double arrow

Антикризисная политика государства: методы и инструменты

Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий.

В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактического и стратегического плана.

Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегические решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков.

Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Для чего необходимо:

а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

б) совершенствование системы финансовой поддержки;

в) создание системы информационного обеспечения;

г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

е) производственно-техническую поддержку.

Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях:

а) политическая и социально-экономическая стабильность;

б) стабильность и определенность в законодательстве, особенно в налоговом;

в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банковским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции;

г) создание рыночной инфраструктуры.

Стратегия управления активами неплатежеспособного предприятия.

Основываясь на опыте преодоления кризисных ситуаций отечественными предприятиями, можно выделить общие для них виды стратегии:

• стратегию выживания, которая предполагает эволюционное развитие предприятия с учетом сложившегося положения, т.е. плавное, с минимальными перестройками, но надежное улучшение показателей, вплоть до выхода его из состояния банкротства;

• стратегию прорыва, обеспечивающую существенное улучшение всех аспектов деятельности предприятия за минимально короткое время и предполагающую ориентацию на лидирующее положение на рынке:

Находясь в критическом состоянии, предприятие не имеет возможности привлекать заемные средства для своего развития. Поэтому источником финансового обеспечения реализации программы (плана) по выводу предприятия из кризисного состояния являются только собственные средства. Следовательно, между всеми мероприятиями программы (плана) существует финансовая связь: одни мероприятия обеспечивают приток либо экономию расходов средств, а другие предполагают их использование, т.е. первые являются донорами для вторых. В этой связи принято различать два вида тактики финансового оздоровления.

1.Защитная тактика (или защита от кризиса) предполагает проведение ресурсонесущих и ресурсосберегающих мероприятий, основой которых является высвобождение денежных средств или сокращение их расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов, экономией расхода оборотных средств и персонала.

2.Наступательная тактика (или атака на кризис) означает проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки, особенно ее денежной составляющей, которая может поступать от реализации продукции, венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использования имущества, налоговых льгот, в процессе участия в конкурсах инвестиционных проектов. Корректируются философия и принципы функционирования предприятия, т.е. меняется его стратегия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: