решившие эти проблемы в детстве, способны устанавливать эффективные эмоциональные отношения, а люди, потерпевшие неудачу, испытывают затруднения и ведут себя неадекватно. Для группового развития Шутц также считал необходимым пройти через этапы включения, контроля и любви. Совместимость в межличностных отношениях автор определял как зависящую от соотнесения демонстрируемого личностью поведения и поведения, ожидаемого ею от других.

Таким образом, социальное представлено в работах психоаналитической ориентации как группа, определяющая становление личности.

Б) Необихевиористская ориентация (от англ. behaviour – поведение) в социальной психологии характеризуется перенесением законов классического бихевиоризма в область социально-психологических явлений. Предметом исследования его сторонников стало научение социальному поведению, поведению в ситуации взаимодействия. Большое внимание уделялось подкреплению (положительное подкрепление – вознаграждение, отрицательное подкрепление – наказание). Классический бихевиоризм получил развитие в двух направлениях: скиннеровском и медиаторном.

Б. Ф. Скиннер считал, что психология должна ограничиваться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Им разработана концепция «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

В медиаторном подходе традиционная для бихевиоризма схема S – R была дополнена «промежуточными переменными» – медиаторами. Эдуард Ч. Толмен, теоретик необихевиоризма, объединил идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Продолжая отождествлять механизм поведения человека и

животного, ученый отмечал, что поведение состоит не из единиц «стимул - реакция», а целостных актов, которые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и т. п. Эти внутренние моменты объединялись в понятие «промежуточные переменные».

Было введено понятие «драйв» – внутреннее побуждение, сила, вызванная внешним воздействием и активизирующая поведение в направлении подкрепления.

Особое внимание в усвоении поведения уделялось наблюдению и подражанию.

Ø Основным постулатом медиаторно-стимульной ассоциативной теории Альберта Бандуры было признание трехсистем регуляции поведения: предшествующих стимулов, влияния обратной связи, поступающей от реакции, и когнитивныхпроцессов. Большое значение в теории уделялось когнитивному

фактору, что в целом характерно для необихевиористской линии исследований.

Ø Н. Миллер и Д. Доллард в своей теории социального научения выделили четыре фундаментальных фактора научения: драйв, сигнал, реакция, вознаграждение. Схема S – r – s – R приобрела следующий вид: сигнал – внутренняя реакция – драйв –внешняя реакция – вознаграждение.

Гипотеза фрустрации агрессии, предложенная Н. Миллером и Д. Доллардом, состояла в следующем: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации приводит к агрессии. Положение о жесткой связи фрустрации и агрессии позже было подвергнуто критике.

В частности, А. Бандурой фрустрация рассматривалась лишь как один из факторов агрессивного поведения.

Среди других теорий рассматриваемой ориентации необходимо отметить теории обмена. Основное внимание в них уделяется взаимному обмену вознаграждениями и наказаниями в ситуации взаимодействия индивидов. Постулируется взаимозависимость участников друг от друга в достижении позитивных исходов. Индивиды отличаются в возможностях контроля взаимных исходов, которые, по мнению Джона Тибо и Гарольда Келли, определяются эндогенными и экзогенными факторами. Эндогенные, внутренние, факторы определяют возможность достижения позитивных исходов, экзогенные, внешние, факторы их пределы. Названные авторы считают, что интеракция будет продолжаться только в том случае, если вознаграждения ее участников будут превышать их потери.

Другой известной теорией обмена является теория «элементарного социального поведения» Джорджа Хоманса. В его концепции классический бихевиористский закон эффекта предстает в виде «закона выгоды»: человек стремится к наибольшему вознаграждениюсилой минимальных затрат.

Таким образом, в необихевиористских теориях социальное рассматривается как стимул и подкрепление поведенческой реакции.

В) Когнитивистская ориентация (от лат. cognitio – знание, познание) в социальной психологии имеет два теоретических источника – гештальтпсихологию и динамическую теорию поля Курта Левина.

Предметом исследований авторов этой ориентации можно назвать когнитивную организацию социального поведения. Межличностное взаимодействие рассматривалось как условие и результат познавательной активности человека.

Наибольшую популярность в данной ориентации приобрели теории «когнитивного соответствия», объясняющие зависимость поведения человека от стремления к построению и сохранению непротиворечивой картины мира.

Ø Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера объясняет влияние на человеческое поведение систем когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей и т. д.). Диссонанс рассматривался Л. Фестингером как состояние дискомфорта, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. В результате человек изменяет либо свое поведение, либо отношение к объектам или же обесценивает значение информации и поведения.

Ø Теория структурного баланса Фрица Хайдера базируется на идее соответствия и идее атрибуции (приписывания). В ней рассматривается ситуация восприятия личностью (P) другого человека (O), а также построения отношения к нему и к объекту, общему для партнеров по общению (X). Между отмеченными элементами могут существовать «отношения оценки» и «отношения принадлежности». Структурный баланс достигается, если Р воспринимает всю ситуацию как гармонию, т. е. если отношения оценки между двумя элементами и отношения между ними одновременно воспринимаются как положительные. Пример: муж-жена-футбол.

Ø В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома в качестве средства преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением личности к другому человеку и его отношением к предмету Х, рассматривается развитие коммуникации. В ходе общения, по мнению Т. Ньюкома, позиция одного из партнеров изменяется, обеспечивая восстановление соответствия.

Ø Теория конгруэнтности Чарльза Осгуда и П. Танненбаума была разработана с целью анализа процессов массовой коммуникации. Ее авторы полагали, что для достижения соответствия (конгруэнтности) в собственной когнитивной структуре реципиент (воспринимающий человек) одновременно изменяетсвое отношение и к коммуникатору (говорящему человеку), и коцениваемому предмету. Ч. Осгуд и П. Танненбаум обратиливнимание на то, что отношение при этом характеризуется нетолько положительным или отрицательным знаком, но и интенсивностью.

Ø Особого внимания заслуживает теория каузальной атрибуции (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю),разработке которой посвящен ряд работ в русле когнитивнойпсихологии. Положения теории используются для объяснения

того, как в ходе восприятия другого человека происходит интерпретация причин его поведения, приписывание личностных черт. Основные категории и принципы анализа впервые были предложены Ф. Хайдером. Он же сформулировал идею приписывания наблюдаемому человеку причин его поведения и личностных черт при недостатке информации для интерпретации действий.

Таким образом, в когнитивистской ориентации социальное представлено как социальные контакты, опосредованные когнитивными процессами.

4. В качестве предмета исследования советских социальных психологов можно определить коллектив и зависимость характеристик личности от социального опыта.

Среди отечественных подходов в социальной психологии наиболее признаны коллективная рефлексология Владимира Михайловича Бехтерева, диспозиционная концепция регуляции социального поведения Владимира Александровича Ядова, концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского.

В качестве основной, системообразующей категории данных социально-психологических подходов можно определить категорию коллектива.

Среди первых российских социально-психологических теорий, предложенных в конце XIX – начале XX вв. наибольшей целостностью отличался подход Владимира Михайловича Бехтерева.

В. М. Бехтерев придерживался идеи выделения общих законов, лежащих в основе развития неорганического мира, природной и социальной (надорганической) и психической реальности, придающих целостный характер всему мирозданию. В. М. Бехтерев первым из русских ученых определил предмет (деятельность общественных и социальных групп), задачи (изучение взаимоотношения личности и коллектива, закономерностей поведения людей в группе, возникновения социально-психологических явлений), методы (наблюдение, эксперимент, статистический метод) социальной или общественной психологии.

При изучении коллектива В. М. Бехтерев расширял его до общества, определял как собирательную личность, обладающую целью, настроением, взглядами, действиями.

Социально-психологическое учение – коллективная рефлексология – строилось по аналогии с общепсихологическим. Отличие состояло в исследовании «соотносительных проявлений» не отдельных индивидов, а социальных групп. Как и личности, коллективу приписывались рефлексы – паники, нападения, сосредоточения, восстания и др.

2

Сейчас читают про: