Предмет финансового права

Он имеет сложную структуру, включающую финансовые отношения (властно-имущественные) и организационные финансовые отношения (производные, возникающие по поводу публичных финансов в процессе финансовой деятельности государства и муниципального образования).

Вопрос о структуре финансового права – дискуссионный. Условно можно выделить 2 подхода по определению структуры.

Широкая концепция Узкая концепция
Общее
В структуре предмета финансового права есть общая часть и особенная. В общей части называются институты публичных субъектов финансового права, принципы финансового права, институт финансово-правовых актов, институт финансового контроля.
Различное
Основана на теории публичного интереса в регулировании финансовых отношений. Помимо институтов и отраслей, которые названы в узкой концепции, данная включает: v Финансово-правовое регулирование банковской деятельности; v Финансово-правовое регулирование страхования; v Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансовых услуг; v Финансово-правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности v Финансово-правовое регулирование инвестиций. Министерство образования придерживается этого подхода. Основана на теории публичных фондов. Соответственно, в структуру предмета финансового права включаются подотрасли и институты, регулирующие формирование и организацию расходования публичных фондов. Следовательно, в особенную часть включают: v Бюджетное право (регулирует бюджетные отношения, связанные с принятием и использованием бюджета); v Налоговое право; v Институт эмиссии. Право регламентирует не только эмиссию денежных знаков, но и их обращение, а также валютное регулирование; v Институт финансово-учетного права (бухгалтерский учет, бюджетный учет, налоговый учет); Лушникова М.В. Сторонник этой теории, т.к. широкий подход не соответствует признакам финансового отношения, перечисленного выше.

2) Метод и принципы финансового права.

Ведущий метод – властно-имущественные предписания, но в ряде случаев дозволение и запрет, как вспомогательные.

По второму подходу (каждая отрасль имеет свой индивидуальный подход, а ядром является правовое положение сторон) здесь императивный метод. Императивность означает, что и та, и другая сторона подчиняется закону.

Особенности юридических фактов, которые предусматриваются законом. Особое место занимают финансово-плановые акты (бюджеты), финансовый договор (особый юридический факт).

Следующий элемент отраслевого метода – особенности отраслевой ответственности и защиты прав сторон финансового отношения. По отраслевой ответственности в финансовом праве необходимо сделать ряд замечаний. Есть 2 разных подхода при характеристике ответственности:

I. Существует некая отраслевая финансово-правовая ответственность, как самостоятельный вид ответственности, которая существует в различных разновидностях: налоговая ответственность, бюджетная ответственность, следовательно, существует самостоятельная отраслевая ответственность.

II. Не существует финансовой ответственности как самостоятельного вида. Вся ответственность в современном Российском праве подразделяется на гражданско-правовую, уголовную, административную, дисциплинарную. Следовательно, здесь разновидность административной ответственности.

Законодатель придерживается обеих концепций. Формально существует самостоятельный вид налоговой ответственности, страховой ответственности. ФЗ «О социальных страховых взносах в фонды социального страхования, медицинского страхования», ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле».

Однако вместо финансовой ответственности появляется административная ответственность за нарушение валютного законодательства, аналогично с денежным обращением, т.е. административная ответственность (т.к. ответственность предусмотрена в КоАПе).

В отношение бюджетной ответственности решение законодателя неоднозначно: в БК составы бюджетных правонарушений, а процедура отсутствует.

Принципы финансового права. Нет единого нормативного акта, где было бы легальное закрепление принципов. Законодатель закрепил отдельные виды принципов по институтам и подотраслям финансового права. Следовательно, это своеобразный пробел в законодательстве.

Общие принципы:

ü Принцип согласования публичных и частных интересов в сфере финансирования;

ü Принцип единства финансовой политики и денежной системы РФ;

ü Принцип финансового федерализма;

ü Принцип самостоятельной финансовой деятельность органов местного самоуправления;

ü Принцип гласности;

ü Принцип плановости.

3) Финансово-правовые акты.

Это акты, образующие правовую основу финансовой деятельности государства, которые по своим юридическим свойствам (характеристикам), подразделяющиеся на следующие виды:

a) Нормативные акты.

™ Финансовое законодательство. Здесь кодексы исключительно кодексы, федеральные, региональные и местные законы;

™ Подзаконные нормативные акты, которые издают исполнительные органы, но они имеют следующие особенности:

ï Принимаются только по основаниям и в случаях, предусмотренных законами;

ï Не могут изменять или дополнять федеральные законы.

b) Финансово-плановые акты. Это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по формированию денежных фондов и их использования на предусмотренные законом цели. Они имеют сложную юридическую природу, совмещающие в себе черты нормативно-правовых актов и индивидуальных актов, т.к. содержат не только конкретные задания, но и нередко указания на конкретное исполнение этих заданий. Сюда законы о бюджетах всех уровней, сметы казенных учреждений, кредитные и кассовые планы Центральнного банка РФ и др.

c) Финансовые договоры. Договоры в финансовом праве могут разделяться на 2 группы:

™ Финансовые договоры, как разновидность публичных договоров:

ï Нормативные финансовые договоры (международные налоговые соглашения об устранения об устройстве двойного налогооблажения, договоры между публичными образованиями (РФ, субъекта РФ по поводу финансовой помощи из федерального бюджета субъекта федерации));

ï Индивидуальные финансовые договоры (договоры межбюджетной ссуды, договоры государственного займа, договоры государственного кредита).

™ Договоры в финансовом праве – гражданско-правовые договоры, которые применяются в финансовом праве в силу прямого на то указания федерального закона.

d) Ведомственные ненормативные акты. Это письменные разъяснения, инструкции по применению финансово-правовых нормативно-правовых актов, данные финансовыми, налоговыми и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции (Минфин, ФНС, ЦБ РФ и т.д.)

Основная характеристика:

º Письменные акты, при этом они могут быть как в обычной письменной форме, так и в электронном виде, могут появляться как в СМИ, так и в правовых системах;

º Ведомственные нормативные акты норм не содержат. Необходимо регистрация в Минюсте;

º Эти акты порождают для них правовые последствия. Например, ст. 111 НК – обстоятельства, исключающее ответственность налогоплательщика, в случае, если он действовал в русле ведомственных нормативных актов. Если несколько писем, если противоречие в финансовом законодательстве, то все сомнения в пользу налогоплательщика и иных субъектов финансового права.

º Они издаются уполномоченными на то органами. Например, акты министерства финансов, которые подписываются министром, его замом, руководителем департамента наг=логовой и таможенной политики. Судебная арбитражная практика это правило толкует расширительно и не исключает случаи, когда такие ведомственные акты подписыаваются иными должностными лицами того же министерства финансов. При этом, названные акты являются для суда обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности, или исключающим начисление пени (см. ст. 111 и 75 налогового кодекса РФ.

e) Индивидуальные финансово-правовые акты акт, содержащий государственно-властное решение по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованный.Это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые отвечают следующим признакам:

™ Обязательная письменная форма;

™ Рассчитан этот акт на определенный строго индивидуальный случай и обращен поименно к конкретным лицам;

™ Этот акт порождает правовые последствия в отношении указанных лиц.

Только эти акты могут быть обжалованы лицом в административном или судебном порядке. Например, прошла выездная налоговая проверка, по результатам ее акт, в котором указаны выявленные нарушения налогового законодательства, дальше сумма недоимки и пенни, которые начислены организации, а также сумма штрафных санкций за нарушение. В свою очередь, этот акт рассматривается руководителем налогового органа, в результате рассмотрения решение о привлечении к ответственности. Т.о. 2 акта. Нельзя обжаловать акт выездной проверки. Обжаловать можно только решение. На акт выездной проверки пишутся возражения, которое направляется в налоговый орган, который этот акт выдал, а не в судебный или административный орган.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: