Индивидуальное задание. Предприятие может выпускать три вида продукции А1,А2, А3, получая прибыль, зависящую от спроса на эту продукцию

Предприятие может выпускать три вида продукции А12, А3, получая прибыль, зависящую от спроса на эту продукцию. Спрос, в свою очередь, может принимать одно из четырех состояний В1, В2, В3, В4. В матрице элементы аi k характеризуют прибыль, которую получает предприятие при выпуске продукции Аi и состоянии спроса Вk.

 
 


1. Варианты индивидуального задания (подставить значения элементов в платежную матрицу)

а11 а12 а13 а14 а21 а22 а23 а24 а31 а32 а33 а34
                         

Ход работы:

Задание 1

1. Определить оптимальные пропорции в выпускной продукции, считая состояние спроса полностью неопределенным. Гарантируя при этом среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса.

2. Представить задачу как матричную игру двух лиц (предприятие - спрос) с нулевой суммой.

3. Исключить заведомо невыгодные стратегии игроков.

4. Найти оптимальные стратегии и цену игры сведением игры к паре симметричных двойственных задач линейного программирования.

5. Определить оптимальные пропорции в выпускаемой продукции.

6. Выполнить анализ результата.

    Стратегии игрока B
B1 B2 B3 B4
Стратегии игрока A A1        
A2        
A3        

Стратегия A3 является доминирующей над стратегией A2, поэтому удаляем стратегию A2 из рассмотрения.

    Стратегии игрока B
B1 B2 B3 B4
Стратегии игрока A A1        
A3        

Стратегия B2 является доминирующей над стратегией B3. Удаляется стратегия B3 из рассмотрения.

    Стратегии игрока B
B1 B2 B4
Стратегии игрока A A1      
A3      

Стратегия А3: нижняя цена игры = 3;

Стратегия В1: нижняя цена игры = 4;

Оптимальное решение на основании чистых стратегий не найдено.

P*=(p*1,0,p*3);

Q*=(q*1,q*2,0,q*4).

Значения цены игры: 3 v 4 – цена игры положительная.

Если P*=(p*1,0,p*3) и Q*=(q*1,q*2,0,q*4)являются оптимальным решением, то должны выполняться две следующие системы неравенств:

2p*1+ 4p*3 v

5p*3 v1

4p*1+ 3p*3 v

и

2q*1+ 4q*4 v

4q*1+ 5q*2+ 3q*4 v

Требуется найти минимум линейной функции

F = y1 + y2

при следующей системе ограничений:

2y1+4y2 1

5y2 1

4y1+3y2 1

Требуется найти максимум линейной функции

L = x1 + x2 + x3

при следующей системе ограничений:

2x1+4x3 1

4x1+5x2+3x3 1

Полученные задачи являются парой симметричных взаимно двойственных задач. Для решения воспользуемся симплекс-методом, реализованного в виде надстройки Excel Поиск решений.

Решение для первой задачи

  Переменные    
  y1 y2 y3    
  0,10 0,20 0,00    
  Матрица коэффициентов Ограничения
  системы неравенств Левая часть Правая часть
Неравенство 1          
Неравенство 2          
Неравенство 3          
  Матрица коэффициентов    
  целевой функции    
           
Решение y1=0,1; y2=0,2 F=0,3 0,30  

Решение для второй задачи

  Переменные    
  Х1 Х2 Х3    
  0,10 0,00 0,20    
  Матрица коэффициентов Ограничения
  системы неравенств Левая часть Правая часть
Неравенство 1          
Неравенство 2          
Неравенство 3          
  Матрица коэффициентов    
  целевой функции    
           
Решение x1=0,1 X3=0,2 L=0,3 0,30  

Максимальное значение функции прямой задачи равно минимальному значению функции двойственной задачи.

Найдем цену игры v.

V=1/F=1/L=1/0,33=3,03

Найдем оптимальное решение игры:

Цена игры v=3,03.

Вероятности стратегий игрока А.

p*1=y1*v=0,1*3,03=0,303;

p*2=0;

p*3=y2*v=0,2*3,03=0,606;

P*=(0,303;0;0,606);

Вероятности стратегий игрока А.

q*1=x1*v=0,1*3,03=0,303;

q*2= x2*v=0*3,03=0;

q*3=0;

q*4= x3*v=0,2*3,03=0,606;

Q*=(0,303;0;0;0,606);

Анализ результата решения задач:

Выигрыш предприятия составит 3,03 единиц при аналогичной величине спроса (игра с нулевой суммой).

Предприятия используют свои стратегии след. образом:

· А1 на 33%

· А2 на 0%

· А3 на 67%

Стратегии спроса:

· B1 на 33%

· B2 на 0

· B3 на 0

· B4 на 67%


Задание 2

1. Изменить в платежной матрице любые три элемента на отрицательные значения.

2. Исключить заведомо невыгодные стратегии игроков.

3. Преобразовать матрицу, чтобы цена игры была положительной.

4. Найти оптимальные стратегии и цену игры сведением игры к паре симметричных двойственных задач линейного программирования.

5. Определить оптимальные пропорции в выпускаемой продукции.

6. Выполнить анализ результата.

    Стратегии игрока B
B1 B2 B3 B4
Стратегии игрока A A1        
A2        
A3        

После изменения

    Стратегии игрока B
B1 B2 B3 B4
Стратегии игрока A A1        
A2        
A3 -4   -6 -3

Стратегия A2 является доминирующей над стратегией A3, т.к. каждый элемент строки 2 больше или равен соответствующего элемента строки.

    Стратегии игрока B
B1 B2 B3 B4
Стратегии игрока A A1        
A2        

Стратегия B2 является доминирующей над стратегией B3. Удаляется стратегия B3 из рассмотрения.

    Стратегии игрока B
B1 B2 B4
Стратегии игрока A A1      
A2      

Стратегия B2 является доминирующей над стратегией B4. Удаляется стратегия B4 из рассмотрения.

    Стратегии игрока B
B1 B2
Стратегии игрока A A1    
A2    

Стратегия А1: нижняя цена игры = 0;

Стратегия В1: верхняя граница игры = 2.

Оптимальное решение на основании чистых стратегий не найдено.

P*=(p*1,p*2,0);

Q*=(q*1,q*2,0,0).

Значения цены игры: 0 v 2 – цена игры положительная.

Если P*=(p*1,p*2,0) и Q*=(q*1,q*2,0,0) являются оптимальным решением, то должны выполняться две следующие системы неравенств:

2p*1+ 3p*2 v

5p*2 v1

и

2q*1 v

3q*1+ 5q*2 v

Требуется найти минимум линейной функции

F = y1 + y2

при следующей системе ограничений:

2y1+3y2 1

5y2 1

Требуется найти максимум линейной функции

L = x1 + x2 + x3

при следующей системе ограничений:

2x1 1

3x1+5x2 1


Полученные задачи являются парой симметричных взаимно двойственных задач. Для решения воспользуемся симплекс-методом, реализованного в виде надстройки Excel Поиск решений.

Решение для первой задачи

  Переменные    
  у1 у2 у3    
  0,00 0,33      
  Матрица коэффициентов Ограничения
  системы неравенств Левая часть Правая часть
Неравенство 1          
Неравенство 2          
Неравенство 3          
  Матрица коэффициентов    
  целевой функции    
           
Решение у2=0,33 F=0,33   0,33  

Решение для второй задачи

  Переменные    
  Х1 Х2 Х3    
  0,33 0,00      
  Матрица коэффициентов Ограничения
  системы неравенств Левая часть Правая часть
Неравенство 1          
Неравенство 2          
Неравенство 3          
  Матрица коэффициентов    
  целевой функции    
           
Решение x1=0,33 L=0,33   0,33  

Максимальное значение функции прямой задачи равно минимальному значению функции двойственной задачи.

Найдем цену игры v.

V=1/F=1/L=1/0,33=3,03

Найдем оптимальное решение игры:

Цена игры v=3,03.

Вероятности стратегий игрока А.

p*1=y1*v=0*3,03=0;

p*2=y2*v=0,33*3,03=1;

p*3=0;

P*=(0;1;0);

Вероятности стратегий игрока А.

q*1=x1*v=0,33*3,03=1;

q*2= x2*v=0*3,03=0;

q*3=0;

q*4=0;

Q*=(1;0;0;0);

Анализ результата решения задач:

Выигрыш предприятия составит 3,03 единиц при аналогичной величине спроса (игра с нулевой суммой).

Предприятия используют свои стратегии след. образом:

· А1 на 0%

· А2 на 100%

· А3 на 0%

Стратегии спроса:

· B1 на 100%

· B2 на 0

· B3 на 0

· B4 на 0%

Вывод: в данной лабораторной работе было найдено решение матричной игры в смешанных стратегиях, представленной моделью задачи линейного программирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: