Секретарь судебного заседания

Секретарь судебного заседания – должностное лицо, имеющее специальный классный чин. Ему может быть заявлен отвод по тем же основаниям, что и судье. Основная обязанность секретаря судебного заседания – вести протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, действия участников судебного заседания, их ходатайства, заявленные ими отводы. В протоколе судебного заседания секретарь обязан также изложить содержание исследованных доказательств, их анализ, изложенный в судебных прениях, последнее слово подсудимого и т.д.

Кроме того, секретарь выполняет и ряд организационных обязанностей. Он проверяет явку в суд лиц, вызванных в судебное заседание, по возможности выясняет причины неявки кого-то из них, по поручению председательствующего осуществляет другие действия, предусмотренные УПК РФ.

2.3 Обвинитель [18].

Участие обвинителя в судебном заседании является обязательным. По делам публичного и частно-публичного обвинения – обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель. В соответствии с п. 6 ст. 5 УПК РФ «государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органов прокуратуры.

Государственное обвинение в суде поддерживают прокуроры, заместители и помощники прокуроров.

По делам частного обвинения обвинение у мирового судьи поддерживает сам потерпевший, который именуется в этом случае частным обвинителем. Однако, если уголовное дело частного обвинения было возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора, обвинение в суде по этому делу будет поддерживать прокурор.

Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров (должностных лиц органов прокуратуры). Прокурор не является неизменным участником судебного разбирательства. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, он может быть заменен. Прокурор может быть заменен как по инициативе вышестоящего прокурора, так и по требованию суда – в том случае, если участвующий в деле государственный обвинитель не подчиняется распоряжениям председательствующего (ч. 2 ст. 258 УПК РФ).

Замена прокурора (государственного обвинителя) не влечет за собой повторение действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. Но по ходатайству прокурора, суд может (т.е. это право, но не обязанность суда) повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, либо иные судебные действия.

Кроме того, вновь прибывшему прокурору (государственному обвинителю) по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела и подготовиться к судебному разбирательству. Время, которое необходимо для этого, определяет суд.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор предъявляет иск или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

Государственный обвинитель вправе в ходе судебного разбирательства как отказаться от обвинения полностью или частично, так и изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Отказ государственного обвинителя от обвинения обязателен для суда. В соответствии с ч. 7 ст. 236 УПК РФ, «полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 настоящего Кодекса».

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 года «полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения, влекущий прекращение уголовного дела, равно как и изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения, должны быть мотивированы со ссылкой на предусмотренные законом основания, а вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты, и что законность, обоснованность и справедливость такого решения возможно проверить в вышестоящем суде».

Отсюда следует, что отказ государственного обвинителя от обвинения суд вправе принять только лишь после проведения судебного следствия и прений сторон.

Кроме того, следует учитывать также и то обстоятельство, что не утратило силу Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 года по делу о проверке конституционности ст.ст. 232, 248, 258 УПК РСФСР. По смыслу этого Постановления Конституционного Суда отказ прокурора от обвинения обязателен для суда лишь в том случае, если против этого не возражает потерпевший.

Таким образом, при отказе государственного обвинителя от обвинения, следует, тем не менее, продолжить судебное следствие, в прениях сторон выслушать мнения участников судебного разбирательства и. Кроме того, по нашему мнению, если даже государственный обвинитель отказался от обвинения, но потерпевший не согласен с этим и продолжает его поддерживать, суд должен иметь право вынести и обвинительный приговор[19].

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

Представляется, что и на эти положения УПК РФ распространяются вышеизложенные требования Конституционного Суда РФ.

Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Определение суда или постановление судьи о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения может быть обжаловано в кассационном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: