Жизненный цикл технологии

Технология включает в себя знания, предметы и орудия труда, методики и виды деятельности, направленные на преобразование входящих ресурсов организации в выпуск. К технологии относятся также оборудование, квалификация персонала и рабочие процедуры. Как правило, технологию рассматривают как «рабочий поток». Производственный рабочий поток может сводиться, например, к изготовлению стальной отливки, телевизионных программ или компьютерного программного обеспечения.

По сути своей технология представляет способ, который дозволяет осуществить процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желае­мый на выходе продукт.

Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандар­тизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий.

Значение технологии производства объясняется ее существенным влиянием на организационную структуру, которая должна соответствовать технологии, внешней среде и размерам компании. Но в сфере производства и сфере услуг используются принципиально различные технологии.

Абсолютное большинство продуктов, услуг и технологий имеет ограниченный срок жизни. Жизненный цикл продукта или технологии — это совокупность временных периодов от начала раз­работки изделия до снятия его с производства и продажи.

Жизненный цикл технологии представляет собой временной интервал, включающий в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объемов использования той или иной технологии, ориентированной на производство определенной продукции.

Начало жизненного цикла технологии определяется моментом, когда производственная потребность на соответствующую технологию, раньше не получавшая удовлетворения (например, потребность в технологии производства интегральных схем, заменившая технологию производства транзисторов), начинала удовлетворяться. Жизненный цикл технологии можно разделить на следующие качественно отличные стадии (фазы): зарождение, ускорение роста, замедление роста, зрелость, спад.

Технологии — более изменчивая во времени категория, чем спрос. На протяжении жизненного цикла спроса (на определенные товары и услуги) может смениться несколько технологий, каждая из которых имеет свой более корот­кий в сравнении со спросом жизненный цикл. Например, на протяжении жиз­ненного цикла спроса на телевизоры имела место смена двух технологий, обес­печивавших их производство: технология производства электровакуумных ламп сменилась технологией производства транзисторов, а та в свою очередь была заменена технологией производства интегральных схем.

В зависимости от уровня изменчивости технологий, т.е. в зависимости от частоты сменяемости одних технологий другими (в течение жизненного цикла спроса) их подразделяют на три основные типа: «стабильные», «плодотворные» и «изменчивые» (табл. 2.4.1).

«Стабильная» технология в основном остается неизменной в течение жизненного цикла спроса. Многие отрасли, возник­шие в конце XIX века и начавшие достигать своей зрелости в 50-х гг. XX века, были основаны на «стабильных» технологиях. В период ускоре­ния роста спроса продукция этих отраслей, предлагавшаяся различными конкурентами, была аналогичной и оставалась в основном неизменной. Кон­куренция шла по линии цен и качества изделий (как это было, например, в американской автомобильной промышленности в период 1900-1932 гг.). Когда наступила стадия замедления роста спроса на продукцию, конкурент­ное преимущество достигалось главным образом путем улучшения отдель­ных параметров и конструкции изделий, а не за счет замены одной техно­логии другой (можно вспомнить большие задние крылья на огромных неэкономичных американских легковых автомобилях 40-60-х гг., дававших простор для улучшения их конструкции).

Второй по уровню изменчивости тип технологии называется «плодотворным». «Плодотворная» технология, как и в случае «стабильной» технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разра­ботка сменяющих друг друга поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения.

В рамках «плодотворной» технологии (например, в области современной вы­числительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наи­лучшими показателями захватывает рынок. Однако, с другой стороны, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости инновации.

Исторический опыт показывает, что в отраслях со «стабильной» технологией в течение периодов ускорения и замедления роста спроса рост объема продаж связан с увеличением прибыльности. Напротив, в отраслях с «плодотворной» технологией может возникнуть ситуация «процветания без прибыли»: при значительном росте производства прибыльность низка или даже возникают убытки, потому что интенсивная конкуренция ведет к снижению цен, а короткий жизненный цикл продукции не позволяет вернуть средства, затрачиваемые на выпуск сменяющихся поколений изделий. Подобная ситуация имеет место, в частности, впроизводстве электронных компонентов.

Третий тип технологий — «изменчивая» технология — характеризуется тем, что в течение жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Например, — спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале теку­щего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайней мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились транзисторами, в свою очередь транзисторы были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами.

Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды. Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с культурной и стратегической, так как он подрывает сложившуюся у научно-технического персонала и влиятельных руководителей схему действий по достижению успеха. Кроме того, такая технология угрожает их позиции власти и влияния в корпорации.

Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отли­чается от старой (как, например, производство электровакуумных ламп от твердотельной технологии), то фирмы часто были вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они в свое время занимали лидирующие позиции. Так, едва ли среди ныне существующих электронных фирм можно вспомнить названия действовавших около 30 лет назад основных фирм-про­изводителей электровакуумных ламп.

В настоящее время любая отрасль со «стабильной» технологией способ­на мгновенно превратиться в отрасль с «изменчивой» технологией за счет вторжения смежных технологий. И это надо постоянно иметь в виду руководителям фирм в своей практической работе.

Раз­витие технологий — основная движущая сила экономического роста. Послевоенный бум был основан на технологии переработки неф­ти, связанной с производством пластмасс, пестицидов, искусственных волокон, современных красок и лаков и многих других специфических химических продуктов, которые используются теперь почти в каждой отрасли промышленности. Этот ряд продуктов всту­пил в свою «зрелую» фазу жизненного цикла в конце 1960-х годов. После этого наступил экономический застой. Экономический рост может быть восстановлен, если есть новый «пучок» технологий, об­ладающий большим потенциалом воздействия. Во время периода стагнации было потрачено много времени и денег на развитие та­ких технологий. Первые продукты были выпущены в 80-е годы. Особенность нового этапа в том, что теперь существует не один «пу­чок» технологий, как в 50-е годы, а целых три:

О информационно-коммуникационный,

О биотехнологический,

О связанный с новыми материалами.

Наличие трех «пучков» новых технологий является 20-летней гарантией технологического динамизма. В нашей личной и профессиональной жизни мы сталкиваемся с новыми технологиями, по крайней мере, несколько раз в году.

Особенностью современного производства является сокращение продолжительности жизненного цикла технологии. Это обусловлено усилением конкуренции, ускорением процесса разработки новой продукции, улучшением организации маркетинга и сбыта, совершенствованием управления и повышением эффективности деятельности фирм. Поэтому важными задачами руководства предприятия на современном этапе являются:

- непрерывная подготовка новых видов деятельности и сокращение (илиликвидация)тех,которые более не согласуются с целями роста фирмы;

- создание возможности прогнозирования изменений в спросе продукцииипересмотрестратегии фирмы в соответствии с меняющимися условиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: