Механизмы взаимодействия Практики и Теории в 20-е гг. ХХ века

Долгое время науки о культуре видели свой предмет преимущественно в контексте вечных ценностей, отстаивая свое право на существование в ходе дискуссии с идеалом познания, сложившимся в естественных и точных науках. Гуманитарные отрасли знания, прежде всего, обращались либо к индивидуальному, уникальному творению, к проблемам ценностей, свободы творчества и его ограничений, либо к закономерностям исторического процесса, истории «великих событий» и «великих людей». Повседневная практика, как правило, оставалась за границей исследования. Искусство оказывалось при этом то в безвоздушном пространстве художественного воображения и интуиции, то в прямой зависимости от экономической, политической или религиозной ситуации. Классическое познание всегда понимало искусство в оппозиции повседневности. Современный неклассический гуманитарный дискурс с его принципом «нонселекции», утратой ме-таценностей, отказом строить иерархии решительно переориентировал исследователей на проблему деконструкции автономного, самодостаточного мира искусства, который противостоит своей искусственной сознательной упорядоченностью миру повседневности.
Таким образом, проблема заключается в прояснении механизма взаимодействия искусства и повседневности на материале русского авангарда 1910 -1920-х гг. Говоря о русском авангарде, мы пользуемся своеобразной метафорой зеркала, за которой не следует видеть теорию отражения. Эта метафора дает возможность указать на событие встречи и узнавания двух миров - виртуального и реального, воображаемого и действительного, при чем мир виртуальный оказывается в конечном итоге не менее реальным, чем повседневный. Мир искусства, с одной стороны, своеобразно «упакован» в повседневности, а с другой - способен моделировать варианты ее функционирования.

25. Факторы, повлиявшие на становление нового искусства в России в начале хх в.

Начало 20-х годов было временем становления новаторских течений советской архитектуры.

Факторы:

1. Развитие техники, индустриализации

2. Опыт западного искусства

3. Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма

4. Необходимость поиска новых форм

5. Происходящие в стране коренные социальные преобразования

6. Стремление в будущее – динамизм авангарда

Анализируя сложные процессы развития советского искусства 20-х годов, необходимо (наряду с другими факторами) учитывать, что это развитие происходило при переплетении таких различных условий, как: 1) стремительный выход советского искусства в ряды тех, кто определяет региональные (и даже глобальные) стилеобразующие процессы, сопровождавшийся резким сломом образных и иных стереотипов; 2) изменение потребителя искусства (иные социальные слои) при небывалом по масштабам массовом (количественном) его расширении; 3) резкое изменение социально-этического критерия оценки искусства.

26. Новое революционное искусство России характеризуется сохранением в нем и новаторских художественных достижений, и социальной установкой на массового потребителя. Подобный «синтез» в таких необычайно сложных условиях—это редчайший в истории мирового искусства эксперимент.

Модель развития художественной культуры 20-х город привлекает прежде всего тем, что характерное для нее многообразие творческих течений делает сферу искусства, как сложную систему, устойчивой в волевым внешним воздействиям.

Главное, что привлекало внимание к наследию советского архитектурного авангарда, - это небывалый по качественным результатам прорыв в новое, прорыв, в котором соединились новаторские поиски, как "эпохальные", так и социальные (результат влияния Октябрьской революции). Именно это соединение эпохального и социального, характерное в таком соотношении только для нашей страны, дало "искру", которая "выбросила" советскую архитектуру (и искусство в целом) далеко вперед, сделав ее мощным генератором первичных идей. Теоретические концепции рождались тогда одновременно с формированием нового в самом творчестве. Практика и теория взаимодействовали в чрезвычайно сложных и противоречивых для развития архитектуры условиях. Рушились этические нормы, ломались эстетические идеалы, рождались новая архитектура и дизайн, менялось отношение к вещи как к "посреднику" во взаимоотношениях людей и т.д. Много было неясного. Сектор поисков был очень широким, что характерно именно для таких переломных этапов. Рассматривая переломные этапы в развитии искусства необходимо отметить что существенно видоизменялись многие закономерности формирования течений, процессы формообразования, роль стилеобразующих факторов и т.д. Развитие происходило при переплетении таких различных условий, как: 1) стремительный выход советского искусства в ряды тех, кто определяет региональные (и даже глобальные) стилеобразующие процессы, сопровождавшийся резким сломом образных и иных стереотипов; 2) изменение потребителя искусства (иные социальные слои) при небывалом по масштабам массовом (количественном) его расширении; 3) резкое изменение социально-этического критерия оценки искусства.

