Задачи, направления и формы воспитательной работы

В самом общем виде регулируется воспитательная работа статьями 109-110 УИК РФ. Сама постановка вопроса о том, что в местах лишения свободы в отношении взрослых людей сама по себе не бесспорна по своей реалистичности.

Исправление и перевоспитание раньше ставились вместе. Но после того, как задача перевоспитания убрана, ничего не изменилось, поэтому не было изначально разницы в понятиях. Когда писали уголовный кодекс и уголовно-исправительный, данная позиция подвергалась критики.

Позиция правозащитников и обвинителей – это полярные позиции, которые постоянно ругаются. Но те, кто исполнял наказание, считали – задача исправления невыполнима, ее не надо пытаться исполнить. Задачей является исполнение наказания, а исправление – это фантазии.

А правозащитники считали, что исправление не должно быть, так как это священный суверенитет личности осужденного, который имеет свои особенности, как и каждый человек. У него есть священный храм, в него не стоит залазить.

Законодатель трезво отказался от крайностей и задачу исправления перед наказанием оставил. Но это не снимает вопроса о содержании. Слово «исправить» не говорит о том, чего мы хотим.

Издавна существовали целые спектры позиций:

1) Исправить – создать рядового строителя коммунизма

2) Исправить – это достаточно того, чтобы он боялся наказаний

Это тоже 2 крайности. С одной стороны исправить человека в тюрьме – это отнюдь не создать строителя какого-то строя. Но с другой стороны запуганный человек тоже не исправился.

Исправить человека – это не значит сделать его строителем, но и не надо запугивать. Есть минимальный уровень порядочности, тюрьма должна минимум сделать, а остальное – пускай общество делает.

Очевидным является несостоятельность тезиса о том, что задачу исправления придумал Берия и Сталин. Задача исправления определяется в международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. В минимальных правилах указано, что целью деятельности исполняющих наказания органов является????

Этой цели можно добиться тогда, когда при выходе на свободу осужденный оказывается не только способным, но и готовым сознательно не совершать преступлений и обеспечивать свое существование.

То есть 2 элемента воспитания и исправления:

1) Формирование объективной подготовленности к послушности уголовному закону

2) Обладанием субъективным желанием (чтобы он имел возможность и желание для того, чтобы заработать на хлеб, образование)

Может ли быть противоречие между этими элементами. У него есть желание не возвращаться к тому образу жизни, но нет навыков – поэтому нарушает снова закон.

Показателем эффективности является рецидивная преступность – сколько % осужденных совершают преступления снова. Но трудно вычленить роль лишь образовательных учреждений. Все, что потом совершается – это не только результат успехов и неуспехов колонии. Но закон больших чисел говорит о том, что рецидив – это показатель воспитательного воздействия исправительных учреждений. Из колонии общего режима – каждый 2; из колонии строго режима – каждый 3.

Исправление – нисколько идеализируя выбрасывать цель исправления нельзя, это выбрасывает из системы человека; остается функция труда, функция отсидки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: