АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА— характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.
Правое и левое полушария мозга соединены мозолистым телом и двумя комиссурами (передней и задней), которые выступают в качестве проводников, через которые полушария обмениваются информацией.
Главное отличие - в левом полушарии речевой центр (у правшей).
Левое полушарие | Правое полушарие |
Восприятие вербальных, легкоразличимых стимулов, выявление сходства предметов, аналитическая обработка образа. | Восприятие пространственных, незнакомых стимулов, выявление различия предметов, целостное восприятие образа. |
Понятийное, осознанное мышление. | Образное мышление, интуиция. |
Доминирует в процессах коммуникаций, формировании суждений. | Доминирует при формировании самосознания, чувства Я. |
Доминантное. | Субдоминантное. |
Чтение, счет. | Ориентирование в пространстве, различение музыкальных тонов, продуцирование сновидений. |
Увеличены размеры коры в полях 39 и 40. Зона Вернике больше на 30%. Более чем в 50% случаев общая длина полушария больше | Общая площадь нижней лобной извилины (поле 45) меньше. Островковая область меньше. Сильвиева борозда длиннее |
Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления.
|
|
“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения.
“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.
Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.
А. ф. г. м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или право-полушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.