Декоративно-прикладное искусство 1 трети XIX в

Декоративно-прикладное искусство высокого классицизма и ампира. Влияние искусства Франции наполеоновского времени, проекты Персье и Фонтена в России. Деятельность архитекторов в декоративно-прикладном искусстве первой трети XIX в. (А.Воронихин, Д.Кваренги, М.Казаков, Т. де Томон, К.Росси, И.Иванов). Классицистические принципы синтеза искусств. Убранство русского интерьера высокого классицизма. Мебель, осветительные приборы, изделия из стекла, фарфора, цветного камня, бронзы, вышивка и другие виды декоративного искусства в интерьере. Античная классика и египетский стиль в творчестве А.Воронихина. Восстановление интерьеров Павловского дворца.

Интерьер ампира 1820-1830-е годов. Работы В.Стасова, К.Росси (интерьеры Аничкова, Елагина, Михайловского, Зимнего дворцов). Интерьер "купеческого ампира", отделка парадных комнат городской усадьбы. Типы художественной мебели, ее материалы и характер отделки. Воплощение античных форм в мебели. Крупнейшие мебельные мастера (Г.Гамбс и сыновья, В. Бобков, А. Тур). Мебельные гарнитуры в интерьере.

Реорганизация и расцвет деятельности императорских фарфорового и стекольного заводов. Ф. Гаттенбергер на ИФЗ. Участие Т. де Томона, К. Росси в проектировании изделий ИСЗ, ИФЗ, шпалерной мануфактуры.

Ампир в русском фарфоре (декоративные вазы и сервизы). Деятельность скульптора С.Пименова на ИФЗ. Живопись на фарфоре, искусство орнаментального золочения. Севрские мастера и художники на ИФЗ. Дворцовые сервизы 1810-1820-х годов.

Изменения в технике и стиле художественного стекла на рубеже веков. Бесцветный хрусталь с алмазной гранью. Декоративные изделия ИСЗ по рисункам Воронихина, Иванова, Росси, Томона, Кваренги. Сочетание бесцветного и окрашенного хрусталя, золоченая бронза в хрустальных изделиях. Стекло эпохи войны 1812 года: гравюра на стекле, портретные и сюжетные изображения. Молочное, опаловое, смальтовое стекло. Роспись золотом.

Императорская шпалерная мануфактура. Влияние исторической живописи на сюжеты и стиль шпалер.

Первая публичная выставка русских мануфактурных изделий и ее влияние на художественную промышленность.

Фарфор частных заводов 2 четверти века. Развитие технологии фарфорового производства, форм посуды и росписи по фарфору. Серийные и массовые типы изделий. Развитие цветочного орнамента. Тенденции историзма в фарфоре. Фарфоровая пластика, ее образы и формы.

Заводы Н. Юсупова, Ф.Гарднера, А. Попова, Сафронова и Козлова под Москвой. Заводы Батенина и Корнилова в Петербурге. Крестьянские заводы Гжельского и Богородского уездов Московской губернии. Фаянсовые заводы.

Рост числа частных стекольных заводов. Никольско-Пестровский завод Бахметевых в Пензенской губернии. Завод Орлова в Калужской губернии. Дятьковский и Гусевский заводы Мальцовых.

Резьба по камню. Деятельность Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик, Колыванского завода. Изделия из уральского и алтайского камня (яшмы, малахит). Декоративные вазы по рисункам А.Воронихина.

Художественная бронза, сфера применения, виды изделий. Казенная бронзовая фабрика при Академии художеств. Техника золочения бронзы. Бронза и цветной камень. Бронза по рисункам Воронихина, Гаттенбергера, Прокофьева, Пименова. Осветительные приборы по проектам Казакова, Росси, Монферрана. Бронзовые мастерские при ИФЗ и ИСЗ. Мастера-иностранцы (К.Дрейер, А.Герен, П.Шрейбер и др.).

Костюм эпохи ампира. Вышивка и кружевоплетение. Ткачество и ковроткачество. Производство платков и шалей.

Декоративно-прикладное искусство эпохи историзма (1830-1890-е годы).

Ретроспективные и романтические тенденции в декоративно-прикладном искусстве. Метод эклектики в декоративном искусстве, его современная оценка. Возрастание мастерства в исполнении произведений декоративного искусства в эпоху историзма.

Интерьерные стили. Неоготика в отделке интерьеров, в мебели, осветительных приборах, в фарфоре, стекле (дворец "Коттедж"). Новое прочтение античности в стиле «неогрек» и помпейском стиле. Неоренессанс, «второе барокко», «второе рококо». Экзотические формы в декоративном искусстве (турецкий, мавританский, китайский, египетский стили). Интерьеры А.Брюллова, А. Штакеншнейдера, И. Монигетти.

Материалы и формы мебели. Роль тканей в интерьере. Мебельные фирмы (Г. Гамбс и сыновья, Андрей Тур). Новые тенденции в интерьере 1860-х годов, эпоха "жилого интерьера". Появление утилитарных типов мебели ("венская" гнутая мебель).

Русско-византийский стиль. Работы Ф. Солнцева в декоративно-прикладном искусстве. Народная тема в декоративно-прикладном искусстве романтизма. Собирательство предметов русской старины и крестьянского быта, коллекции Н.Л.Шабельской, П.И.Щукина, В.А.Гартмана. Сборники древнерусского и крестьянского орнамента. Архитектурные и декоративные работы В.Гартмана и И.Ропета в русском стиле.

Проявление тенденций историзма в фарфоре. Деятельность Императорского фарфорового завода. Дворцовые сервизы и вазы. Фарфоровая пластика. Продукция частных заводов.

Тенденции историзма в цветном стекле. Техника многослойного стекла. Роспись по стеклу. Стеклянные сервизы. Деятельность Императоского стекольного завода и частных заводов.

Художественная бронза. Изменения в технологии, введение механических процессов обработки, гальванической техники. Бронзовые фабрики герцога М.Лейхтенбергского и Ф. Шопена. Камерная скульптура по моделям П. Клодта, Е.Лансере, А.Обера и др.

Чугун как материал художественного литья. Литье и скульптура Каслинского завода.

Резьба по камню. Малахит в архитектуре и декоративном искусстве. Деятельность Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик, Колыванского завода.

Барокко и рококо в художественном серебре. Тенденции натурализма в ювелирном искусстве. Расцвет искусства эмали в 1860-1890 годах. Совершенствование техники, внедрение машинного производства. Церковная утварь. Русский стиль в ювелирном искусстве. Ювелирные фирмы Петербурга и Москвы. Художник в декоративном искусстве и художественной промышленности. Училище Штиглица и Строгановское училище.

Костюм историзма, ретроспективные формы в крое и отделке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: