Политические партии. Наиболее яркий вид общественных объединений

Наиболее яркий вид общественных объединений. Правовая основа - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (посл. ред. от 2 февраля 2015 г.)..

Этот Закон длительное время не принимался, поскольку в России не было ясности по поводу того, какая минимальная численность членов политической партии необходима при ее государственной регистрации. Кроме того, надо было решить, участвовать ли в выборах органов государственной власти (и даже органов местного самоуправления) только политическим партиям или же и другим общественным объединениям.

Реально также принятие данного Закона увидело перспективу после формирования в России той политической партии, которая стала ведущей, наиболее сильной и в политическом обороте обозначилась как «правящая партия».

Тем не менее ряд позиций данного Закона решался на базе коньюнктурных политических факторов, поэтому в дальнейшем появились более 30 законов о внесении изменений и дополнений в данный Закон.

Наиболее существенные шаги в эволюции регулирования в данном Законе:

1. Общая численность политической партии в целом и ее региональных отделений (ст. 3).

2. Ограничения по созданию:

ч. 1 ст. 9 - Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (в ред. ФЗ от 25.07.2002).

3. Новеллы относительно регистрации:

- За прошедшие годы неоднократно менялось конституционно-правовое регулирование относительно круга органов, занимающихся государственной регистрацией политических партий. На первом этапе регистрацией политических партий занималось Министерство юстиции РФ, в субъектах РФ отделения политических партий регистрировали подразделения Минюста в данных субъектах. Далее была создана в качестве самостоятельной структуры (хотя и в системе Минюста РФ) Федеральная регистрационная служба. Соответственно к ней и ее региональным подразделениям перешли функции регистрации политических партий и их отделений в субъектах РФ. После реорганизации данной Федеральной службы функции регистрации политических партий возвращены Министерству юстиции РФ и его подразделения в субъектах РФ.

- Однако федеральное законодательство несколько запутало систему регистрации. Установлено, что есть уполномоченные органы в сфере регистрации политических партий – это как раз Минюст и его органы в субъектах РФ, они как раз и ведут регистрацию, и органы, ведущие учет зарегистрированных юридических лиц, в т.ч. и политических партий – это Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (по терминологии законодательства – это регистрирующие органы).

- Новелла 2012 года также состоит в том, что разрешается приостанавливать процедуру регистрации политической партии в пределах 3-х месяцев, чтобы она провела необходимые мероприятия и представила дополнительные документы. Это – плюс для политических партий.

- Новелла 2010 года – не позднее 15 дней после регистрации политическая партия обязан опубликовать свою программу. Делает это Российская газета в течение 15 дней после представления программы.

4. Эволюция в отношении партийного руководства:

- Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет (в ред. ФЗ 02.04.2012). Ранее – один раз в 4 года. То же и в субъектах, начальная редакция (2001 г.): не реже одного раза в два года; редакция 2007 г.: не реже одного раза в четыре года.

- Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений (п. 5 введен ФЗ от 28.04.2009)

5. Новеллы законодательства о выборах и о политических партиях относительно участия политических партий в выборах:

- В начальной редакции Закона о партиях говорилось, что только они выдвигают кандидатов и списки на выборах в органы государственной власти. С введением выборов депутатов Государственной Думы только по спискам – отражено соответствующее право политических партий; Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. вновь введено сочетание выборов депутатов Государственной Думы по спискам и по избирательным округам.. С введением выборов не менее 50 % депутатов законодательных собраний субъектов по спискам (2004 г., с 2013 г. – не менее 25 %) за партиями закрепляется право выдвижения таких списков. С переходом к приведению к должности глав исполнительной власти субъектов решением законодательных органов субъектов (2004 г.) партии наделены правом выдвижения кандидатов на этот пост. С введением выборов глав исполнительной власти субъектов (2012 г.) партиям дано право выдвигать кандидатов. На муниципальных выборах партиям также дано право выдвигать списки как самостоятельно, так и по соглашениям с иными общественными объединениями (2009 г.).

- Ранее Закон определял, что неучастие партии в каких-либо выборах в течение 5 лет было основанием для ее ликвидации. Теперь – 7 лет (2012 г.).

6. Новеллы от 24 ноября 2014 г.

статью 31 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с:

а) иностранными государствами и иностранными юридическими лицами;

б) иностранными гражданами;

в) лицами без гражданства;

г) международными организациями и международными общественными движениями;

д) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента;

е) некоммерческими организациями, получавшими в течение года, предшествующего дню заключения сделки, денежные средства либо иное имущество от:

иностранных государств, а также от указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день заключения сделки (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), и организаций, учрежденных указанными юридическими лицами.";

7. Возможность участия в заседании Государственной Думы партиям, не представленным в палате;

По новелле от 4 июня 2010 г. политические партии, не представленные в Государственной Думе, получили право не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы.

8. Новеллы 2011 года относительно представления учетных (отчетных) данных:

- один раз в 3 года (ранее – ежегодно).

Однако в июне 2014 г. восстанавливается ежегодная отчетность:

Ст. 34 п. 4. Политическая партия обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет политической партии за отчетный период. (п. 4 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 185-ФЗ). Причина возвращения к ежегодной отчетности – так удобнее финансовым службам.

9. Постоянный рост сумм пожертвований политических партиям:

Для иллюстрации: Избирательный фонд политической партии наполовину состоит из ее средств, другая половина – пожертвования. По новеллам 2010 г. и ФЗ 2014 г. общая сумма избирательного фонда не может превышать 700 млн рублей (ранее – 400 млн., по ФЗ 2002 г. о выборах депутатов Государственной Думы – 250 млн рублей). Избирательный фонд отдельного депутата по ФЗ 2014 г. не может превышать 15 млн рублей (в период, когда еще были выборы по территориальным округам, по ФЗ 2002 г. – 5 млн. рублей).

Общая сумма ежегодных пожертвований партии наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать рублей (ФЗ о политических партиях, ред. от 22.07.2008). Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сорок три миллиона триста тысяч рублей. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного физического лица в течение календарного года, не должна превышать четыре миллиона триста тридцать тысяч рублей (в ред. ФЗ от 22.07.2008; разница в сумма объясняется тем, что лицо может помимо наличных сумм передавать и имущество). Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать четыре миллиарда триста тридцать миллионов рублей. Сравнивать с предшествующими суммами трудно, поскольку ранее они определялись в МРОТ. Но то, что имеет рост сумм, - очевидно.

9. Введение компенсаций расходов политических партий на выборах:

Рост сумм: 0,005 процента от МРОТ, 5 рублей, 20 рублей, сейчас 50 рублей за каждый голос, поданный за список партии. Новелла от 14 октября 2014 г. – 110 руб.

Ниже приводится сжатый обзор эволюции регулирования в Законе о политических партиях.

Прембула:

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: