Философская система

Философская система делится Гегелем на три части:

Логика,

Философия природы,

Философия духа.

Заслуги создания диалектики принадлежит Гегелю. Он, как и Шеллинг, полагал,что ни материя,ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное,ибо человеческое сознание невозможно логически вывести из материи, а материю из человеческого сознания. Последнее само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некого абсолютного субстанционального первоначала.В то же время Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том,что первоначало должно быть мыслимо как некое абсолютное тождество субъективного и объективного.Мышление в самом себе должно содержать объективное,нечто выходящее за его пределы.И это объективное в мышлении, по Гегелю, существует потому, что оно мыслит самое себя, делает себя предметом мышления,«раздваивается»,делится на субъективное и объективное.Объективное тем самым изображается Гегелем как«отчуждение»мышлением своего бытия в виде материи природы, а разум представляется не как специфическая особенность человека, а как первооснова мира, которому он дает название абсолютная идея, мировой дух. Из этой исходной предпосылки вытекает, что мир в основе своей логичен,существует и развивается по законам,внутренне присущим самому мышлению. И в своем главном сочинении«Наука логики»Гегель разрабатывает систему логики развивающегося и все порождающего мышления.

Развитие духовного начала есть ни что иное,как его мышление.Его исходной категорией должна быть самая простая категория.Такой категорией,по Гегелю, является чистое бытие,фиксирующее существование чего-то лишенного всяких других характеристик.В этом своем содержании чистое бытие ничего не представляет,не имеет никакого значения. Оно есть ничто. Но бытие не просто тождественно ничто, чистое бытие и ничто противоположны друг другу:бытие отрицает ничто, и, наоборот,ничто пропадает в бытие. Это противоречащее единство бытия и ничто и есть становление.

В этих на первый взгляд чрезвычайно абстрактных рассуждениях схвачена глубокая диалектика начала всякого развития. Вещи,например, розы,еще нет, когда она начинается,но в ее начале удерживается не только ее ничто, но и ее бытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: