В методологии терапевтического фехтования роль поединка трудно переоценить. Вообще особенность терапевтического фехтования в отличие от других методов терапии заключается возможности «моделирования» ситуации человеческого взаимодействия максимально остро и конкретно. Более того, ситуации поединка как метафоры отношений обладают свойством интенсификации и амплификации, которые практически недоступны другим терапевтическим методам.
В групповом процессе терапевтический поединок (ТП) обычно венчает собой окончание всех подготовительных фаз, являя собой своего рода кульминацию работы группы. Поединок предоставляет участникам терапевтической группы возможность проверить и на деле доказать верность и жизнеспособность, сделанных в ходе работы выводов и открытий. И наоборот, поединок, фактически, не оставляет шансов для самообмана и обмана других.
Возможные варианты проведения терапевтического поединка:
1. Работа в паре с заданным партнером. Исходя из динамики и особенностей группового процесса и индивидуальных терапевтических процессов участников, терапевт может целенаправленно назначать партнеров для поединка, не оставляя им шансов, избежать процесса взаимодействия. Это может быть сделано, например, тогда, когда между отдельными участниками складываются специфические напряженные отношения, требующие разрешения. Также это может быть сделано для ускорения и интенсификации терапевтического процесса одного из участников, для приобретения и осознания им специфического опыта.
2. Поединок с возможностью вызова предоставляетучастникам дополнительную возможность преодоления себя, своих страхов или лени. В случае вызова терапевтическая работа становиться еще более интенсивной, нежели в случае назначенной пары. Интересно отметить, если участники не делают вызова из-за своей нерешительности, они испытывают сильное чувство вины, сродни вине экзистенциальной. Однако в данном случае чувство вины актуализируется и может быть проработано в терапевтическом процессе. В этом смысле, не менее интересной становится работа вызываемого, а не только делающего вызов. Сможет ли человек дать достойный ответ? Эта ситуация становится часто яркой метафорой того, как человек поступает в реальной жизни в ответ на «зов бытия», на требование целостно присутствовать перед другим. Опыт показывает, что часто, человек, не нашедший достойного ответа, ярко переживает эту неспособность и испытывает чувство вины, что может стать предметом специальной работы.
3. Турнир – еще одна форма работы, предоставляющая дополнительные возможности. В зависимости от конкретных терапевтических целей турнир может быть организован и проведен по разным правилам. Опыт участия в турнире, спарринги с разными партнерами, анализ успешных и неуспешных стратегий, опыт побед и поражений предоставляет настолько богатый материал для терапевтической работы, что требует для полного описания отдельной статьи. Интересно отметить, что турнир также предоставляет возможность моделирования не только процессов индивидуального взаимодействия, но и работы в команде. В отличие от спортивного турнира правила присуждения победы могут быть изменены, например, в одном из турниров в качестве главного критерия оценки боев выступала «экзистенциальная прозрачность» (ясность, честность, адекватность ситуации). Например, в одной из групп, которая насчитывала 15 человек, двое участвовали в спарринге. После поединка все наблюдавшие должны были вынести решение о победе и четко его обосновать. В этом смысле сами поединки выступили, по сути, лишь прелюдией, а подлинное напряжение и экзистенциальная динамика разыгрывались в процессе присуждения победы. Мощная комплексная обратная связь, которую получили участники турнира о своем стиле боя (читай – стиле жизни) послужила мощной основой для глубокого дальнейшего осознавания и личностного развития.
При организации и проведении терапевтических поединков очень важную роль играет обеспечение вопросов безопасности участников. Безопасность задается с одной стороны четким определением формата работы с обязательными правилами безопасности: что можно делать, а что нельзя. С другой – инструментами, с которыми работаем, это могут быть чонбары (пластиковые палки обтянутые поролоном) или же деревянные мечи (шесты), но не в коем случае не острые и не железные.






