Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:
1. Дайте определение барьерам входа (выхода). Какие виды барьеров Вы знаете?
2. Каким образом барьеры влияют на структуру отраслевого рынка?
3.Объясните, какое влияние оказывают барьеры на интенсивность конкурентной борьбы в отрасли?
4. С помощью каких показателей оцениваются барьеры?
2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы.
Тест 1. Барьеры входа на рынок - это:
а. пути решения проблем, которые возникают при вступлении фирмы в отрасль.
б. любые факторы и обстоятельства, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами.
в. любые факторы и обстоятельства, свидетельствующие о том, что фирма никогда не сможет вступить в данную отрасль.
Тест 2. Барьеры входа на рынок разделяются на:
а. нестратегические и общественные,
б.стратегические и тактические,
в.стратегические и нестратегические.
Тест 3. Стратегические барьеры создаются:
а. деятельностью самой фирмы,
б. условиями отрасли,
в. потребителями.
Тест 4. Капиталоемкость, как причина возникновения барьеров входа, подразумевает:
а. невозможность вложения сразу всех необходимых средств для начала эффективной деятельности фирмы в отрасли,
б. невозможность вступления в данную отрасль, вследствие ее переполненности капиталом,
в. невозможность преодоления ценового барьера фирмой.
Тест 5. Чем выше барьеры входа в отрасль, тем…
а. выше угроза выхода на рынок новых компаний,
б. ниже угроза выхода на рынок новых компаний,
в. выше конкуренция в отрасли.
Тест 6. Ноу-хау можно назвать…
а. снижением конкурентоспособности товара,
б. стратегией фирмы,
в. барьером входа в отрасль.
Тест 7. Экономия от масштаба производства рассматривается «новичками» как…
а. барьер входа на рынок,
б. преимущество перед укоренившимися фирмами.
Тест 8. Стратегические барьеры могут включать:
а. патенты, лицензии, конкуренция со стороны уже существующих в отрасли фирм,
б. патенты, лицензии, наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара,
в. наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара, иностранная конкуренция, спрос потребителей.
Тест 9. Диверсификация деятельности - это…
а. комбинации различных направлений деятельности,
б. совершенствование управления фирмой,
в. реорганизация компании.
3. Подготовить доклады по темам:
1. Показатели входа, выхода и изменения концентрации в отдельных отраслях и рынках России (на примере отдельных рынков).
2. Барьеры входа на рынок: развитие концепции в экономической литературе, выводы для конкурентной политики.
4. Изобразите схематично классификацию стратегических и нестратегических барьеров.
Тема 10. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция