Открытие Красноярского учительского института

“Ввести начальную школу было всего труднее,

ибо она требовала наибольших денежных средств

и предварительной подготовки

огромного корпуса учителей”

П.Н.Милюков

Осознание необходимости подготовки педагогических кадров в Енисейской губернии возникло вместе с открытием школ.

Самое первое упоминание об отсутствии учителей зафиксировано в документе, датируемом 1735 годом. Отвечая на вопросы анкеты Г.Ф.Миллера и В.Н.Татищева, красноярские чиновники пишут: “…школьных обыкновенных людей не имеется” (30,с.98)

Нехватка квалифицированных педагогов тормозила развитие просвещения. Дореволюционный исследователь П.Соколовский писал: “…в 1870г в Енисейской губернии из 94 школ 22 были без учителей и учения” (149,с.5) В 1874г генерал-губернатор доносит, что в школах вверенного ему края почти половина преподавательских мест остается вакантной за неимением желающих занять их “ по ограниченности положенного содержания” (149,с.5)

Долгое время базой для подготовки учителей для школ губернии было красноярское мужское духовное училище, несколько позже открылась второклассная мужская учительская школа. Красноярская мужская гимназия представляла возможность желающим держать экзамен на звание народного учителя для начальных школ (70,с.25)

Ограниченное число учительниц готовила Крассноярская двухклассная женская школа и Енисейская женская двухклассная школа при Иверском монастыре. (Жол.46)

В Красноярске существовали педагогические курсы при городском училище, на которых желающие получить педагогическую профессию учились 2 года. При курсах действовала образцовая школа, где будущие учителя проходили практику. (149,с.124-125)

Педагогические классы были созданы при Красноярской женской гимназии и женском епархиальном училище.

4 ноября 1873г была открыта Красноярская учительская семинария с трехлетним курсом обучения. Она содержалась на средства от казны, волостных правлений и пожертвований. Принимали на обучение юношей от 16 до 18 лет, закончивших двухклассное сельское училище по программе 1869г Таких училищ в губернии было 3 –Аскизское, Балахтинское, Рыбинское, поэтому конкурс в семинарию был небольшим. В основном в семинарию поступали дети зажиточных родителей, т.к. общежития не предоставлялось и нужно было снимать квартиру.

В 1869г было начато строительство нового здания для семинарии, которое закончено в 1902г. Как писал П.Соколовский, “в обширном двухэтажном корпусе классные кабинеты, физический кабинет, естественный кабинет, библиотека, учительская комната, рекреационный зал и гимнастический зал. В этом же здании – церковь с прекрасным иконостасом (149,с.124-125)

Рядом был выстроен флигель с квартирами для директора и учителей. 20 лет семинарию возглавлял Иван Тимофеевич Савенков, талантливый демократически мыслящий педагог. При семинарии была создана образцовая одноклассная школа с тремя отделениями. В 1913г в семинарии училось 63 слушателя, из которых 32 –коренные сибиряки, а 31 – дети родителей, переселившихся в Сибирь. Как отмечал проверяющий, слушатели “одеты чисто и прилично, в гимназические куртки. Познания учеников оказались несколько элементарными, но твердыми”. (149,с.124-125)

Казалось бы, при таком обилии заведений, готовящих учителей, школы губернии не должны были испытывать дефицита в кадрах. Однако часть молодых людей, отработав в школе 4 года за стипендию или 6 лет, дающих право на переход в запас армии, переходили на гражданскую или частную службу, более почетную и высокооплачиваемую. (70,с.45)

В последние годы перед февральской 1917г революцией директором учительской семинарии был Ф.И.Говоров. Все преподаватели имели высшее образование –“случай, к сожалению, редкий не только в Сибири” (149,с.124-125)

С 1 октября 1916г в Енисейской епархии была открыта вторая второклассная мужская учительская школа, призванная “всецело служить интересам церкви и просвещения”. Школа должна была готовить учителей, “хорошо знающих закон Божий и церковное пение, и могущих служить помощниками законоучителей” (Жур..46общееп.съезда дух.К.,1916,с.116)

Перед революцией 1917г была открыта учительская учительская семинария в Минусинске (71,с.19)

Несмотря на военное время, в Красноярске 18 сентября 1916 года состоялось знаменательное событие, значение которого трудно переоценить для жизни города и губернии - открылся учительский институт.

На открытии присутствовал губернатор Н.Н.Гололобов, и его "жаркий призыв служить царю и Отечеству был покрыт пением гимна".

Исполняющим обязанности директора института был назначен А.С.Богданов, затем Медведков А.П.

На учёбу было принято 21 человек. (152,с.108) Политические события формировали обстановку, в которой должен был начинать работу институт. В это время в учебных заведениях России шли демократические преобразования, но в то же время сохранялось очень много традиций от прежней системы преподавания. Эта борьба нового со старым наложила отпечаток на работу института. С одной стороны, преподаватели старались уходить от обязательной регламентации в проведении учебных занятий: "Предоставить каждому преподавателю, сообразовавшись с характером порученных ему предметов, держаться той системы преподавания и тех способов проверки знаний воспитанников, какие преподаватель считает наиболее пригодными для достижения намеченных ими целей". (59,с.24)

Преподавательским коллективом рассматривался широкий спектр возможных методов обучения: лекции, репетиции, зачёты, беседы, практические работы. Причём, поразительно то, что обучающиеся сами могли назначать время для индивидуальных занятий с преподавателями. Хотя среди самих преподавателей не было единого мнения, какие методики дадут наибольший результат, так как практического опыта работы в учительском институте ещё не было.

Этим объясняются многочисленные дискуссии на педсоветах, которые помогали находить общеприемлемые подходы. Например, в ходе такой дискуссии было принято решение, что в 1 классе учительского института следует ввести поурочную систему преподавания по всем предметам, но из-за "расхождений на систему преподавания было принято решение обратиться к главному инспектору училищ Восточной Сибири."(59,с.24)

Признавая возможность разных форм и методов обучения, педколлектив института был нацелен на получение положительного результата в обучении:"В усвоении учащимися минимума преподаватель должен убеждаться при всяком удобном случае, возвращаться к нему при разработке нового материала путём возбуждения в сознании учащихся соответствующих ассоциаций рассудочного характера, уделять внимание систематизации материала, выработке силами самих учащихся под руководством преподавателя обобщений и выводов, чтобы преподаватель имел возможность судить как о целесообразности собственных приёмов преподавания, так и об его результатах,"(59,с.20) Педагоги были сориентированы на взаимопосещение уроков, которое давало возможность изучать опыт коллег и находить оптимальные методы преподавания.

Практиковались экскурсии, написание учащимися очерков, рефератов.

Несмотря на то, что в связи с военным положением и проводившейся реформой школы были отменены переводные экзамены во всех учебных заведениях, было принято решение: "Хотя переводных экзаменов в этом учебном году воспитанники института и не будут держать, но некоторым из воспитанников могут быть назначены повторные испытания, если успешность занятий у них не повысится".(59,с.28)

С первых дней существования института шла работа по совершенствованию учебного плана. Было признано целесообразным введение новых предметов: школьной гигиены, истории русской педагогики, физического воспитания.

Коллектив института принимал участие в благотворительных мероприятиях, вызванных нуждами продолжавшейся войны. Общественность Красноярска узнала об инициативе жены главнокомандующего Юго-Западным фронтом Брусиловой о создании организации "Братская помощь", целью которой было оказание помощи воинам, пострадавшим в ходе боевых действий. Преподаватели института решили "принять на попечение института одного лишившегося трудоспособности воина", которому предполагалось перечислять 2% от "сумм жалованья всех служащих института, вычетов из стипендий студентов в размере, ими самими установленном".(59,с.18) Затем это решение было изменено, и деньги стали перечислять на один из лазаретов г.Москвы. Эта благотворительная акция продолжалась до конца лета 1917 года, когда было принято решение о прекращении подобных перечислений, и уже в сентябре собранные деньги были переданы слушателю институтов Петрову на приобретение пальто.(59,с.60)

Становление института совпало с кардинальными политическими событиями в истории России, круто изменившими привычный ход жизни. Откликом на события февральской революции 1917 года было заседание педагогического совета, посвящённое выработке "отношения к происшедшему в последние дни государственному перевороту".

Оценка ситуации, настроение большинства преподавателей становятся очевидными при ознакомлении с их решением: "Принимая во внимание, что великое дело народного просвещения, которому, по мере сил своих, служит педагогический персонал Красноярского учительского института и городского при нём училища, находится в самой тесной связи с политическим и общественным строем России, и что широкое, свободное и всестороннее развитие образования возможно лишь в государстве свободном и демократическом, сочли гражданским долгом горячо приветствовать победу русского народа и общества над бюрократией старой России и единогласно постановили послать на имя нового министра народного просвещения, профессора А.А.Мануйлова, телеграмму следующего содержания: "Педагогический совет Красноярского учительского института на заседании своём 7 марта постановил приветствовать Вас, как первого министра народного просвещения, выдвинутого революцией. Совет выражает твёрдую уверенность, что Временное правительство, в состав которого Вы входите, примет все меры к созданию в России истинно демократического строя, способного оказать благотворнейшее влияние на жизнь русской школы и труд её деятелей".(59,с.58) Поразительное единодушие в принятии новой власти, если учитывать, что прошло менее полугода с того момента, когда этот же коллектив с удовлетворением выслушивал "благодарность царя за выраженные верноподданнические чувства учащих, учащихся и присутствовавших на торжестве открытия в Красноярске учительского института", а также и то, что ими по собственному желанию осенью 1916 года собирались деньги на приобретение "портрета наследника в походной форме".(59,с.11,18)

После революции последовали демократические изменения, коснувшиеся в первую очередь расширения прав учащихся. В частности, рассматривался вопрос об участии их в заседаниях педагогического совета. Педколлектив сошёлся во мнении, что нужно предложить воспитанникам "устроить своё собрание и на нём после всесторонней оценки личности и деятельности каждого из членов педсовета тайным голосованием решить вопрос о доверии или недоверии своём членам совета, и чтобы о результатах голосования публично объявить."(59,с.33)

Учащиеся воспользовались предоставленными правами и высказали недоверие ряду преподавателей.

Воспитанники высказали пожелания о введении изменений в содержание образования и организацию учебного процесса:

"-введение новых предметов: законоведения, политической экономии;

-увеличение классов до четырёх с несколькими специальными отделениями на последнем курсе;

-предоставление прав для поступления в высшие учебные заведения;

-увеличение количества слушателей; введение лекционно-репетиционной системы преподавания;

-увеличение стипендии до 500 рублей в год;

-замена курса элементарной арифметики курсом арифметики теоретической;

-отмена классного наставничества;

-разрешение свободного ухода с уроков;

-отмена обязательных заявлений о причинах опаздываний и пропусков уроков;

-замена названия "воспитанник" на название "слушатель";

-увеличение практических уроков по физике и естествознанию;

-отмена обязательного посещения молитвы и исповеди;

-участие слушателей на заседаниях совета в числе, равном числу членов педсовета, с правом решающего голоса.(59,с.34)

Часть преподавателей, не согласных с проводимыми изменениями, уволилась из института. Но основная часть педагогов пошла на ряд изменений, в частности, было принято решение ввести в состав педагогического совета троих учащихся с правом решающего голоса по всем вопросам институтской жизни.

Были проведены выборы директора института, в ходе которых было руководителем учебного завода остался А.П.Медведков.(59,с.37)

Педагогический коллектив наряду с предложениями учащихся об изменении учебного процесса в институте разработал свои соображения реформирования института и, несмотря на последующее нестабильное в политическом отношении время, настойчиво, на протяжении всего революционного времени, гражданской войны работал над этой проблемой. Осенью 1917 года преподаватели рассматривали записку по реформированию института, подготовленную преподавателями А.М.Гневушевым, В.А.Смирновым и директором института Медведковым. А.М.Гневушев был известным в Красноярске человеком, автором ряда работ по проблеме земского движения в Сибири. В записке эта группа авторов предложила постепенный переход к изменению статуса института: "Двигаться к типу высшей педагогической школы". Для этого предлагалось для поступления в институт повысить требования к абитуриентам. Именно от уровня их подготовки зависела возможность начать работу по созданию первого высшего учебного заведения в губернии, поэтому планировалось осуществлять приём на 1 курс слушателей, имеющих образование не ниже 7-и классов гимназии и двухлетний педагогический стаж. Авторы предлагали специализацию начинать с 1 курса по трём отделениям: историко-словесному, физико-математическому, естественно-географическому.(59,с.75)

Преподаватели предлагали отменить действовавшее положение о штатах 1872 года, ввести совместное обучение девочек и мальчиков, сделать обучение бесплатным, устранить отметки и награды, больше уделять внимания физическому и эстетическому развитию учащихся, начать преподавание новых языков. Педагоги выразили пожелание разрешить "свободу преподавания, самостоятельной разработки программ и учебных планов, объёма изучаемого материала". Предложения касались и улучшения финансирования института. Они настаивали на необходимости того, что "казной и местным самоуправлением должны отпускаться деньги на наглядные пособия, кабинеты, библиотеку, читальню, классы ручного труда. Учитывалось и трудное материальное положение воспитанников, для которых предлагалось организовать горячие завтраки, снабжать их учебниками, одеждой и обувью.(59,с.39)

В августе 1917 года педсовет, "не дожидаясь разрешения от округа", начинает приём девочек. Принимается решение о введении нового правописания. Учебный год был начат при недокомплекте учителей. Но набор учащихся и в институт, и в высшее начальное училище при институте был сделан полностью. Когда в конце августа в администрацию института поступило прошение от заведующего Синельниковским приютом о принятии в высшее начальное училище 3-х воспитанников, то в выполнении просьбы было отказано за неимением мест. Правда, позже просьба эта была удовлетворена. В связи с призывом учителей на военную службу, политической нестабильностью из губернии выезжало много учителей и стала ощущаться острая нехватка кадров. Институт откликнулся на решение этой проблемы открытием краткосрочных годичных учительских курсов. Эта инициатива была поддержана министерством просвещения.(59,с.71) В июне 1918 года был проведён первый выпуск слушателей курсов в количестве 47 человек.

С нового учебного года было принято решение о введении в учебный план нового предмета - общей гигиены. Сохранялась проблема с преподаванием Закона Божьего. Неясность вопроса существовала до поступления разъяснения главного инспектора училищ Восточной Сибири, который сообщил: "Институт не имеет ни юридического, ни морального права отменять уроки Закона Божия; преподавание этого предмета сделать необязательным, предоставив посещение уроков лишь желающим". В связи с этим законоучителем был выбран Н.П.Березовский. Однако Октябрьская революция внесла свои коррективы. Школа была отделена от церкви. Соответствующие документы поступили в институт, но выполнять их безоговорочно не стали. Педсовет института поручил родительскому комитету высшего начального училища рассмотреть целесообразность выполнения декрета советской власти, а в институте решить судьбу декрета должны были слушатели. В результате школьный совет высшего начального училища решением от 15 марта постановил "оставить уроки этого предмета на прежнем месте расписания." В институте "часть слушателей изъявили желание слушать лекции богословия". Учитывая, что финансирование этого предмета было прекращено, законоучитель Н.П.Березовский "изъявил согласие читать лекции бесплатно".(59,с.84-85)

Этот факт свидетельствует о том, что решения советской власти не воспринимались как обязательные для исполнения. В 20-е годы Н.К.Крупская писала о сложностях того периода: "Задача была поставлена перед учителем чрезвычайно трудная. Он совершенно не был подготовлен к её осуществлению уже по одному тому, что был совершенно ошеломлён развёртывающимися событиями, что предыдущая его подготовка вовсе не подготовила его к пониманию совершающегося. Строить, не зная что, вещь мудрёная, а тут надо было строить ещё невиданное здание, пролагать к нему новые тропы".(87,с.96)

Все политические партии предлагали свои программы в области просвещения. Ещё летом 1917 года местная организация партии кадетов перед выборами в городскую думу, которые должны были состояться 2 июля, представили свой вариант решения образовательных вопросов:

-введение бесплатного обязательного светского образования в начальной школе;

-расширение курса начальной школы введением пятилетнего курса вместо трёхлетнего;

-развитие сети профессиональных низших школ;

-устройство новых школ среднего типа общеобразовательных и профессиональных;

-бесплатное обучение в таких школах, содержимых на средства города;

-настаивание на открытии в Красноярске высших учебных заведений в виде лесной академии, горного института или сельскохозяйственной академии;

-содействие открытию детских садов, приютов для сирот, поощрение обществ и организаций, опекающих интересы внешкольного и профессионального образования;

-устройство образовательных учреждений для взрослых, открытие народных университетов. Расширение существующих библиотек и открытие бесплатных библиотек.(60,с.1)

Мало отличалась от кадетской программа по образованию у эсеров:

-организация особых классов при школах для неуспевающих,

-уничтожение церковно-приходских школ и преобразование их в гражданские учебные заведения;

-преподавание на родном языке;

-бесплатное снабжение школьными учебниками и пособиями;

-всемерное содействие демократическим организациям, заботящимся о народном образовании, об общем воспитании.(61,с.38)

Отношения с органами советской власти не складывались. Когда в марте 1918в институт обратились представители Красноярского краевого исполнительного комитета с предложением освободить помещение, занимаемое высшим начальным училищем, и переехать в здание епархиального училища, преподаватели выразили недовольство. Здание все-таки было занято. В ответ на это была сформирована делегация от института для того, чтобы выразить протест. 23 апреля члены делегации побывали в исполкоме, где услышали, что помещение начального училища занято комиссариатом общественного призрения. "Комиссар призрения Маерчак заявил, что на занятие здания он получил согласие директора института, но формальных данных, подтверждающих это согласие, комиссар не имел. В опровержение комиссара Маерчака делегация представила акт, составленный 3 апреля в присутствии директора института А.Медведкова и других о занятии помещения комиссариатом призрения. В этом акте есть собственноручная подпись директора института о том, что он, директор, просил комиссара Маерчака здания не занимать, однако Маерчак с его просьбой не согласился. Однако выяснилось, что здание вернуть невозможно, - так заявили оба комиссара. Вопрос о новом здании будет разрешён летом. Делегация попросила в письменной форме дать обещания комиссара."(59,с.95) Сам тон, в котором написан протокол, отсутствие инициалов у фамилии комиссара говорят о неприятии власти, а не её методов. К этому времени практически все здания школ были заняты под военные нужды, и ни в одном документе нет подобной резкости, есть лишь сетования на то, что учить детей приходится в неприспособленных холодных приделах церквей, частных домах. Данный же документ скорее похож на ультиматум.

Чехословацкий мятеж привёл к ликвидации советской власти. Но институт ещё жил прежними указаниями и поэтому в июне 1918 года среди слушателей института была проведена анкета среди слушателей о доверии преподавателям. По результатам анкетирования недоверие было объявлено 3-м членам педагогического коллектива, и это стало предметом обсуждения на педагогическом совете. А.М.Гневушев оценил ситуацию следующим образом: "Лучшей оценкой деятельности преподавателя является оценка самих учащихся, но в данном случае я возражаю против такой постановки вопроса, ибо выражать недоверие преподавателю можно только тогда, когда он не знает своего дела или небрежно к нему относится. Выражение недоверия пятнает профессиональную честь преподавателя. Обвинения должны быть точно формулированы и мотивированы. В данном случае слушатели прибегли к персональному опросу товарищей, причём анкета и ответы по ней составлялись каждым слушателем совершенно своеобразно. Общего решения здесь не было, тогда как анкета должна быть выработана общим собранием и формулировка её должна быть общей и единообразной."(59,с.108) На педсовете присутствовали представители от слушателей, но они не стали давать разъяснения по поводу причин недоверия к преподавателям и не смогли пояснить "обвинений по адресу 3-х преподавателей".

Политическая нестабильность, отсутствие ориентиров, чётких позиций в решении финансовых и кадровых позиций заставляли педагогов искать пути выхода из сложившейся ситуации. Люди нуждались в защите своих прав, но власти были слишком заняты решением политических и военных проблем и не вникали в частные вопросы отдельного учебного заведения. Это заставляло педколлектив искать пути выхода искать самостоятельно. Констатация факта, что "настоящее положение учительского института ненормально", заставило их пойти по пути, которым пошли слушатели. Если те проводили опрос о доверии преподавателям, то последние приняли решение провести перевыборы директора. Директору поставили в вину "полное неумение обращаться со средствами, полный хаос в ведении хозяйственных дел, незнание порядка ведения административных дел, полное неумение вести заседания".(59,с.110) Правда, при этом было отмечено, что "два года напряжённой и ответственной работы в институте сильно расшатали его и без того слабое здоровье, и в настоящее время он, Александр Петрович, находится в состоянии глубокого нервного расстройства". Попытки А.П.Медведкова выступить в свою защиту, объяснения о том, что "его деятельность освещена односторонне", не привели к урегулированию конфликта. Не были взяты во внимание его прежние заслуги. Александр Петрович пытался защитить своё достоинство: "У меня есть труды по педагогике: "Педагогика", "История педагогики", "История русской педагогики", статьи с хорошими рецензиями от П.Ф.Каптерева и Л.Н.Радлова". Однако педсовет обратился к "соответствующей" власти с просьбой о его увольнении. Отсутствие поддержки среди коллег и слушателей, ощущение ненужности привели к обострению нервного расстройства А.П.Медведкова. Он тяжело заболел. На лечение были выхлопотаны деньги, он был отправлен в Томск, где и умер в январе 1919года в психиатрической больнице. Когда об этом стало известно в институте, педсовет принял решение "библиотеку покойного пробрести для института", а его портрет вывесить в институте. Новым директором был назначен Чеботарёв А.С., который летом 1918 года по поручению педколлектива ездил в Омск, где размещалось правительство А.В.Колчака. Вернувшись оттуда, он информировал коллег о политике министерства в области просвещения: учебные округа, учительские институты Сибири должны были подчиняться непосредственно министерству; предполагалось сохранять выборное начало преподавателей; в учебном плане сохранялся Закон Божий. А.С.Чеботарёв ставил в министерстве вопрос о приобретении для института нового здания, но ему было отказано "за неимением средств". Поднимался им вопрос и реформировании института, но разрешения получено не было.(59,с.122)

Несколько позже, в августе 1918 года, в институт пришли "Временные правила управления учебными заседаниями и выборном начале" из министерства просвещения, в котором участие слушателей в педсоветах не предусматривалось. Однако преподаватели в ходе дискуссии указали "на пользу от совместной работы и на то, что слушатели - совершеннолетние". Было принято компромиссное решение об участии слушателей в заседаниях педагогического совета, но с правом совещательного голоса. Слушателей такое решение не устроило, о чём они поставили в известность преподавателей.(59,с.127) В конце 1918 года из министерства просвещения пришло распоряжение о том, что "слушатели института не могут принимать участие в заседаниях с правом решающего голоса".(59,с.166) Вопрос этот дебатировался и в последующем. Распоряжением от 29 января 1919 года министерство народного просвещения окончательно запрещает слушателям института "участвовать в заседаниях педсовета", и педсовет, "оставаясь по этому вопросу при прежнем мнении, т.е. что участие представителей слушателей желательно и весьма полезно для дела, принимает это

распоряжение министерства к исполнению".(59,с.184)

Не проявили желания преподаватели накануне учебного года участвовать в перевыборах, мотивировав это решение тем, что они уже подвергались процедуре перевыборов. Однако в начале сентября всё-таки состоялся педсовет, на который была приглашена общественность. На нём предполагалось провести выборы. На заседание совета пришёл лишь один представитель уездного земства - Н.В.Кузнецов. В его присутствии преподаватели утвердили состав своего коллектива.

Нужно отдать должное правительству Колчака в том, что в ответ на запросы города было разрешено открыть средние политехническое, железнодорожное, техническое и землемерное училища.(62,с.3)

В новом учебном году было принято решение о возобновлении преподавания Закона Божия. Большинство педагогов говорило "о необходимости молитвы как дисциплинирующего средства".

С весны 1919 года положение правительства Колчака усугубляется. В институте проводится мобилизация на военную службу как слушателей, так и преподавателей. Учебный год заканчивается раньше - в марте. Само здание института занимается для размещения военных подразделений.

И даже в этот период работники института хлопочут о реформировании института, о приобретении более подходящего здания для его размещения. Руководству института поступило предложение от домовладельца Цуккермана о покупке у него нескольких зданий для института. Директор института предпринял ряд поездок в Омск для решения этого вопроса. Несмотря на то, что в Омске было получено согласие на заключение этой сделки, само существование колчаковского правительства уже было проблематичным и решать её руководству института, равно как и проблему его реформирования, пришлось уже с советской властью в 1920 году.

11 марта 1920 года была проведена коллегия по народному образованию, на которой было принято решение открыть в институте словесно-исторический, физико-математический, естественно-исторический и географический, сельскохозяйственный и инженерный факультеты. Коллегия решила "обеспечить институт помещением в центре города и дачным участком, по возможности обустроить институт мастерскими, фермой, огородом, садом и пасекой, для чего снабдить институт достаточным земельным участком."(62,с,45) В этом же месяце институт был переименован в педагогический.(62,с.64)

Использованная литература:

1.Абрамов Я. Хроника русского образования ж.Русская школа,1890 №3

2.Абрамов Я. Хроника русского образования.ж.Русская школа, 1890 №4

3.Абрамов Я.Хроника русского образования ж.Русская школа, 1890 5

4.Абрамов Я.Хроника русского образования ж.Русская школа, 1890 7-

5.Абрамов Я.Хроника русского образования ж.Русская школа, 1890 8

6.Абрамов Я. хроника русского образования ж.Русская школа, 1890 9

7.Абрамов Я.Очерки частной инициативы в деле народного образования в России. Ж.Русская школа, 1891, 1

8.Абрамов Я.Очерки частной инициативы в деле народного образования в России. Ж.Русская школа,1891, 2

9.Абрамов Я.Очерки частной инициативы в деле народного образования в России. Ж.Русская школа, 7-8

10.Абрамов Я.“Просветительские общества в провинции” ж.Русская школа. 1896 №11,12

11.Азадовский М.А. Станичники краеведческой деятельности и декабристы в Сибири, Иркутск, 1925

12.Аференко В.Красноярская газета,1999, 16 марта

13.Бердников Л.П. Вся красноярская власть.-Красноярск,1995.

14.Быконя Г.В., Фёдорова В.И., Бердников Л.П.- Красноярск в дореволюционном прошлом. Красноярск, 1990.

15.Бакай Н.Н. 25-летие Красноярской губернской гимназии, Краснярск,1893

16.Бакай Н.Н. К 25-летию Красноярской женской гимназии, Красноярск,1895

17.Бакай Н.Н.Страничка из истории народного образования Восточной Сибири в конце 18-го века.Сибирский сборник.1894выпуск 4

18.Благотворительные учреждения России, С-Петербург, 1912

19.Боткина А.П. П.М.Третьяков М,1986

20.Бочанова Г.А. Внешкольное образование рабочих Сибири в конце ХIХ - начале ХХ века", сборник "Революционное и общественное движение в Сибири в конце ХIХ - начале ХХ века", Новосибирск, 1986

21.Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Мир философии, т-11 М,1991г

22.Бердяев Н. О назначении человека, Мир философии,т.11,М,1991г

23.Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда.Вехи

24.Белоконский И.П. “Просветительские общества и учреждения на Ярославской выставке” ж.Рус.шк.1904№2

25Белоконский И.П.”Народное образование в Сибири”, ж.Русская школа,1891,№ 5-6

26.Беляев А.Воспоминания о пережитом и перечувствованном, М.,1980

27.Вехи, Сборник статей, М.,1992

28..Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения, М,1986

29..Вечерний Красноярск, 1990,10 февраля

30..В Енисейскую городскую Думу секретаря Енисейской городской Думы М.П.Миндаровскго, Енисейск, 1914

31.Говоров С.К. О попечительстве в начальной школе единоличном и коллегиальном М,1902 32.Город у Красного Яра,сб.док.Красноярск,1986

33.Гузенков,С.В.,Хроленок С.В.,К вопросу о влиянии золотопромышленности на экономику края в эпоху капитализма (1861-1917) в книге “Промышленное развитие Сибири в Х1Х-началеХХ века”, Иркутск,1989

34.ГАКК Ф.3,0.1,Д.31

35.ГАКК Ф.3,0.1,Д.28

36.ГАКК Ф.42,01,Д.594

37.ГАКК Ф.595,0.1,Д.2439

38.ГАКК,ф.827,0.1, Д.96

39.ГАКК Ф 595, 0.63, Д.4219

40.ГАКК Ф.595, 0.63, Д.3757

41.ГАКК,Ф.93,О.1,Д7.

42.ГАКК,Ф.93,О.1,Д7.

43.ГАКК,Ф.851,О.1,Д.1.

44.ГАКК,Ф.595,О.1,Д.6497

45.ГАКК,Ф.595,О.1,Д.5822

46.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.730

47.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.30

48.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.2231

49.ГАКК,Ф.595,О.1,Д.3510

50.ГАКК,Ф.161,О.1,Д.212

51.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.75

52.ГАКК,Ф.161,О.1,Д.227

53.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.63

54.ГАКК,Ф.595,О.1,Д.5735

55.ГАКК,Ф.595,О.1,Д.2283

56.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.63

57.ГАКК,Ф.161,О.2,Д.1113

58.ГАКК,Ф.8535,О.1,Д.2

59.ГАКК,Ф.375,О.1,Д.100

60.ГАКК,Ф.3,О.1,Д.31

61.ГАКК,Ф.355,О.1,Д.2

62.ГАКК,Ф.851,О.1,Д.2

63.ГАКК,Ф.1798,О.1,Д.8

64.ГАКК,Ф.93,О.1,Д.7

65.ГАКК.Ф.595.О.1.Д.6426

66.ГАКК.Ф.3.О.1.Д.332

67.ГАКК.Ф.796.О.1.Д.4655

68.ГАКК.Ф30.Д.84

69.ГАКК.Ф.42,О.1,Д.594

70.ГАКК.Ф.595,О.1,Д.6425

71.Головачёв П. Сибирь: Природа. Люди. Жизнь. - Москва, 1905.

72.Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка, 1882,т.3

73.Доклад "О введении в Красноярске всеобщего начального образования". Красноярск,1909.

74.Декабристы в Сибири, Новосибирск, 1952

75.Дикий Э.Л. Зимняя И.А. Милосердие: проблема психологии? Психологический журнал 1991 т.12, №2

76.Енисейские епархиальные ведомости, 1895,1

77.Енисейские епархиальные ведомости,1901,8

78.Енисейские епархиальные ведомости,1901,18

79Жолудев Д.Г.,Краткая история школ Красноярского края.Енисейск,1961

80.Жолудев Д.Г.,Из истории народного образования Красноярского края. Учёные записки. Енисейск,1952

81.Журнал1-24 съездов духовенства Енисейской епархии, Красноярск,1899

82.Журнал 42 общеепархиального съезда дух-ва Ен.епарх. в г.Кр-ске 1912 Кр 1913

83.Журнал 46 общеепархиального съезда дух-ва в Ен.епарх Кр.1916

84.Захаров А. Чухлеб С Предпринимательство и этика.ж.Свободная мысль №17

85.Звягинцев.Е. Попечительства при народных школах зачем и как мы их устраиваем М.1909

86.История Красноярского края.-Красноярск, 1967

87.История Сибири,Л.,1968,т.2

88.Историческая справка к вопросу о народном образовании в Енисейской губернии, Енисейские епархиальные ведомости, 1895

89.Иванов А.Книготорговля.

90.К 25-летнему юбилею общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске, Красноярск,1912.

91Константинов Н.А., Струминский В.Я.Очерки по истории начального образования в России.-Москва,1953.

92.Кривошея Б.Г.,Лаврушева П.Г., Прейсман Э.М.-Музыкальная жизнь Красноярска.-Красноярск,1983.

93.Красноярск. Очерки города.-Красноярск,1988.

94.Клемантович И, Скоч А. Благотворительность: уроки истории, ж.Воск.шк., 1990-№5

95.Куломзин А.Н. Доступность нач.шк. в России СПБ.1904

96.Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. П.М.,1922

97.Кропоткин П.А. Этика, М.1991

98.Красноярская городская торговая школа за 3 года ее существования (с сент.1913 по авг.1916) Кр.1916г.

99.Катанов В. В помощь сибирским сельским школам по постройке школьных зданий, Кр.1914

100.Крупская Н.К.,Об учителе,М.1960

101.Крутовский В.М.,Очерк

102.Каптерев П.Ф.,Современные педагогические течения,М.1913

103.Красноярск, Очерки города,Красноярск,1988

104.Косых Е.Н., К истории внешкольного образования в сибирской деревне(август 1914-февраль 1917).Сборник "Некоторые вопросы истории крестьянства", Томск, 1976

105.Косых Е.Н., О характере внешкольного образования в Сибири накануне февральской революции. Сборник "Революционное и общественное движение в Сибири в конце ХIХ-начале ХХ века." Новосибирск, 1986

106.Кудряшов Э.Г., Организационное движение либеральной буржуазии в 1905 году. Сборник "Из истории Сибири", выпуск 6, Красноярск 1973

107.Казаринова П.К. Матвеева З.Н. Библиотеки

108.Карманов П.К.,Одинцова М.Н.,Красноярское ремесленное училище Т.И.Щеголевой.,Сборник “Вопросы социально-экономического развития и культуры Красноярского края в документах архивного фонда”,Кр.,1997

109.Красноярские профсоюзы,1994,6

110.Летопись А.А.Кытманова, Енисейский краеведческий музей.

111.Ленин В.И.,ПСС,т.2

112.Мешалкин П.Н.,Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей,Красноярск,1995

113.Малиновский И.А.,Ссылка в Сибирь,Томск,1900

114.Московская старина, М.1989

115.Милюков П.Н.,Очерки по истории русской культуры,М,1994

116.Маклакова И.Ю. Земские ходатайства как источник по истории общественно-педагогического движения в России второй половины Х1Х-начала ХХ века.(Сборник”Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма”М.1980)

117.Начальные школы города Красноярска за 1913год(Под редакцией Оносовского)-Красноярск,1914.

118.Нагаев А.С., Золотопромышленность Сибири, Учёные записки,Енисейск,1952

119.Новикова С. Из истории отечественного меценатства ж.Посев 1992 №2

120.Отчёт общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске.-Красноярск,1895.

121.Отчёт общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске за 1892год.-Красноярск,1893.

122.Отчёт Совета общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске за 1898 год.-Красноярск,1898.

123.Отчёт Совета общества о начальном образовании в городе Минусинске за 1903-1906годы,-Минусинск, 1907.

124.Отчёт совета общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске за 1902год.-Красноярск, 1903.

125.Отчёт общества попечения о начальном образовании в городе Енисейске за 1894год.-Енисейск,1895.

126.Отчёт Совета общества попечения о начальном образовании в городе Енисейске за 1904 год.-Енисейск,1905.

127.Отчёт по Ольгинскому приюту "Трудолюбие" за 1909год.-Красноярск,1910.

128.Отчёт по Ольгинскому приюту за 1913 год.-Красноярск,1914.

129.Отчёт по Ольгинскому приюту за 1915 год.-Красноярск,1916.

130.Отчёт попечительского Совета Сиропитательного дома Т.И.Щёголевой за 1894год.-Красноярск,1895.

131.Отчёт Красноярской Городской Управы за 1909 год.-Красноярск,1910.

132.Отчёт о деятельности Красноярского Синельниковского общества благотворителей и попечения сирот за 1895год.-Красноярск,1896.

133.Отчёт о деятельности Ольгинского приюта "Трудолюбие".-Красноярск,1905.

134.Отчёт о состоянии ЦПШ Енисейской епархии в 1913-1914 годах,-Красноярск, 1914.

135.Отчет совета общества попечения о начальном образовании г.Енисейск за 1896г, Енисейск,1897

136.Отчет Енисейского общества попечения о народном образовании с 8 января 1912 по 1 января 1914г Енисейск, 1915

137.Отчет о воскресной женской школе г.Енисейска за 1912-13г, Енисейск.1914

138.Отчет Енисейского общества попечения о народном образовании за 1915г Енисейск,1916

139.Отчет о состоянии Красноярского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1902-1903г

140.Отчет о введении всеобщего образования.Красноярск1910г.

141.Ожегов С.И.Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.1990

142.Ольгинский детский приют трудолюбия Синельниковского общества благотворителей и попечения сирот.1889-1914.Красноярск1914

143.Отчёт общества содействия учащимся в С-Петербурге сибирякам за 25 лет,С-Петербург,1911

144.Отчёт общества содействия учащимся в Москве сибирякам

145.Отчёт общества вспоможения Красноярской женской гимназии, Красноярск,1910

146.Отчёт о состоянии ЦПШ Красноярской епархии за 1913-1914 годы, Красноярск,1914

147.Очерк о приюте арестантских детей.Красноярск

148.Педагогический подвижной музей при обществе попечения о начальном образовании, Красноярск,1909

149.Потанин Г.Н. О рабочем классе в ближней тайге. Ж.Русское слово. 1861 № 6

150.Протокол заседания членов комитета грамотности при Енисейском Губернском комитете от 3 ноября 1893 года

151.Протокол заседания членов комитета грамотности при Енисейском Губернском комитете за 1892 год

152.Положение церковного и школьного строительства на средства фонда имени императора Александра III

153.Памятная книжка Енисейской губернии за 1889 год,Красноярск,1897

154.Петров Ю. Предприниматели и российское общество в начале Ххвека. Ж.Свободная мысль,1992, №17

155.Протоколы 1 съезда представителей городов Енисейской губернии и организаций помощи призванным воинам и их семьям в г.Красноярске 15-17 июля 1915г Красн.1915.

156.Г.Х.Рабинович Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца Х1Х –нач.ХХв Томск 1978

157.Сборник постановлений Красноярской Городской Думы за 1915 год.-Красноярск,1916.

158.Словарь современного русского языка,М-Л,1960,т.10

159.Сибирская школа,1916,1

160.Сибирская школа,1916,2

161.Сибирская школа,1916,3

162.Сибирская школа,1916,4

163.Сибирская школа.1916.5

164.Соколов В.Н. Партбилет №0046340, ч.111,Кр

165.П.Соколовский Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае Харьков 1914

166.Сибирская школа,1916,5

167.Сибирская школа,1916,6

168.Сибирская школа,1916,7

169.Сибирская школа,1916,8

170.Сибирские вопросы, 1910,5

171.Сахаров А.Н.,История России с древнейших времён,т.III,М,1997

172.Соболев М.Н.,Пути сообщения в Сибири.Сборник “Сибирь, ее современное состояние и ее нужды”,

173.Соболев М.Н.,Экономическое значение Сибирской железной дороги.,Известия императорского Томского университета,Томск,1901,кн.18

174.Труды IВсероссийского съезда по вопросам народного образования, С-Петербург

175.1000лет русского предпринимательства, М.1995

176.1905 год в Красноярске,Красноярск,1955

177.Устав общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске.-Красноярск,1895.

178.Устав общества попечения о начальном образовании в городе Красноярске.-Красноярск,1914.

179.Устав Красноярского ремесленного училища Т.И.Щёголевой.-Красноярск,1876.

180.Устав Красноярского Синельниковского общества благотворителей и попечения сирот,-Красноярск,1887.

181.Устав Рыбинской низшей сельскохозяйственной школы,Красноярск,1910

182.Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения,т.II,М,1954

183.Устав Енисейского общества попечения о народном образовании в городе

Енисейске,1912

184.Устав общества попечения о начальном образовании в городе Енисейске.Енисейск1898

185.Циркулярное распоряжение по инспекции народных училищ I разряда Енисейской губернии,1910

186.Чаадаев П.Я. Статьи и письма,М,1989

187.Чарнолуский В.И. Частная инициатива в деле образования СП,1910

188.Чехов Н.Народное образование в России от 60-х годов XIX века

189.Шейнфельд, Историография Сибири, Красноярск,1973

190.Ф.Ф.Шамахов Роль народной инициативы в борьбе за просвещение в дореволюционной Сибири (в кн.”Общественно-политическое движение Сибири в 1861-1917 “Новосибирск, 1967)

191.Шамахов Ф.Ф.,Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине ХIХ века. Учёные записки Томского государственного университета.Томск, т.ХIY, 1955

192.Шамахов Ф.Ф. Школа западной Сибири в конце ХIХ - начале ХХ веков.

Томск, 1957

193Школа духовности,2001,1

194.Юдин Г.В. Библиографический указатель,Красноярск,1991

195.Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири.-Ново-Николаеск,1913.

196.Чудновский. Статистико-публицистические этюды Енисейской губернии.

200.Ядринцев Н. Сибирь как колония,С-Петербург,1892


Приложение №1

СВЕДЕНИЯ О ВСЕХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

г.ЕНИСЕЙСКА к 1 января 1903г

Название уч.заведения Кол-во уч-ся Почетные блюстители
1приходское училище (муж) открыто в 1859г   Енисейский купец Егор Степанович Кузнецов с 1888
2приходское училище (муж) открыто в 1882г   Енисейский купец Вениамин Карпович Патраков с янв.1901г
3 приходское училище (смешанное)   Жена потомственного почетного гражданина Александра Ивановича Матонина
4 приходское училище (муж)   Горный инженер Владимир Марцелович Внуковский
5 училище (жен)   Мариинский купец Федор Трифонович Савельев
Школа Веры Арсеньевны Баландиной (жен) открыта в 1895   Жена потомственного почетного гражданина В.А.Баландина с 1895
Иверская двухклассная ЦПШ открыта в 1888г в здании монастыря   Игумения Иннокентия с 1895
Христо-Рождественская ЦПШ (муж) открыта в 1899 –здание церковное   Енисейский мещанин Александр Михайлович Маров с 1902
Одноклассная ЦПШ Спасского монастыря   Настоятель монастыря игумен Савва
Женская воскресная школа    
Городское училище    
Мужская прогимназия    
Женская гимназия    
Всего учащихся    

Отчет Совета общества

попечения о начальном

образовании за 1900-1902г,

Енисейск,1903,

с.124-126

Приложение №2

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОПЕЧИТЕЛЬСТВАХ ПРИ
НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ
(Высочайше утвержден 26 марта 1907г)

1.При начальных училищах всех наименований могут учреждаться попечительства, на которые возлагаются заботы о благоустройстве училищ и об улучшении положения учащих и учащихся в них. По желанию населения, для нескольких училищ может быть учреждено одно общее попечительство.

2.Открытие попечительства при начальных училищах разрешается, по ходатайству содержателей училищ, местным уездным и городским училищным советом.

3.В состав попечительств входят: попечитель или попечительница училища, законоучитель, учитель или учительница, заведующие училищем, представитель от земства или города или выборные лица от местного населения, пользующиеся училищем. Представитель от земства или города, а также выборные от местного населения избираются на три года.

4.Попечительства пользуются правом предложения содержателям училищ кандидатов на должности попечителей или попечительниц и учащих лиц в училища, находящиеся на их попечении.

5.Попечительства должны заботиться о том, чтобы всем детям школьного возраста данной местности представлена была возможность учиться в школах. В сих целях попечительства могут устраивать помещения для ночлега учеников, доставлять подводы для тех или иных, которые живут на далеком расстоянии от училища, снабжать неимущих учеников одеждой, обувью, пропитанием и т.д.

6.Попечительства входят в ближайшее рассмотрение хозяйственных нужд школы, составляют предложения и изыскивают средства для их удовлетворения, а также заботятся о наиболее хозяйственном производстве расходов по содержанию школы.

7.При изыскании средств на предмет удовлетворения училищных нужд попечительства имеют право: а)принимать пожертвования деньгами, учебными пособиями, книгами, одеждою и другими, соответствующими целям попечительства предметами и б) устраивать, с надлежащего каждый раз разрешения, концерты и публичные чтения.

8.Попечительства собираются в установленные ими самими сроки, а также по мере надобности, по приглашению председателя, которым состоит попечитель или попечительница (почетный блюститель или блюстительница), а в случаях их отсутствия –учитель или учительница, заведующие училищем. Для действительности постановлений необходимо присутствие на заседании не менее половины числа членов. Дела решаются простым большинством голосов, при чем голос председателя, при равенстве голосов дает перевес. В попечительствах для нескольких училищ председатель избирается самими попечительствами из числа попечителей или попечительниц (почетных блюстителей или блюстительниц) тех училищ для которых учреждены эти попечительства.

9.Попечительства входят в сношения как с содержателями, так и с непосредственным начальством училищ.

10. Годовые отчеты о деятельности попечительств представляются ими местному уездному или городскому совету и содержателям училищ.

(Звягинцев Е.Попечительства при народных школах.,М,1909)

Приложение №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: