Инфантильность эмоциональных проявлений

Термин «инфантилизм» обозначает относительно равномерну ю задерж­ку темпа психического и физического развития человека.

Психический инфантилизм незрелость личности с преимуществен­ным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Отметим, что в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и сниже­ние уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом.

В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией (характеризующейся повышенным уровнем активности, низ­кой чувствительностью, снижением самоконтроля, склонностью к импуль­сивным необдуманным действиям) и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды, воспитания и индивиду­альных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Однако педиатры и неонатологи отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности де­тей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др. Исходя из анализа психоло­гических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич и В. В. Кова­лев считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психи­ческого инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.

Распространенность психического инфантилизма, по данным психи­атрии детского возраста, довольно значительна 1,6%.

Причинами психического инфантилизма чаще всего являются отно­сительно легкие поражения головного мозга – инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного перио­да и период родов. Предполагается также избирательность поражения функ­циональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и действием того или иного фактора в соот­ветствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в разви­тии инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрас­положенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспи­тания – гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п.

Различают четыре основных варианта инфантилизма: гармоничес­кий (простой), дисгармонический, органический и психогенный.

Наиболее существенными признаками психического инфантилизма являются эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в неса­мостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удо­вольствия от игровой деятельности; беспечность; незрелость чувства дол­га, ответственности; неумение подчинять свое поведение требованиям; неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Пред­посылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотивации, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязан­ность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная реакции на раздражители, замедление диффе- ренциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной рас­торможенности и т. д.

Гармонический (простой) инфантилизм – равномерная задержка темпа и физического, и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1–3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возмож­ностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилиз­ма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста. Им свойствен­ны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость ин­теллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутоми­мость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и тер­пения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфанти­лизмом в ответ на обычные учебные задания могу т возникать невротичес­кие реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Постепенно приобретаются ин­дивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследователь­ские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьша­ются или полностью исчезают приблизительно к десяти годам.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием призна­ков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с от­дельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологичес­кие черты характера обнаруживаются уже на первом–втором году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением (девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения) и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма по­зволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Наиболее распространенным вариантом органического, или психи­ческого, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического поврежде­ния мозга. Клиническая картина этой формы инфантилизма определяется выраженностью психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом ин­фантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к за­нятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной дея­тельности в этих случаях – инертность и плохая переключаемость мысли­тельных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной жи­вости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность харак­теризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих дей­ствий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюда­ются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психо-патоподобного поведения.

Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма – психогенный инфантилизм. Этот вариант рассматривается как выраже­ние аномального формирования личности в условиях неправильного воспи­тания. Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. Поясним использованные выше термины.

Психическая депривация, как уже указывалось в модуле 1, – пси­хическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения неко­торых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере в течение достаточно длительного времени.

Лабильность – нестабильность, непостоянство, значительные коле­бания в амплитуде тех или иных проявлений (от лат. labilis – подвижный, нестойкий).

Фрустрация – негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состо­яние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражитель­ности, отчаяния (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание).

При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильнос­тью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими,

крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.

Гиперпротекция – чрезмерная опека, мелочный контроль за каж­дым шагом, каждой мыслью ребенка, которая вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения. Потворствующая гипер­протекция – воспитание по типу «кумира семьи». Дело не столько в постоян­ном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, стремлении освобо­дить ребенка от малейших трудностей, скучных неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и пре­увеличением действительных способностей.

Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и посто­янными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недоста­точной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированны­ми позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, по­требность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание сво­их социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.

Инфантильное поведение, инфантильность как черта личности, если не оказать ребенку своевременную помощь, может привести к нежелатель­ным социальным последствиям. Ребенок с инфантильным поведением не­редко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальны­ми установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отно­шение, что причиняет ребенку душевную боль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: