Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась
v господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла.
v Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс.
v В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы.
v Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
v Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.
v Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.
v Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.
v Основными социальными ячейками были община и семья.
v Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.
v В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.
Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.
v Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.
В политической сфере традиционного общества:
- господствуют церковь и армия.
- Человек полностью отчужден от политики.
- Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон.
- В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.
Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации».