С усмешкой постороннего паяца

И тени подкрадутся к изголвью,

Коснутся лба - и обморозят пальцы. (Ф. Булгарин)

Повтор — сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции — построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обознача­ется точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста:

Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания — особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм — одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль:

Матьэто начало всех начал. Матьэто чудо земное. Матьэто слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений по­могает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувству­ют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорохплатьев. Тихие шаги.... Ни одного мазка,слышу я слова.Нет мазков. Как живая.

Умолчание - сознательно выраженная не до конца мысль.

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.

Эллипсис - конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности.

Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

Эпифора — одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: