double arrow

Пользоваться ими в процессе общественного труда


Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупно­стью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в до­вольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разно­видности), которые, когда речь идет о человеке, обо­значаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические ана­томические, физиологические и биологические при­знаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает та­кими свойственными этому виду биологическими па­раметрами, которые позволяют ему с успехом участ­вовать в любой из сфер жизнедеятельности всего че­ловеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту ос­нову, на которой происходит формирование собствен­но человеческих качеств. Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияю­щая на формы семьи и на ряд других социальных яв­лений.

Будучи, безусловно, природным существом, живу­щим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе по­добных ему людей. Такие важные факторы жизне­деятельности человека, как сознание, речь, не пе­редаются людям в порядке биологической наслед­ственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения являет­ся индивидом, т. е. единичным природным сущест­вом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкрет­ного человека, рассматриваемого в качестве биосо­циального существа. Понятие «человек», как прави­ло, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapi­ens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отли­чать понятие «личность».


Сейчас читают про: