Потери от коррозии конструкций морских гидротехнических сооружений слагающиеся из прямых потерь, которые определяются стоимостью ремонта сооружения, и косвенных потерь в результате вывода сооружения из эксплуатации, характеризуются большими цифрами. Поэтому защите их от коррозии нужно уделять самое пристальное внимание.
Способы и методы защиты сооружений от коррозии зависят от материала их конструкций и от конструктивных особенностей.
Для предохранения древесины от разрушения древоточцами и от гниения наиболее часто применяют антисептирование её различными токсическими веществами - антисептиками. Антисептики должны обладать высокой токсичностью к древоточцам и в то же время быть безвредными для окружающей водной среды, легко проникать в древесину и не снижать при этом её прочность, не вымываться водой.
Антисептики можно использовать в виде наружного покрытия или пропитывающего состава. Последнее более предпочтительнее, так как покрытие из наиболее стойких составов оказывает защитное действие не более 7-8 лет. Древесину пропитывают и масляными антисептиками в автоклавах при атмосферном или повышенном давлении. Масляные и органикорастворимые антисептики являются гидрофобными жидкостями. Конструкции из антисептированной древесины не должны иметь никаких врубок, отверстий, затёсов, поэтому их можно применять только в свайных сооружениях.
|
|
Защита от коррозии металлических конструкций морских гидротехнических сооружений может осуществляться путём применения коррозионностойких сплавов, покрытия поверхности металла защитными плёнками, катодной зашитой. Применение коррозионностойких сплавов, устойчивых против коррозии, - один из наиболее надёжных способов. Его недостаток - относительно высокая стоимость таких сплавов.
Широко распространён метод нанесения на металл лакокрасочных и металлизационных покрытий. Разработано большое количество красок для защиты морских гидротехнических сооружений от коррозии на основе эпоксидной, каменноугольной, уретановой, виниловой и других смол. Менее стойки покрытия в виде масляных, масляно-смоляных, битумных плёнок. Обычно применяют комбинированные покрытия в несколько слоев, которые служат в воде 5-10 лет.
Хорошо зарекомендовали себя покрытия из неопрена молекулярно сцепленные с металлом. Неопрен отличается высокой противокоррозионной стойкостью, выдерживает воздействие как солнечные радиации.
Катодная защита может быть выполнена в двух вариантах: защита с током от внешнего источника и протекторная защита. В первом случае защищаемая металлическая конструкция (катод) подключается кабелем к отрицательному полюсу внешнего источника постоянного тока. Рядом расположенными на подвесках анодами, подключаемыми к положительному полюсу, служат графитовые стержни, отрезки стальных труб или рельсов (рис. 4.7.3.1).
|
|
При работе катодной защиты на элементах конструкции (катоде) образуется плотная плёнка из плохо растворимых солей, которая предохраняет сооружение от коррозии. Сооружение получает большой отрицательный потенциал и окисление становится невозможным. При выключенной катодной защите плёнка постепенно растворяется. В связи с этим при эксплуатации такой системы ток можно периодически отключать без ущерба для сооружения. При режиме: один месяц работает и на два месяца отключается, расход электроэнергии сокращается в 2-3 раза.
Во втором случае катодная поляризация вызывается постоянным электрическим контактом сооружения из стали с металлом, обладающим более отрицательным потенциалом, например цинком, алюминием, магнием или их сплавами (рис.4.7.3.2). Металл (анод), располагаемый рядом со стальной конструкцией, ускоренно корродирует и должен периодически заменяться. Он называется протектором, откуда произошло название метода. Сооружение при этом является катодом и не подвергается коррозии.
Рис. 4.7.3.1 Рис. 4.7.3.2
Схема электрической Схема протекторной катодной защиты катодной защиты
морской эстакады металлоконструкций
К достоинствам катодной защиты относятся надёжность, невысокая стоимость, низкие эксплуатационные расходы, простота схемы и лёгкость контроля за её действием. В тоже время катодная защита неприемлема в зоне атмосферной коррозии, обеспечивает лишь частичную защиту в области регулярных колебаний уровня воды, трудно осуществима для сооружений сложной конфигурации.
Долговечность бетонных и железобетонных конструкций в морской среде обеспечивается выполнением ряда мероприятий. Одно из них направлено на то, чтобы получить плотный, без трещин, устойчивый к коррозии в морской среде бетон. Там, где это целесообразно, применяются предварительно напряжённые конструкции, что снижает вероятность появления трещин в бетоне и тем самым увеличивает срок службы сооружений. Форма конструкций должна быть наиболее простой, следует стремиться к отсутствию ниш, выемок, пазов и других плохо вентилируемых участков. В этой связи более долговечной будет безбалочная конструкция пирсов и эстакад с верхним строением в виде сплошной плиты.
Толщина тонких железобетонных элементов морских гидротехнических сооружений должна быть не менее 20 см. Толщина защитного слоя бетона должна составлять не менее 70 мм при проволочной арматуре и 50 мм при стержневой арматуре.
Для конструкций морских гидротехнических сооружений применяют тяжёлые бетоны, удовлетворяющие требованиям по прочности, морозостойкости, водонепроницаемости на сульфатостойком портландцементе и глинозёмистом цементе.
Для улучшения технологических свойств бетонной смеси вводят поверхностно-активные и пластифицирующие добавки.