Первые два условия довольно сложно сочетать в гармоническом единстве. Слом стереотипов и новаторские поиски в области формообразования, как правило, предполагают опору на подготовленную в художественном отношении аудиторию, в то время как резкое расширение потребителя искусства скорее предполагает замедление процессов формообразования или даже некоторый отход назад и уж во всяком случае не рывок вперед.

Возникает вопрос: пойти на поводу у неразвитых вкусов в художественных вопросах потребителя и отказаться при этом от авангардной роли в общих процессах формообразования в современном искусстве или же сделать наоборот - заниматься новаторскими поисками, не обращая внимания на реальные потребности (и возможности) масс. Многие считали тогда, что соединить то и другое было невозможно. Но тем не менее люди упорно создавали новое революционное искусство, сохранив в нем и новаторские художественные достижения, и социальную установку на массового потребителя. Подобный "синтез" в таких необычайно сложных условиях - это редчайший в истории мирового искусства эксперимент. Отсюда и такой оглушительный международный резонанс советского искусства 20-х годов - оно было авангардным и в формально-эстетических и в социальных вопросах.

27. Основные этапы развития архитектуры советского авангарда.

1 этап: 1917-1920 - первые послереволюционные годы, когда в трудных условиях гражданской войны, военного коммунизма и хозяйственной разрухи реальное строительство было крайне незначительным. Осуществление коренных социальных преобразований, революционный подъем трудящихся масс, преобладание в их среде коллективистских настроений, максималистские требования быстрой перестройки всего жизненного уклада, новый социальный заказ, романтика поисков новых художественных образов - в таких сложных условиях рождалась советская архитектура.

Уже в первые послереволюционные годы основными задачами архитектуры становятся поиски новых в социальном отношении типов зданий и поселений, улучшение санитарно-гигиенических условий быта, труда и отдыха трудящихся, создание новых художественных образов.

Коренным образом перестраивается архитектурно-художественное образование - в конце 1920 г. в Москве создаются Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где в едином учебном заведении объединялись архитектурный, производственные и художественные факультеты.

2 этап: 1921-1924 гг. вошли в историю нашей страны как время крутого поворота в экономической политике молодого государства, вызванного необходимостью перейти от завоевания политической власти к созданию материально-технической базы нового общественного строя.

В развитии советской архитектуры 1921-1924 гг. были временем сложения новаторского творческого направления в острой борьбе с традиционалистскими концепциями. Творческие поиски и борьба различных течений наглядно проявились в двух крупнейших архитектурных событиях этого этапа - конкурсе на Дворец труда в Москве и сельскохозяйственной выставке (1923). С этим этапом связана и первая дискуссия о социалистическом расселении, в ходе которой обсуждались проблемы города-сада, агломерации, вертикального зонирования, типа жилого дома для рабочих (индивидуальный дом, дом-коммуна или квартирный дом) и др.

3 этап: В 1925-1927 гг. в стране уже полным ходом развернулись восстановительные работы, строятся новые промышленные предприятия, благоустраиваются города, создаются городские жилые комплексы (с коммунальными учреждениями) для рабочих, сооружаются первые крупные общественные здания (дома Советов, рабочие клубы, школы, стадионы, больницы). Новое творческое направление становится преобладающим в советской архитектуре, идет интенсивный процесс его формирования.

Формообразующие и стилеобразующие поиски велись в атмосфере творческого соревнования течений, школ и отдельных мастеров. Такой пестрой и яркой палитры одновременно существовавших разнообразных творческих концепций не было ни до, ни после этого этапа. Высокопрофессиональные проекты создавались представителями самых различных, зачастую диаметрально противоположных творческих течений (Веснины и Жолтовский. Мельников и Фомин. Ладовский и Щусев, Леонидов и Таманяи и др.)

Творческие принципы таких новаторских архитектурных течений, как рационализм и конструктивизм, были понятны инженерам и строителям, стремившимся использовать все новейшие технические достижения для быстрого подъема строительства. С архитекторами-новаторами успешно сотрудничают такие крупные инженеры, как В. Шухов, А. Лолейт, Г. Красин; архитекторы и инженеры в творческом содружестве ищут новые пути развития архитектуры.

4 этап: 1928-1931 годы можно считать временем расцвета советского архитектурного авангарда.

Ускоренные темпы индустриализации превратили страну в огромную строительную площадку. Первая пятилетка была пятилеткой строительства - сооружались гиганты тяжелой промышленности и электростанции, прокладывались новые железные дороги, в необжитых ранее восточных районах вблизи сырьевых баз строились новые города (Магнитогорск, Кузнецк, Чарджоу).

Центр тяжести творческих и теоретических разработок перемещается в область градостроительных проблем и массового жилищного строительства.

Советская архитектура конца 20-х - начала 30-х годов оказывала все большее влияние на развитие и формирование авангардного направления мировой архитектуры. Архитекторы многих стран с большим интересом наблюдали за экспериментом, совершавшимся в годы первой пятилетки в нашем строительстве, при этом особое внимание привлекали градостроительные поиски советских архитекторов и процессы формирования новых в социальном отношении типов зданий.

В 1932-1934 гг. в советской архитектуре резко обострилась борьба новаторских и традиционалистских течений, которая завершилась существенными изменениями творческой направленности.

28. Левая живопись как катализатор, ускоривший процесс формирования новых эстетических представлений в архитектуре начала ХХ века

Важной особенностью развития советской архитектуры в первые послереволюционные годы было то, что новые конструкции и материалы оказали влияние на художественные поиски архитекторов не столько через "рациональную архитектуру", сколько через творчество тех художников, которые увидели в новых конструкциях и материалах, в простых, лишенных декора геометрических формах большие эстетические возможности и основу формирования нового стиля.

В 1910 - начале 1920-х годов, когда происходило формирование нового стиля, обнаружилось несоответствие между художественной направленностью изобразительного, прикладного искусства и архитектуры - они явно отставали, здесь преобладали эклектика и стилизация. Попытка модерна заменить "тектонический" декор декоративными элементами не удовлетворила архитекторов. Модерн помог многим из них увидеть художественную бесплодность эклектики и стилизации, способствовал внедрению в строительство многих научно-технических достижений и приемов пространственной организации интерьера. Но он не стал основой эстетики новой архитектуры, оставшись стилем переходной эпохи. Настойчиво выдвигались требования отказа от декорирования фасадов и новых конструкций. Мало кто верил в то, что в основу эстетической концепции новой архитектуры можно положить лишенные декора простые геометрические объемы сооружений, новые материалы и конструкции. В живописи уже в начале XX в. появилась тенденция в формально-эстетических поисках (кубизм, супрематизм, пуризм, неопластицизм, кубофутуризм), которая была связана не только с экспериментированием в области свойственных изобразительному искусству профессиональных приемов, но и ориентировалась на выработку неких общих для всех пространственных искусств художественных средств нового стиля. Эта тенденция в формально-эстетических поисках постепенно все дальше отходила от другой линии развития левой живописи (фовизм, экспрессионизм) и даже начинала терять некоторые существенные признаки собственно изобразительного искусства, как бы создавая своеобразный "задел" формально-эстетических средств и приемов для в своем художественном развитии новой архитектуры и дизайна.

В творчестве Малевича и Татлина впервые с такой определенностью стали кристаллизоваться черты нового стиля, общие для живописи, архитектуры и дизайна. В экспериментах Малевича, Татлина и их последователей нередко видели лишь утрату специфики изобразительного искусства, не осознавая, что супрематические композиции, проуны, архитектоны, контррельефы и объемные конструкции (как и неопластицизм Мондриана или пуризм Ле Корбюзье), образовывали как бы своеобразный "механизм" передачи эстафеты от живописи к архитектуре и сыграли значительную роль в процессе взаимодействия искусств,В ходе этого взаимодействия рождались новые виды искусства (например, дизайн), формировались художественные приемы недавно возникших искусств (кино, фотография), существенно обогащалась палитра средств выразительности "старых" искусств, предпринимались попытки создания новых синтетических искусств на базе только пространственных (архитектура, живопись и скульптура) или только временных искусств (музыка, танец, театр и др.) и живописи, или же путем растворения всех видов искусств в едином синтетическом искусстве будущего.

Во всех основных европейских центрах формирования новой архитектуры создаются творческие содружества архитекторов и левых художников - Эспри Нуво (Франция), Де Стиль (Голландия), Баухауз (Германия).

В нашей стране в первые годы советской власти архитекторы-новаторы также активно сотрудничали с левыми художниками, что вызвало появление таких своеобразных комплексных организаций и учреждений, как УНОВИС, Живскульптарх, ИНХУК, ВХУТЕМАС и др.

29. Конструктивизм и теория производственного искусства

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Теоретически: В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга,

Практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас).

За рубежом: Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций,

Еще пара слов про крнструктивизм: Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны.

По-поводу «производственного искусства»: В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления.

Влияние: Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Основной принцип конструктивизма - не в самой конструкции, а в КОНСТРУИРОВАНИИ.

Основные архитекторы: Гинсбург, Татлин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: