Вопрос № 21 Сущность и классификация методов управления

Понятие «методы управления» представляет собой сложное по смыслу словосочетание, которое образовано понятием «метод», происходящим от греческого methodos и означающим, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь и, во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, с понятием «менеджмент», широкий смысл которого раскрыт в материале предыдущих глав.

Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации должна существовать система методов, получившая название «метод», «методический аппарат» или «методический инструментарий» — все они равнозначны и используются в одном и том же смысле.

Обобщая эти подходы к пониманию сути методов менеджмента, следует сделать вывод о том, что их содержание и специфика определяются сущностью и особенностями самого управления. Таким образом, методы управления представляют собой способы воздействия субъекта на объекты управления, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы работников в индустрии гостеприимства. С помощью методов управления реализуются функции менеджмента. Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации. Единство методов управления предопределяется общностью используемых для этого методологических подходов. Например, использование программно-целевого управления предполагает системное сочетание элементов этого методического подхода — четкое определение цели и этапов ее достижения, выделение необходимых средств и ресурсов, осуществление разработанного плана требует создания и функцио-нирования специального аппарата управления, а для обеспечения взаимодействия всех участников ее реализации должна функционировать система мотивации труда и т.д.

Методическая база менеджмента в России формировалась и развивалась адекватно историческому развитию экономики, смене политического устройства государства. Методы современного менеджмента по признаку использования их в отраслях знаний классифицируют на общенаучные и специфические (частные).

Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.

Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимость выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требует их классификации. В качестве классификационных признаков при этом могут быть предложены: их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения. Классификационный признак Группа методов управления

По содержанию методов управления Маркетинг. Экономические. Организационно-распоряди-тельные. Социально-психологические

По мотивации воздействия Материальная мотивация. Моральная мотивация. Принудительная (властная) мотивация

По организационной форме Единоличные (индивидуальные). Коллективные. Коллегиальные

По сфере применения Общие, применяемые по всей системе управления. Локальные, применяемые к отдельным частям системы управления

По объекту управления Управление производством. Управление людьми. Управление организацией. Управление внешними связями

Как уже было отмечено, функции управления реализуются через методы. Осуществление управления, например в туристической сфере, связано с методами маркетинга, экономическими и организационно-распорядительными методами, которые призваны создать эффективно работающую организацию в строгом соответствии с существующими законодательством и нормативными правовыми актами в области хозяйственной деятельности и гражданских отношений.

Социально-психологические методы основаны на комплексном использовании в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп.

Для реализации функций управления, осуществления процесса принятия решения, управления подсистемами организации требуется множество методов управления. Их необходимо не только классифицировать, но и структурировать по проблеме решения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого в организации должна накапливаться компьютерная база данных методов управления.

Множественность методов управления осложняет задачу выбора того (тех) из них, который окажется наиболее эффективным при решении конкретной управленческой задачи в организации.

Для этого в каждой организации следует создавать фонд методов, ориентированных исключительно на решение управленческих проблем, свойственных данной организации.

Принципы формирования фонда методов достаточно сложны и требуют выполнения следующих условий:

• научно обоснованного подхода к выявлению проблем («дерево целей», приоритеты, граф проблем и др.);

• полноты описания проблемы (сущность, содержание, структура, причины, границы и уровни проявления, сила воздействия и др.);

• структурирования по типам проблем, приоритетности, степени формализации, функциональности, видам управленческой деятельности и т.д.;

• обеспечения полноты представления возможных методов решения каждой проблемы;

• информационного обеспечения (объем и состав информации по решаемой проблеме, время и средства/ресурсы).

Несмотря на указанные сложности, практика менеджмента в индустрии гостеприимства имеет примеры реализации указанного алгоритма решения задачи выбора эффективных методов управления в деятельности ведущих гостиничных корпораций, ресторанных сетей и туристических компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: