Количественные показатели ресурса

В настоящее время в практики мирового и отечественного двигателестроения сложились три основные метода (стратегии) управления ресурсами авиационных ГТД. Традиционная методология обоснования ресурсов предполагает установление и подтверждение фиксированного времени и числа полетных циклов (ПЦ) между ремонтами двигателя до окончания его эксплуатации. Двигатель в эксплуатацию передается с невысоким значением подтвержденного начального ресурса, как правило – часового. Затем в течение всего периода эксплуатации по мере приведения ресурсных испытаний представителей парка двигателей по эксплуатационным программам на стендах завода-изготовителя или на основе результатов летных испытаний ресурс периодически увеличивается. Такой метод подтверждения ресурса известен как стратегия 1 управления ресурсом.

Стратегия 1 широко использовалась при управлении ресурсом двигателей первых поколений. У этих двигателей межремонтные и полные ресурсы невелики, а прочность и долговечность деталей практически однозначно определялась параметрами несущей способности и длительной прочности. У двигателей последующих поколений цикличности нагружения возросли и основным подтверждающим фактором стала малоцикловая усталость материала деталей. Это привело к тому, что разрушения (поломки) деталей стали происходить от действия циклического нагружения с высоким уровнем знакопеременных напряжений при ограниченном числе циклов. Это явление связано с наличием в деталях так называемых концентраторов напряжений (критических зон). В концентраторах напряжений действующие номинальные напряжения, как правило знакопеременные, локально возрастают – создаются условия для быстрого развития дефектов и последующего разрушения детали. Возникла необходимость подробного исследования поведения детали. Возникла необходимость подробного исследования поведения материала в критических зонах и определения прогнозируемого ресурса деталей, которых связан с их наличием.

Особенностью новых подходов является самое пристальное внимание, уделяемое ресурсу двигателя с самого начала создания двигателя, т.е. осуществляется процесс ресурсного проектирования. Основное положение новой методологии управления ресурсом двигателей состоит в том, чтобы эксплуатировать двигатель по техническому состоянию его новых деталей. В современном понимании эксплуатация по техническому состоянию не требует испытаний полноразмерного двигателя для подтверждения возрастающего ресурса. Ресурс увеличивается на основе большего объема проверок технического состояния двигателя и его основных деталей после обработки различных этапов ресурса, а также на основе опыта предыдущей эксплуатации, эксплуатации прототипов, назначенного циклического ресурса основных деталей. Ресурс основных деталей в свою очередь определяется путем опережающих циклических испытаний на стендах поузловой доводки вне двигателя (стратегия 2) или расчетным путем на базе развитого банка данных по механическим свойствам материалов деталей (стратегия 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: