double arrow

Выдвижение рабочих гипотез


Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

В социологическом исследовании гипотезы - обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Исходные посылки социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук.

Предварительный системный анализ объекта, о котором шла речь в предыдущем разделе, есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования.

Исходя из этого не проверенного систематическими исследованиями знания, мы черпаем аргументы для построения целой плеяды детализированных исходных гипотез, представляющих собою не что иное, как возможное объяснение исследовательской проблемы.

В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки.

Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.

Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез).

В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы а менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза непроверяема в эмпирических данных.

18. Стратегическое планирование исследования

Различают 4 стратегии проведения исследования:

1) ФОРМУЛЯТИВНАЯ (разведывательная) – применяется, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и исследователь не может выдвинуть никаких гипотез. Цель: выявление проблем и формирование гипотез.

2) ОПИСАТЕЛЬНАЯ (дескриптивная) – вариант возможен, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательной гипотезы. Цель: строгое описание качественных и количественных характеристик структур, явлений, процессов.

3) АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН – применяют при условии наличия достаточно широких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель: выявление функциональных связей и казуальных отношений.

4) ПОВТОРНО-СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – разрабатываются при необходимости выявления тенденций процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном периоде.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: