Пифагор

Ямвлих. О пифагорейской жизни, 31=Аристотель. О пифагорейцах, фр. 2 Ross: В книге “О пифагорейской философии” Аристотель сообщает, что пифагорейцы хранили в строжайшей тайне следующее разделение: разумные живые существа подразделяются на [три вида]: бог, человек и существо, подобное Пифагору.

Диоген Лаэртий, VIII, 4=Гераклид Понтийский, фр. 89 Wehrli: Вот что рассказывал о себе [Пифагор], по словам Гераклида Понтийского: что-де некогда он был Эталидом и считался сыном Гермеса. Гермес сказал ему, чтобы он выбирал все что угодно, кроме бессмертия. Тогда он попросил, чтобы и при жизни и после смерти он сохранял память о том, что с ним происходило. Так-то в жизни он все отчетливо запомнил, а когда умер, мол, то сохранил ту же самую память. <…>

8 а. Порфий. Жизнь Пифагора, 18=Дикеарх, фр. 33 Wehrli: <…> Что он [Пифагор] говорил своим ученикам, никто не может сказать наверное, либо молчание соблюдалось у них с исключительной строгостью. Однако наибольшую известность среди всех получили следующие положения: во-первых, что душа, по его словам, бессмертна, во-вторых, что она переселяется в другие виды животных, кроме того, [в-третьих], что все, что некогда произошло, через определенные периоды [времени] происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и, [в-четвертых], что все живые [собств. "обладающие душой"] существа следует считать родственными друг другу. Очевидно, первым, кто принес эти учения в Элладу, был Пифагор.

Мнения философов, II, 1, 1: Пифагор первый назвал Вселенную “космосом” по порядку…, который ему присущ. <…>

Диодор Сицилийский, X, 10, 1: Пифагор называл свое учение любомудрием (φιλοσοφία), а не мудростью (σοφία). Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа может быть подобающе назван любомудром (философом).

Тимей из Тавромения FgrHist 566 F 77: (а) Диоген Лаэртий, VIII, 10: Пифагор первый сказал, что у друзей все общее и что дружба – равенство. И ученики его вносили свои состояния в одну общую кассу. В течение пятилетия они безмолвствовали, только слыша речи Пифагора, но не видя его до тех пор, пока не будут испытаны и одобрены.

Гераклид Понтийский, фр. 44 Wehrli у Климента Алекс., Строматы, II, 130 (II, 184, 8-10 St.): Пифагор… учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства чисел.

Аристотель. Метафизика, А 5. 985 b 23: …Так называемые пифагорейцы, впервые заняв­шись математическими науками, двинули их вперед, и поскольку они были воспитаны на них, то сочли их начала (àρχαί) началами всех вещей. А так как первые по природе [начала] этих наук — числа, в числах же, как им казалось, наблюдается много по­добий…, с сущими [вещами] и процессами, (больше, нежели в огне, земле и воде), дескать, такое-то свойство… чисел есть справедливость, такое-то – душа и ум [нус], другое – удобный момент, и можно сказать, все остальные вещи [они определяли] таким же образом, а кроме того, так как свойства и отношения гармоний [= «музыкальных интервалов»] они усматривали в числах, так вот, поскольку, как им казалось, все остальные вещи уподобляются числам по всей совокупности своих характерных свойств [«природы»] и числа первичны по отношению ко всей природе, то они стали полагать, что элементы чисел суть элементы всех вещей и что вся Вселен­ная – гармония и число. <…>.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989. С. 141, 143, 147, 148, С. 467.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: