Новые типы мебели 18-19 вв

В середине XVIII века в художественной жизни Европы произошел гигантский перелом, приведший к крушению барокко и появлению нового стиля – классицизма. Огромную роль в этом сыграли помпейские раскопки. Однако, как отмечает И.Э. Грабарь, это было не главное, так как «новое открытие совпало с целым рядом других факторов, роковым образом направляющих вкусы Европы назад, к временам Древнего Рима и Эллады»14. Смена стилей не произошла внезапно, на протяжении некоторого времени черты барокко и классицизма тесно переплетались.

В искусстве классицизма XVIII века ожили художественные традиции мебели античного мира. Этот стиль принес в интерьер простые и строгие формы, в которых господствовали ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. От гнутых ножек этот мебельный стиль перешел к ровным, строгим поверхностям.

Для украшения мебели широко употреблялся набор маркетри в сочетании с резьбой или с тонкочеканными бронзовыми накладками. Мягкие элементы стульев и кресел, как правило, обивались тканями с цветочным орнаментом. В предметах мебели для сидения популярностью пользовались резьба, богатая обивка и позолота. Столики - консоли, ширмы, часы, различные подставки украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Наиболее часто использовалось красное дерево, идущее, как правило, на фанеровку предметов мебели. Обрамление часто выполнялось породами дерева тёмных оттенков (туя, палисандр, чёрное дерево). Филёнки красного дерева инкрустировались наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое дерево).

На рубеже XVIII – XIX веков типы мебели не претерпевают принципиальных изменений, но сами формы так называемой павловской мебели становятся несколько более тяжелыми. Одновременно с красным деревом большое распространение получает новый материал – карельская береза.

Главной отличительной чертой русской мебели в стиле ампир является строжайшее подчинение законам архитектуры, с обычным для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлении. Отдельные линии строго рассчитаны в каждом предмете. Это усиливает и подчеркивает общую композицию предмета. Орнаментация сконцентрирована в отдельных определенных местах на сравнительно небольшом пространстве широких плоскостей. Эта акцентировка больших гладких плоскостей отдельными пятнами декоративной орнаментации создает своеобразие оформления предметов мебели русского ампира. Золоченой резьбы в русской мебели этого периода почти не встречается, ее заменяет позолоченная лепка из гипса и левкаса или же резьба из дерева. Мотивами служат элементы, популярные в эту пору: лавровый венок, лира, симметричная пальметта, листья аканта, массивные орлы, грифоны, стилизованные лебеди с изогнутой в петлю шеей, древнеримские и египетские гермы, сфинксы, львы, химеры и другие фантастические животные с мускулистыми телами, жилистыми ногами и свирепыми мордами и клювами, застывшие в симметрически посаженных неподвижных позах. Мотивы животных и чудовищ очень часто используются для подлокотников, ручек и ножек диванов, которые были в эту пору особенно распространены. Кресла имеют или глухие, или сквозные спинки, форма их особенно часто делается полукруглой, в виде корыта. Широко был развит тип преддиванного круглого или восьмиугольного стола на одной стойке в виде тумбы. Шкафы, комоды, шифонеры, этажерки, секретеры, горки и зеркала украшались карнизами, фризами, архитравами и колоннами, которые имели все требуемые архитектурным ордером членения. Мебель русского ампира поражает глаз красотой своих пропорций и согласованностью отдельных частей, но в то же время в ней чувствуется некоторая жесткость и отсутствие того комфорта, которым славилась мебель XVIII века.

В этот период выделяются значительные мастера-мебельщики, работавшие в самом тесном контакте с ведущими архитекторами этого периода – А. Воронихиным, В. Стасовым, К. Росси и другими. Среди них наиболее известен Г. Гамбс, чья мебель отличалась высоким мастерством и во многом определила общую картину развития мебельного русского искусства этого периода.

Таким образом, русская мебель второй половины XVIII – начала XIX века прошла огромный путь, достигнув небывалых до этого момента вершин. Все это позволяет ей по праву занять особое место в истории не только русского, но и мирового мебельного искусства.

92 Тафта́ — разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка, хлопка или синтетических органических полимеров (Химические волокна). Применяется для пошива нарядной и вечерней одежды, декора и обивки мебели, изготовления товаров народного потребления и художественной гимнастики.

Само слово «тафта» — персидского происхождения и означает «сотканное».

Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. И благодаря своей пластичности и жёсткости, тафта даёт возможность создавать пышные силуэты, объёмные драпировки. В России тафта известна с XIV века, сначала как импортный товар (из Византии и стран Азии).

Использовалась для пошива женской и мужской верхней одежды (кафтанов, штанов, опашней, нарядных рубах, сарафанов), отделки шуб, головных уборов, и т.д. — в качестве основного материала или подкладочного.

93 Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.

Фаянс в России

В Российской империи предшественницей фаянса была майолика. В 1724 году в Санкт-Петербурге была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики.

В 1833 году в Московской губернии на фабрике «Гарднер», производившей фарфор, было освоено производство фаянса. В 1840-х годах налажено производство фаянса сорта Опак.

Петербургские и гжельские фабрики стали основой фаянсовой промышленности России. Настоящие фаянсовые заводы появились в России лишь в начале XIX века. Именно тогда были открыты крупнейшие предприятия в этой области — Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (ныне Конаковский фаянсовый завод).

94 Сафья́н — кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов.

Для обработки козьей шкуры на сафьян её размачивают в воде, затем — в известковых зольниках возрастающей крепости (2—3). Когда волос начнёт идти, его сгоняют на колоде, а шкуру снова пускают в зольник, пока не образуется достаточный нажор (1—2 недели). Между зольниками и после них шкура мездрится, лицевая сторона её тщательно подбривается и полируется камнем. Затем следуют промывка во вращающихся бочках при постоянном притоке свежей воды.

Так как сафьян должен обладать безупречной лицевой поверхностью, то после промывки шкура идёт в кисель из пшеничных отрубей — для удаления последних следов извести. После этого шкура тщательно вымывается и пропускается через 2—3 соковых чана из старого сумачного сока, после которых следует собственно дубление сумаком. Это последнее совершается во вращающихся барабанах, куда вводятся подготовленные шкуры, тёплая вода и порошок сумака. Дубление оканчивается в 1,5 — 2 суток.

95 Юфть — выделанная кожа комбинированного (хромсинтанного, хромтаннидного или хромсинтаннотаннидного) дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Характеристики[править | править вики-текст]

Характеристики юфти, выпускаемой в России, по состоянию на 2009 год регламентированы государственным стандартом ГОСТ СССР 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия».

Различают два основных вида юфти:

обувную, используемую для изготовления верха обуви, в основном армейской и рабочей.

сандальную, используемую при изготовлении верха сандалий.

Особенности производства

При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности, водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи). Ключевой особенностью традиционной юфти являлось использование для жирования смеси берёзового дёгтя и тюленьей ворвани, придававших ей характерный запах, весьма ценившийся потребителями в Западной Европе.

Отделывают юфть с лицевой поверхности или по бахтарме, применяя шлифование и покрывное крашение (традиционно использовался сандал для красного цвета и галловые чернила или соли железа для чёрной обувной юфти). Отделка с лицевой стороны может сопровождаться нанесением искусственного узора — мереи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: