1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».
Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».
1) Реформа; 2) эволюция; 3) революция; 4) застой; 5) скачок; 6) спад.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры социальной мобильности | Виды социальной мобильности |
А) увольнение работника Б) переход из православной религиозной группы в католическую В) токарь стал инженером Г) международный туризм Д) переход с одного предприятия на другое | 1) вертикальная 2) горизонтальная |
5. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
6. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми эти права указаны.
1) право на социальное обеспечение по старости
2) право на жизнь
3) право на жилище
4) право на защиту чести и доброго имени
5) право на свободу и личную неприкосновенность
6) право на отдых
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Конфликтная ситуация – это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, противостояние. (Б) Анализ конфликтов показывает, что для того, чтобы
конфликт стал реальным, необходим инцидент. (В) Известны случаи, когда им становился нелестный отзыв о личных качествах кого-либо из участников. (Г) Психологи установили, что люди, склонные создавать конфликтные ситуации, негативно влияют на психологический климат в семье, трудовом коллективе. (Д) Важно в любой ситуации пытаться
разрешить противоречия, не допуская возникновения и эскалации конфликта.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г | Д |
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Нина и Михаил, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (Б) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Михаил признан судом недееспособным. (В) Недееспособность — неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. (Г) Зная об этом, руководствуясь желанием зарегистрироваться в квартире Михаила, Нина поступила безнравственно. (Д) Опекунам Михаила следует лучше следить за ним.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г | Д |
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
9. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
Ответ:_______________.
10. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.
В своде законов Киевской Руси – «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы (2) о социальных отношениях в обществе и способах их регулирования.
13-14. Составьте сложные планы на темы «Социальный контроль» и «Семья в современном мире»