Тема 14 методика проведения уроков декоративно-прикладной деятельности

Литература

Основные методы урока рисования с натуры

1 группа методов: методы практического обучения:

- раскрытие принципов построения изображения с анализом натуры, предмета, выявлением характерных особенностей;

- педагогический рисунок учителя, от схематического к более детальному изображению, с проведением вертикальных, горизонтальных и осевых линий;

- графические и живописные упражнения.

2 группа методов: организация восприятия и анализа - демонстрация, анализ, повторное восприятие.

3 группа методов: методы организации самостоятельной художественно-творческой работы - обоснование замысла, выполнение творческих заданий, критический разбор работ.

Методика проведения уроков по освоению видов и жанров изобразительного искусства на уроках в начальной и основной школе.

Натюрморт в графике и живописи. Основные вехи развития жанра натюрморта в истории искусства. Использование правил перспективы, характера штрихов и мазков в живописи для создания выразительного образа натюрморта. Изображение натюрмортов с натуры и по воображению графическими и живописными материалами.

Пейзаж в графике и живописи. Основные вехи развития жанра живописи в истории искусства. Использование правил перспективы, характера штрихов в графике и мазков в живописи дл создания выразительного образа природы. Изображение природы графическими и живописными материалами.

Анималистический жанр. Изображение животных в древних культурах, в эпохе Возрождения и Просвещения, в современном искусстве. Лепка и графические наброски животных и птиц в движении.

Портрет в графике, живописи, скульптуре. Виды портрета и основные вехи его развития в истории искусства. Пропорции лица и фигуры человека, их использование в собственной художественной деятельности. Передача эмоционального состояния человека в портрете. Зарисовки фигуры в движении.

1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7, 5-9 классы. Серия «Стандарты второго поколения». М., 2010.

2. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999

4. Пучков А.С., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

5. Терентьев А.В. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. – М., 1981

Основные учебно-воспитательные задачи и содержание занятий по декоративно-прикладному искусству. Виды декоративной работы в школе и условия их выполнения. Структура уроков декоративно-прикладной деятельности на основе восприятия произведений народного искусства. Основные методические умения, необходимые учителю при проведении уроков декоративной работы. Методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений народного искусства. Особенности педагогического рисунка учителя на уроках декоративного рисования. Методика организации художественно-творческой работы учащихся. Принципы народного искусства в познании и освоении традиционных видов декоративной работы. Методика подведения итогов урока и оценки работ. Формы и методы систематизации знаний, умений и навыков школьников в области декоративной работы.

1. Основные учебно-воспитательные задачи и содержание занятий по декоративно-прикладному искусству:

- освоение учащимися отечественного художественного наследия, воплощенных в нем высших духовно-нравственных ценностей и идеалов;

-воспитание ответственности за сохранение и развитие национальных художественных традиций;

- освоение образного языка и опыта художественно-творческой деятельности в различных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

- развитие художественного вкуса, творческого мышления, интереса и активизация участия в культурной жизни школы, региона, страны.

В существующих федеральных программах по изобразительному искусству декоративной работе отводятся специальные уроки, являющиеся подготовительными к урокам тематического рисования на всем протяжении обучения (В.С. Кузин), полностью охватывающие содержание 5 класса (Б.М. Неменский), являющиеся системообразующим фактором культуры и художественного образования (Т.Я. Шпикалова). В третьей программе «Изобразительное искусство. 5-9 классы»- это, как правило, декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры, художественно- конструкторская деятельность). Практическая деятельность учащихся учебного и творческого характера предполагает развитие художественно-творческих умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции, видового (декоративного) образа.

Особенностью декоративной работы школьников являются выполнение ими декоративных композиций, составление эскизов оформления и украшение готовых изделий. Постижение закономерностей орнаментальных, сюжетно-декоративных композиций, объемно-пластических решений композиции согласуется со следующими условиями:

- учет назначения художественной вещи (предмета) при выборе материала, из которого она создается;

- связь декора с формой и практическим назначением вещи;

- связь художественной вещи со средой бытования;

- понимание художественной ценности, отношения мастера-создателя произведения народного искусства к миру (народная точка зрения на мир);

- умение применить в своей художественной деятельности творческие принципы народного искусства (повтор, вариации и импровизации).

2. В основе структуры учебно-воспитательного процесса средствами народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) лежит содержательная концепция художественной вещи, перенесенная в педагогику и методику. Ведущим ученым в области художественной педагогики Т.Я. Шпикаловой определены шесть этапов декоративной работы как стороны единого учебно-воспитательного процесса:

- эмоциональное восприятие произведений народных мастеров,

- познание художественных особенностей произведений изобразительного искусства,

- объяснение культурно-исторического смысла и ценности произведений,

- углубление представлений о художественном образе,

- сопоставление произведений народного искусства с современными произведениями профессионального декоративно-прикладного искусства,

- художественная практика на основе эстетического освоения народного творчества и действительности.

В связи с этим, рассматривая роль учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательным процессом средствами народного искусства, можно выделить основные методические умения, которыми должен владеть учитель при проведении уроков декоративной работы со школьниками:

- выделять учебные и воспитательные задачи при выполнении учебно-творческих заданий на основе народного искусства;

- отбирать художественные произведения НДПИ для изучения на уроке;

- организовывать процесс восприятия детьми произведений народных мастеров, создавая эмоциональную обстановку на уроке словесно и зрительным рядом;

- проводить анализ художественных особенностей изделий народного искусства в словесной и графической форме;

- формировать осознанное отношение учащихся к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства;

- понимать и правильно объяснять культурно-исторический смысл и ценность произведений народного искусства;

- выполнять различные виды педагогического рисунка на уроке;

- формировать изобразительные и композиционные умения и навыки учащихся, необходимые для декоративной работы;

- контролировать качество работы с целью корректировки;

- использовать знания, умения и навыки, полученные учащимися в процессе декоративной работы в других видах изобразительной деятельности;

- активно осуществлять межпредметную взаимосвязь уроков изобразительного искусства с уроками трудового обучения и другими уроками;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: