В самом общем виде регулируется воспитательная работа статьями 109-110 УИК РФ. Сама постановка вопроса о том, что в местах лишения свободы в отношении взрослых людей сама по себе не бесспорна по своей реалистичности.
Исправление и перевоспитание раньше ставились вместе. Но после того, как задача перевоспитания убрана, ничего не изменилось, поэтому не было изначально разницы в понятиях. Когда писали уголовный кодекс и уголовно-исправительный, данная позиция подвергалась критики.
Позиция правозащитников и обвинителей – это полярные позиции, которые постоянно ругаются. Но те, кто исполнял наказание, считали – задача исправления невыполнима, ее не надо пытаться исполнить. Задачей является исполнение наказания, а исправление – это фантазии.
А правозащитники считали, что исправление не должно быть, так как это священный суверенитет личности осужденного, который имеет свои особенности, как и каждый человек. У него есть священный храм, в него не стоит залазить.
Законодатель трезво отказался от крайностей и задачу исправления перед наказанием оставил. Но это не снимает вопроса о содержании. Слово «исправить» не говорит о том, чего мы хотим.
|
|
Издавна существовали целые спектры позиций:
1) Исправить – создать рядового строителя коммунизма
2) Исправить – это достаточно того, чтобы он боялся наказаний
Это тоже 2 крайности. С одной стороны исправить человека в тюрьме – это отнюдь не создать строителя какого-то строя. Но с другой стороны запуганный человек тоже не исправился.
Исправить человека – это не значит сделать его строителем, но и не надо запугивать. Есть минимальный уровень порядочности, тюрьма должна минимум сделать, а остальное – пускай общество делает.
Очевидным является несостоятельность тезиса о том, что задачу исправления придумал Берия и Сталин. Задача исправления определяется в международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. В минимальных правилах указано, что целью деятельности исполняющих наказания органов является????
Этой цели можно добиться тогда, когда при выходе на свободу осужденный оказывается не только способным, но и готовым сознательно не совершать преступлений и обеспечивать свое существование.
То есть 2 элемента воспитания и исправления:
1) Формирование объективной подготовленности к послушности уголовному закону
2) Обладанием субъективным желанием (чтобы он имел возможность и желание для того, чтобы заработать на хлеб, образование)
Может ли быть противоречие между этими элементами. У него есть желание не возвращаться к тому образу жизни, но нет навыков – поэтому нарушает снова закон.
|
|
Показателем эффективности является рецидивная преступность – сколько % осужденных совершают преступления снова. Но трудно вычленить роль лишь образовательных учреждений. Все, что потом совершается – это не только результат успехов и неуспехов колонии. Но закон больших чисел говорит о том, что рецидив – это показатель воспитательного воздействия исправительных учреждений. Из колонии общего режима – каждый 2; из колонии строго режима – каждый 3.
Исправление – нисколько идеализируя выбрасывать цель исправления нельзя, это выбрасывает из системы человека; остается функция труда, функция отсидки.