double arrow

Тема 4. Полемика с гностицизмом

Лекция 7. Гностицизм и борьба с ним. А. Древнехристианский и нехристианский гностицизм. Обзор и типологизация явления.Б. Святой Ириней Лионский. Сведения о жизни и наследии. Структура трактата «Против ересей». Основные богословские темы: представление о предании церкви, содержательная сторона христианского учения; учение о Евхаристии. Эсхатология.

Тексты: Лосев А.Ф. ИАЭ. Т. 8. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. С. 242–305; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии (I–IV вв.). М.: Издательский Совет РПЦ 2004. С. 377–404

Вопросы: 1) чем можно объяснить особенности композиции трактата Иринея Лионского «Обличение и опровержение лжеименного гнозиса»? 2) что гарантирует преемство учения в христианских общинах по мысли Иринея Лионского?

Тема 5. Александрийская школа богословия.

Лекция 8. Александрийская школа. А. Феномен богословской школы в древности. Связь с вероучительной мыслью и экзегетическими методами. Обзор и характеристика александрийской богословской традиции.Б. Климент Александрийский. Сведения о жизни и наследии. Общая композиция дошедших сочинений. Структура и основные богословские темы трактата «Педагог». Структура трактата «Строматы». Пути богопознания и логика духовного возрастания. Философия и богословие. Вера как категория духовной жизни

Тексты: Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. С. 171–193; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии (I–IV вв.). М.: Издательский Совет РПЦ2004. С. 405–435

Вопросы: 1) на основе каких традиций формируется александрийская богословская школа? 2) какими потребностями вызвана к жизни высшая богословская школа? 3) как соотносятся философия и богословие в системе Климента Александрийского?

Лекция 9. А. Ориген. Сведения о жизни и наследии. Реформа духовного образования. Теория библейской экзегетики. Опыт систематизации христианского богословия: удачи и промахи. Теория вселенской космогонии. Фактор человеческой свободы.Б. Оригенизм. Традиции положительной и отрицательной рецепции наследия и учений Оригена от III до VI века

Тексты: Сагарда Н. И. Лекции по патрологии (I–IV вв.). М.: Издательский Совет РПЦ2004. С. 436–471, 534–553

Вопросы: 1) какими принципами руководствовался Ориген в деле систематизации церковного учения (на примере трактата «О началах»)? 2) какие аспекты наследия Оригена были востребованы в среде православных богословов IV в.? 3) какие элементы наследия Оригена были подвергнуты безусловному опровержению?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: