Терапевтическое фехтование как метод экзистенциальной терапии

автор: В. Летуновский

В этой статье я хочу познакомить читателей с таким методом экзистенциальной работы, как терапевтическое фехтование. У людей, которые впервые сталкиваются с этой необычной формой работы, часто возникает удивление, а затем вопросы: «Какое отношение фехтование имеет к психотерапии?» и «Почему именно меч?» - Попробую ответить на них.

В чем специфика метода терапевтического фехтования и почему его можно считать одной из форм экзистенциальной психотерапии? – Не углубляясь слишком сильно в философские основания метода, расскажу о некоторых ключевых понятиях и установках этой формы работы.

В центре внимания этой терапевтической работы стоит не просто человек сам по себе, а, прежде всего – человек в его отношениях к миру, отношениях с другими людьми, отношениях с самим собой. Пользуясь терминами М.Хайдеггера и последовавших за ним экзистенциальных терапевтов и Dasein-аналитиков (М.Босс, Л.Бинсвангер), можно сказать, что основным предметом работы является бытие- здесь человека, его Присутствие.

В этой связи известный немецкий философ, психолог и психотерапевт Карлфрид фон Дюркхайм говорил о двух видах терапии: большой и малой. Малая установлена на то, чтобы помогать человеку утвердить и отстоять свое Я, избавиться от «комплексов», в то время как большая – помогает ему обрести целостность в отношениях с миром и осознать свое предназначение. Проблема заключается в том, что малая терапия, зачастую берется решать проблемы большой, и в этой ситуации ее методы оказываются совершенно неадекватны. Многие терапевты ориентированы на решение определенных проблем, например – проблемы сепарации (как в терапии психоаналитической ориентации) или освобождения человека от чувства вины и повышения его самооценки (как в некоторых направлениях гуманистической терапии). Все это бесспорно важно для развития человека, однако если задачи «улучшения качества жизни» становятся центральными в терапевтическом процессе, то это осложняет движение человека к целостности.

Целью и ценностью большой терапии, согласно Дюркхайму, является развитие так называемого «Органа бытия», задача которого дать человеку возможность слышать и понимать, всегда обращенный к нему призыв и вопрос о собственном предназначении (это близко хайдеггеровскому «Зову бытия»). В этой связи вспоминается Авраамово (Библия): «Вот я, Господи».

Переводя все это с немного абстрактного и мистического языка хайдеггеровской философии, можно сказать, что речь идет о том, чтобы помочь человеку обрести целостность с миром, научиться чувствовать свое предназначение (т.е. то, чем или кем он призван быть), и научиться действовать аутентично и адекватно этому. Это и означает достигать в каждой ситуации – ведь эту задачу нельзя решить раз и навсегда – полноты Присутствия.

Именно поэтому одной из центральных задач в терапевтической работу с мечом становится развитие чувства целого.

Что мы при этом подразумеваем под целым? «Жизненный мир» человека, включающий в себя: его самого, других и все совокупные внешние и внутренние условия его ситуации. Может возникнуть вопрос: способен ли человек чувствовать и осознавать все это целиком? Не ставим ли перед собой изначально невыполнимую задачу? Наше глубокое убеждение заключается в том, что человеку изначально дана возможность чувства целого, как определенное требование к себе, к своим действиям и поступкам. В разные периоды жизни это чувство может сильно изменяться, то обостряясь, то притупляясь. Это чувство помогает человеку в реализации собственного потенциала, который при более глубоком рассмотрении оказывается не столько потенциалом отдельно взятого субъекта, сколько самого этого целого, всей ситуации, неотъемлемой частью которой он является.

Как раз этого чувства целого и не хватает клиентам. Страдание человека очень часто связано с частичностью и неполнотой присутствия в отношениях с миром и с другими. Примером здесь может служить неадекватная центрация на себе (эгоизм, эгоцентризм) или на другом (жертвенность), которые часто оборачиваются болезненными «ответами» мира. Не-целостность как экзистенциально ущербное и болезненное состояние отчасти обусловлено и ходом онтогенетического развития человека: от младенчества к отрочеству, от отрочества к зрелости, со сложными этапами сепарации и новой интеграции. Немалое влияние на эти процессы оказывают и феномены культуры, которые, увы, далеко не всегда позитивны. Речь идет, прежде всего, о гедонистических установках, ставящих в центр человеческой жизни удовлетворение желаний эго («Не дай себе засохнуть», «Живи на все сто», «Для тех, кто любит себя» и т.п.).

Развитие способности чувствовать целое приводит к мощному терапевтическому эффекту. Вспомним корни слова исцеление – это и есть обретение целостности.

Как же помочь клиенту в терапевтической работе осознать, понять, увидеть свою экзистенциальную ситуацию в ее целостности?

Прежде всего, меч предоставляет клиенту и терапевту замечательные возможности «диагностики» и работы в пространстве, которое в экзистенциальной традиции вслед за Людвигом Бинсвангером, называют Mitwelt. Это экзистенциал [1] совместности, пространство отношений с Другим – будь то конфликт, сотрудничество или даже любовь.

Приведу пример. На психотерапевтической группе, работавшей в парах с мечами, я дал задание участникам попробовать почувствовать себя одним целым со своим партнером в ходе выполнения специального (бесконтактного) упражнения с мечами. Когда мы разбирали опыт, я спросил молодого человека, удалось ли ему почувствовать это единство, он сказал, что удалось, но не сразу, поскольку его партнерша оказывала сопротивление. Когда я попросил эту участницу описать свои впечатления, она сказала, что никакого единства не было и в помине. То, что происходило, воспринималось ею, скорее, как насилие. В ходе обсуждения этого опыта участники пришли к выводу, что для того, чтобы обрести единство, нужно скорее научиться открываться и принимать, нежели идти напролом, снося барьеры, хотя второй путь и кажется привлекательнее, поскольку дает ощущение силы.

Меч также предоставляет возможность работать в терапии в экзистенциале взаимодействия с природой, физическим миром или Umwelt в описании Людвига Бинсвангера ( Бинсвангер,1999):

На одной из моих последних групп, которая проходила в августе на Байкале, эти аспекты ощущались особенно ярко. Группа работала на холме над озером. А погода в то время на Байкале характеризовалась особой изменчивостью, за 4 часа занятий она менялась раз шесть: от сурового пронизывающего ветра и ливня до яркого теплого солнца. Совершенно удивительное ощущение тебя охватывает, когда ты выполняешь движение с мечом при сильном встречном ветре или же во время ливня. С одной стороны это великое ощущение своего единства со всем живущим в этом мире, при чем живым воспринимается все: горы, деревья, камни, озеро; а с другой - радость борьбы, противостояния, радость оттого, что нужно напрягать свою волю и силы. Такое вот парадоксальное единство в борьбе, эдакий праздник жизни, без всякой злости и агрессии. Единство, которое мы напрочь утратили в бешено вращающейся воронке мегаполиса, отгородившего нас от природы своими серыми стенами.

В экзистенциальной терапии всегда важно не только, чтобы пациент четко осознал свою ситуацию, а чтобы он ее еще и принял и благодаря этому – начал адекватно действовать. И здесь приходит на помощь такая особенность меча, как бескомпромиссность меча: человек может сколь угодно долго уверять себя, что я принял свою ситуацию и способен с ней совладать, но его слабое неуверенное движение или неспособность адекватно среагировать на выпад или удар оппонента, быстро расставят все точки над «и». Меч не позволяет пациенту себя обмануть.

Кроме того, работа с мечом ставит человека перед необходимостью активного и решительного действия.

В этой связи мне вспоминается еще один весьма характерный пример из собственной практики. В ходе психотерапевтической сессии я попросил одну участницу группы произнести императивное для всей экзистенциальной терапии высказывание «я есть», но в ответ услышал лишь всхлипывания. Тогда я попросил ее взять в руки меч и произнести это высказывание вместе с прямым рубящим ударом сверху вниз - и услышал твердое и уверенное «я есть». Откуда только взялись силы? После, она смогла достаточно уверенно произнести эту фразу и без поддержки меча.

Таким образом, целенаправленная работа с мечем меняет отношение человеку к самому себе, кардинального мир его ближайшего, личного (Eigenwelt) в сторону большего принятия укорененности и устойчивости. Еще один пример:

Один из клиентов, мужчина 45 лет, пришел на терапевтическую сессию в состоянии подавленности, усталости и опустошенности с вопросом, где взять силы? Его семейная ситуация на тот момент, равным образом как и ситуация на работе на тот момент, оставляли желать лучшего. Работа была организована таким образом, чтобы силу он мог обрести в себе самом, без поддержки терапевта. Клиент работал самостоятельно, выполняя заданные 2-х минутные серии ударов железным мечем по шине. Его задача заключалась в том, чтобы постоянно контролировать свою стойку (с повышенном акцентом на устойчивости) как во время атаки, так и во время подготовки к ней. Уже после 3-й серии внутреннее ощущение клиента кардинально изменилось. От усталости не осталось и следа, а вследствие появившейся устойчивости, стоявшие перед ним в ближайшее время задачи уже не казались таким неподъемными как раньше. Последующий разговор подтвердил, что мучавшие его застойные процессы, наконец, сдвинулись с мертвой точки и стали разрешаться.

Работа с мечом не просто «моделирует», но реально ставит человека в экзистенциальную ситуацию, в которых к его присутствию предъявлены предельные требования. «Иди крепко, руби честно, что еще мечнику нужно?» - говорил один наш русский учитель фехтования с мечом. «Иди крепко» - крепко стой на ногах, будь укоренен в своем бытии, делай верные подготовленные, обдуманные шаги… «Руби честно» - решайся, будь решительным, будь предельно честным по отношению к себе и другим. Решительно рви со старым, открывая путь новому, живому, рвущемуся из состояния сокрытости (М.Хайдеггер) в пронзительную звенящую явленность бытия. Решительная, предельно честная, укорененная в собственном бытии жизнь – не это ли главная цель экзистенциальной терапии, терапии способствующей обретению цельности самого себя в целостности своих отношений с миром.

Значит ли это, что работа с мечом может полностью заменить беседу и обсуждение опыта? – Конечно, нет. Опыт, который пациент получает при работе с мечом обязательно обсуждается. После окончания упражнений проводиться феноменологический анализ того опыта, который участники получили в упражнениях. При этом ведущий организует обсуждение таким образом, чтобы участники сами интерпретировали полученный опыт, таким образом его осваивая (Хайдеггер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: