Предмет изучения теории отраслевых рынков

2.Становление теории отраслевых рынков как экономической науки. Этапы становления.

3.Основная парадигма Теории отраслевых рынков «Структура-поведение

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1. Определите отличительные особенности объекта исследования.

2. Что является предметом исследования?

3. Дайте характеристику подходов к исследованию предмета.

4. Каким образом структура рынка влияет на поведение предприятий?

5. Почему поведение предприятий определяет результаты функционирования рынка?

6. Какие факторы определяют структуру рынка?

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 1.

Тест 1. Истинно или ложно утверждение: исходя из подхода Э. Мэйсона «Структура-поведение-результат», рыночная структура вынуждает компании действовать определенным способом?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 2. Истинно или ложно утверждение: ценообразование — это одна из характеристик поведения компании?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 3. Если исходить из причинно-следственного подхода, то

а. поведение компаний влияет на их деятельность,

б. рыночная структура отрасли влияет на поведение компаний,

в. верно все сказанное выше,

г. ни одно из приведенных утверждений не верно.

Тест 4. Укажите один фактор, который не влияет на рыночную структуру

а. Количество продавцов и покупателей,

б. Уровень технологии,

в. Барьеры на вход,

г. Горизонтальная интеграция предприятий,

д. Вертикальная интеграция,

ж. Уровень занятости населения.

Тест 5. Объектом анализа в курсе «Экономика отрасли» не является:

а. Пути достижения наилучшего результата функционирования рынка,

б. Способы регулирования рыночных взаимосвязей,

в. Влияние рыночных процессов на поведение фирм,

г. Пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 2. Альтернативные теории фирмы

2.1.Технологическая концепция фирмы

2.2.Контрактная концепция фирмы

2.3.Стратегическая концепция фирмы

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1. Что показывает технологический подход к фирме? В каких случаях он может использоваться?

2.В чем состоит сущность контрактной концепции фирмы? Где ее целесообразно применять?

3. В чем состоит сущность стратегической концепции фирмы? В каких случаях этот подход является наиболее эффективным?

4.Какие принципиальные формы внутренней организации фирмы существуют? По какому принципу их выделяют?

5. Дайте определение «транзакционных издержек».

6. Какие альтернативные цели может преследовать фирма?

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы

Тест 1. Истинно или ложно утверждение: согласно технологической концепции, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 2. Горизонтальный размер фирмы согласно технологической концепции фирмы определяется

а. положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек,

б. отрицательным эффектом масштаба,

в. трансакционными издержками.

Тест 3. Трансакционные из­держки – это

а. затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов,

б. затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов,

в. затраты на производство и реализацию продукции.

Тест 4. Согласно стратегической концепции фирма является

а. активным участником формирования отраслевой, микроэкономической политики государства,

б. пассивным участником формирования отраслевой, макроэкономической политики государства.

Тест 5. Трансакционные издержки определяют

а. минимальный размер фирмы,

б. максимальный размер фирмы.

Тема 7. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия

1.Открытые и тайные соглашения

2. Модель картеля

3. Факторы, способствующие и ограничивающие образование картеля

4. Олигопольная координация и результаты функционирования рынка

5. Лидерство в ценах

6.Эвристическое ценообразование как инструмент координации

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1. Какова история тайных соглашений? изобретение ли это наших дней?

2. Какие проблемы возникают при соглашении по цене? Кто в этих условиях оказывается в более выгодном положении: фирма с низкими или более высокими ценами?

3. Какие меры Вы бы предложили для преодоления ценовых нарушений в картеле?

4. Существует мнение, что наиболее надежным способом установления ценовой монополии на уровне фирмы является объединение всех реальных и потенциальных производителей в одну фирму. Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

5. Когда картели являются стабильными? Нестабильными? Почему?

6. Как Вы думаете в чем состоят особенности картеля в отрасли с дифференцированным товаром? Является ли такой картель стабильным?

7. Расскажите о концепции лидерства в ценах.

8. Дайте определение эвристическому ценообразованию. Приведите примеры.

9.Какие способы поддержания дисциплины в отрасли при установлении или изменении цен Вы могли бы указать? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы

3. Подготовить доклады по темам:

Тест 1. Укажите фактор, препятствующий образованию картеля в отрасли:

а. однородная продукция фирм,

б. различные доли рынка, которыми владеют фирмы,

в. сходство технологических процессов.

Тест 2. Сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме,

а. чем выше вероятность повторных продаж на рынке,

б. чем меньше выигрыш, который может получить фирма в краткосрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения,

в. чем меньше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Тест 3. Истинно или ложно утверждение: картель является средством уменьшения риска колебания цен, поскольку выпуск нормируется во время подъема и поддерживается за счет квот при спаде.

а. истинно,

б. ложно.

Тест 4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, равный 10000, означает, что имеет место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: