Основные принципы технологии монтажа строительных конструкций

Здания и сооружения монтируют из железобетонных, металли­ческих и деревянных конструкций. Металлические конструкции используют, когда применение сборного железобетона технически невозможно или экономически нецелесообразно. Из них монтируют большепролетные покрытия производственных и общественных зданий, легкие структурные покрытия, технологические конструк­ции металлургических и нефтехимических комплексов, пролеты мостов, каркасы высотных сооружений и т. д. Из деревянных, пре­имущественно клееных, конструкций монтируют покрытия сельско­хозяйственных и спортивно-зрелищных зданий, сооружения, под­верженные воздействию агрессивных сред, и т. д. За последние годы временные складские, выставочные и спортивные здания мон­тируют также и из пневматических конструкций.

Монтаж строительных конструкций — это комплексно-механи­зированный процесс поточной сборки зданий и сооружений из эле­ментов и конструктивных узлов заводского изготовления. До нача­ла монтажных работ должны быть выполнены все работы подцепи ной части зданий. Монтаж конструкций, как правило, следует вести непосредственно с транспортных средств.

При монтаже должна быть обеспечена неизменяемость и устой­чивость каждой смонтированной конструкции или ячейки соору­жения. Последовательность монтажа должна предусматривать возможность сдачи в заданные сроки отдельных участков сооруже­ния под отделку или монтаж оборудования.

Монтаж строительных конструкций состоит из подготовитель­ных и основных процессов.

В подготовительные процессы входят транспортирование, скла­дирование и укрупнительная сборка.

Основные процессы — это подготовка к подъему и подъем конструкций, выверка и временное закрепление, замоноличивание стыков и швов, а также противокоррозионная защита конструкций.

В зависимости от степени укрупнения собираемых элементов различают следующие методы зданий и сооружений:

мелкоэлементный монтаж из отдельных конструктивных дета­лей. Ввиду значительной трудоемкости применение этого метода ограничено. Примером мелкоэлементного монтажа может служить полистовая сборка резервуаров;

поэлементный монтаж — монтаж конструктивными крупными элементами (панели, колонны, плиты и т. д.). Этот метод имеет наиболее широкое распространение;

блочный монтаж — из геометрически не изменяемых блоков, предварительно собранных из отдельных конструкций.

Монтажные блоки могут быть в следующем конструктивном исполнении:

плоские — например, блоки элементов фахверка метал/личес-ких конструкций зданий, блоки оболочек;

пространственные — например, блоки покрытий промышленных зданий, блоки объемно-элементных зданий и т. д.

В ряде случаев блоки могут иметь полную степень готовности, включая наличие коммуникаций и комплектующего их легкого оборудования. Примером могут служить строительно-технологичес­кие блоки покрытий одноэтажных промышленных зданий. Их выполняют в виде статически устойчивого блока, состоящего из ферм, связей, конструкций покрытия, кровли и подвешенных к блоку вентиляционных или других коммуникаций.

Принцип блочного монтажа принят за основу при комплектно-блочном методе строительства, разработанном в нашей стране. Сущность метода в том, что в стадии проектирования объект раз­деляют на крупногабаритные, но транспортабельные, конструктив­но законченные и укомплектованные оборудованием монтажные блоки. Их изготовляют в обжитых районах в заводских условиях н затем в специальных контейнерах (боксах) доставляют на тя­желых самолетах, вертолетах, вездеходах или других транспорт­ных средствах, к месту назначения, где из них собирают здания и сооружения.

Контейнер для транспортирования таких блоков, масса кото­рых может доходить до 100 т и более, выполняют в виде легкого металлического каркаса с листовым (при необходимости — утеплен­ным) покрытием.

Комплектно-блочный метод широко используют в стране при строительстве в необжитых районах, отдаленных от производствен­ных баз нефтегазовых комплексов, насосных станций, технологи­ческих трубопроводов, подстанций и ряда других объектов.

Комплектно-блочный метод существенно улучшает технико-эко­номические показатели строительства. Так, по данным Миннефтегазстроя СССР, применение этого метода позволяет переместить до 40% работающих со строительной площадки на сборочно-комп-лектовочные предприятия, расположенные в обжитых районах, и сократить продолжительность строительства в 2...2,5 раза. Разви­тию комплектно-блочного метода будут способствовать выпуск технологического оборудования, приспособленного для блочной компоновки, увеличение массы блоков и создание специальной тех­ники для их транспортирования и монтажа.

Второй вариант ответа на вопрос

Монтаж строительных конструкций — комплексно-механизированный процесс сборки зданий, сооружений или их частей из заранее изготовленных элементов или узлов. Он состоит из транспортных, подготовительных и собственно монтажных процессов, выполняемых с помощью комплексного использования монтажных, такелажных и транспортных средств.

К транспортным процессам относятся погрузка монтажных элементов, их перевозка, разгрузка и складирование или подача под крюк крана. Подготовительные процессы включают в себя укрупнение, усиление и предварительную оснастку конструкций такелажными приспособлениями, подмостями, устройствами для выверки и временного закрепления, окраски и т. п. Монтажные процессы — это захват конструкций, подъем или перемещение, наводка и установка их на опоры или заводка встык, выверка, временное и постоянное закрепление.

Параллельно с монтажом конструкций могут выполняться другие процессы и операции, обеспечивающие подготовку фронта работ, бетонирование стыков, сварку, постановку болтов, антикоррозионную защиту, герметизацию и т. п. Режим и параметры монтажного процесса устанавливаются производственной необходимостью и регламентируются нормативными или директивными сроками строительства.

Удельный вес монтажных работ в строительстве увеличивается с каждым го-

дом. Наряду со снижением массы отдельных конструкций ожидается увеличение крупногабаритных блоков и структурных покрытий, доведение их до максимальной заводской готовности. Развитие монтажных работ в СССР базируется на дальнейшем росте уровня их комплексной механизации и автоматизации, применении прогрессивных технологий и методов производства работ. Большую роль в этом играет совершенствование и создание новых монтажных машин, парк которых все время увеличивается.

В последние годы широкое распространение получили методы укрупнитель-ной сборки конструкций на конвейерных линиях; подъем этажей и перекрытий; поворот полностью собранных мачт, башен, технологических аппаратов; подращивание каркасов инженерных сооружений и надвижки отдельных частей или целого здания. Осваиваются методы пневмоподъема конструкций, использования при монтаже различных летательных аппаратов и других монтажных средств. Внедряется бескрановый монтаж, основанный на использовании домкратных подъемников различной конструкции; созданы мощные, обладающие повышенной мобильностью и грузоподъемностью стреловые и башенные краны.

Все шире применяется радиопрограммное управление кранами, которое позволяет исключить знаковую сигнализацию между крановщиком и монтажником, не всегда удобную при отсутствии прямой видимости. Одновременно при радиосвязи в кабине крановщика устанавливают телевизор, передаточное устройство которого направлено на проектные отметки монтируемой конструкции.

Все это обеспечивает заметное снижение трудоемкости монтажа строительных конструкций, сокращение его продолжительности и себестоимости, повышение производительности грузоподъемных и транспортных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: