double arrow

Негативизм и агрессия детей дошкольного возраста

3

Негативизм – немотивированное поведение субъекта, проявляюще­еся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов и социальных групп.

Негативизм можно рассматривать как форму протестного поведе­ния. Ребенок в этом случае не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание дейст­вия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типичные прояв­ления детского негативизма – это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрос­лых. При «активном» негативизме дети производят действия, противопо­ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключает­ся в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отно­шение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативизму, явление положительное. Это важнейшая характеристика про­извольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка явля­ется исключительно желание настоять на своем, а настойчивость опреде­ляется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт меж­ду ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невоз­можным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепен­ное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стрем­ления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует и другие формы протеста, в том числе и упрямство.

Упрямство – отмечал Л.С. Выготский – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а по­тому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребе­нок связан своим первоначальным решением.

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например, родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо пе­ремен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямст­ва, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом

ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фик­сация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует толь­ко вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться бес­прекословного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для ре­шения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое уп -рямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства – дли­тельно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознан­ное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущем­ления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном прису ще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувст­вом собственного достоинства. Способность вести себя независимо от об­стоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, – важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, – стремле­нием подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма поведе­ния, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямст­ва то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязы­ваемого ребенку образа жизни.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначи­тельными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребен­ка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удов­летворительным для ребенка решением может оказаться и физическая ре­акция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее сто­ящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социаль­ными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное по­ведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные пережива­ния, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздра­жения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку – брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – само­унижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в раз­рушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драмати­ческим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ру­гаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собст­венные обиды.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отноше­нию к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных ре­акций во многом зависят от предыдущего опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, им­пульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмо­ционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустой­чивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детермини­рующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного по­ведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессив­ности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо особое внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше фор­мы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ре­бенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в соци­ально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в ре­ализации выбранного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрес­сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В от­ношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вер­бальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно пока­зать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он толь­ко проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учинен­ный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убрать­ся, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить тру дно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и пере­живания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, a может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превра­тить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять на­пряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок ос­корбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ре­бенка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрес­сивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более прият­ные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: