double arrow

Образование как механизм развития личности и общества в целом

Социокультурная ситуация в Республике Беларусь

Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь может быть проведен с использованием термина "модернизация". Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе от стабильного, традиционного общества к индустриальному и в перспективе постиндустриальному типу. По утверждению философа образования Н.И. Латыша модернизация – это переход от традиционного общества к современному, от аграрного – к индустриальному, от общества, которое обновляется на основе традиций, статичного идеала, – к динамическому. Динамическому обществу свойственно постоянное изменение: повышение эффективности процесса функционирования, развитие способностей личности к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса.

Сегодня перед республикой стоит задача не только технического перевооружения ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, но и необходимость создания принципиально нового народнохозяйственного комплекса, обеспечивающего экономические и социокультурные условия развития страны.

На данном этапе развития общества в нашей республике совершается переход от:

а) тоталитарного общества к демократическому;

б) статического состояния к обновлению общества, и, в будущем, к динамическому, постоянно развивающемуся обществу;

в) от революционного развития к эволюционному;

г) от мировоззренческого единства к плюрализму;

д) от индустриального общества к индустриально развитому, информационному.

При этом, социокультурная ситуация характеризуется переходным характером, а именно: происходит переход от стабильного, традиционного к современному, динамическому обществу, которому присуще разнообразие как общественных, так и личностных идеалов, разнообразие жизненных укладов и образов мышления. Впервые в современной истории человечества процесс развития всех сфер общественной жизни становится неотъемлемой характеристикой общества. Жизнь в изменчивом, динамичном обществе зависит от личных усилий и самоопределения его граждан; оно востребует личность ответственную, способную самостоятельно простраивать свою жизненную стратегию, а не оглядываться на прежние традиции. Личностный динамизм, изменчивость, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию становятся залогом общественного развития.

Таким образом, направление социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.

В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем совершенствования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие адаптацию ее к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно-созидательного типа с природой и обществом. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.

Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, постольку оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации и опыта, культуры и способов деятельности, мышления, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью (см. схему 2).


СХЕМА 2

Важнейшие мировые социокультурные тенденции: 1) смена типа культурно-исторического наследования; 2) переход от научного познания к культуре; 3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм; 4) возникновение информационных технологий и мировой информационной системы; 5) установка на национально-культурную и экономическую регионализацию.   Глобальные проблемы человечества: - разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы; - истощение материально-сырьевых ресурсов планеты; - демографический взрыв и проблема продовольствия; - опасная для человечества гонка вооружений; - кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); быстрый рост количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу генофонду человечества; - кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, нарушение военно-политического баланса в разных регионах мира.

оказывают влияние на предъявляют

образование в стране,

а именно: 1) формирование личности как субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; 2) ориентация образовательных программ на культурные и общечеловеческие ценности; 3) рост культурного плюрализма и самобытности; 4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта   Определяют новые требования к уровню образованности личности, ее личностному и профессиональному развитию, значит образование становится важнейшим средством развития личности.

Социокультурную ситуацию в стране, которая характеризуется переходом: - от тоталитарного общества к демократическому; - от стабильного общества к динамическому; - от революционного развития к эволюционному; - от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному; - от мировоззренческого единства к плюрализму.

Динамическое общество: ведущий процесс – процесс развития общественного сознания, личности, общества посредством образования

Образование как механизм развития личности, общества. Образование как общечеловеческая ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: