Связь уровней управления

ТЕМА 1.МЕТОДОЛОГИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1.Задачи и состав планов предприятия

Планирование – это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем.Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей, открывающихся перед фирмой.

Объектами плановых решенийявляются: постановка целей и выработка, стратегии фирмы, распределение и перераспределение ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности фирмы, определение необходимых стандартови т. п. Принятие таких решений является содержательной стороной процесса планирования, рассматриваемого в широком смысле слова.

Планирование в узком смысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги фирмы по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.

Внутрифирменное планирование решает следующие основные задачи:

формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;

• создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;

• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;

• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;

• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.

В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.

С точки зрения объектов плановых решений, интервалов планирования и других сторон деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие виды планов:

стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленных целей;

долговременные планы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;

текущие планы - планы, в которых сопрягаются все направления деятельности фирмы на текущий финансовый год;

оперативные планы - планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;

инвестиционные проекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей;

бизнес-план - план создания новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

Все вышеперечисленные планы могут быть объединены на практике в три основных типа планов .

Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.

Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях. В качестве примера таких планов можно привести графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. По возможности в них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий.

В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем. Они характеризуют деятельность фирмы в ее развитии и изменении, а не в механическом повторении, как в предыдущем случае. Такие планы могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.

1.2. Организация и принципы планирования производства

Процесс планирования базируется на ряде принципов, или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении. Принципы эти во многом зависят от условий, в которых происходит планирование, традиций, теоретических воззрений специалистов, а потому со временем постепенно меняются.

Основным, ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.

Другим принципом планирования считается непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы, в результате чего планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.

В основе процесса планирования должны лежать принципыкоординации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит "по горизонтали'', то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали", между вышестоящими и нижестоящими. В результате, процесс внутрифирменного планирования приобретает необходимые целостность и единство.

Важным принципом планирования является экономичность. Ее суть состоит в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана -не превышать его.

Любой план останется на бумаге,если не будут созданы надлежащие условия для его выполнения, что считается еще одним принципом планирования.

Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используются и другие принципы: научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальностии другие.

Реализации принципов планирования способствуют использование некоторых правил и требований:

Связь уровней управления

- Планирование "сверху вниз" (детализация плана)

- Планирование "снизу вверх" (укрупнение плана)

- Работа без плана (полное делегирование)

- Планирование в зоне результата (частичное делегирование)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: