Лекция 9. Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама. Учение о Божественной сущности и Божественных энергиях. Полемика с Варлаамом и Акиндином. Учение о Фаворском свете. Учение о богопознании.

Тексты: Архиепископ Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Главы II, III // Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 145–199.

Вопросы: 1) В чем по учению св. Григория Паламы заключается «богодостойное различие» между Божественной сущностью и Божественными энергиями? 2) Почему святитель Григорий иногда именует нетварные Божественные энергии «Фаворским светом»?

Лекция 10.

Святитель Григорий Палама. Учение о Святом Духе. Космология, антропология, учение об обожении. Аскетическое учение, учение о молитве. Учение о Таинствах. Учение о страстях. Святитель Григорий как проповедник.

Тексты: Архиепископ Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Глава I // Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 114–145; Иоанн Мейендорф, прот. Св. Григорий Палама // Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс–Москва, 1992. С. 339–344.

Вопросы: 1) Почему антропологию святителя Григория Паламы принято считать христоцентрической? 2) В чем заключаются особенности учения о страстях святителя Григория Паламы?

Лекция 11.

Участники паламитских споров: Давид Дисипат, св. Нил Кавасила, Иоанн Кантакузин, Феофан Никиейский — краткая характеристика личности и особенностей богословия.

Тексты: Бирюков Д. С. Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах // Монах Давид Дисипат. Полемические сочинения. Святая гора Афон–Москва, 2012. С. 7–62. Макаров Д. И. Беневич Г. И. Св. Нил Кавасила // Антология восточно–христианской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. 2. СПб., 2009. С. 524–530. А. Ю. Волочкевич. Иоанн Кантакузин // Антология восточно–христианской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. 2. СПб., 2009. С. 540–543. Полемис И. Феофан Никейский: его жизнь и труды (реферат) // Антология восточно–христианской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. 2. СПб., 2009. С. 572–580.

Вопросы: 1) В чем точки соприкосновения учения Феофана Никейского с богословием Запада и в чем он принципиально следует традиционному паламизму?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: