double arrow

Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений


Нормативным содержанием этого принципа является формальное равенство идей, а также запрет на вмешательство государства в регулирование сферы взглядов и убеждений. Однако сама идеология прав человека и демократии в качестве таковой не рассматривается. Более того, идеологии, опасные для неё, запрещаются на том основании, что толерантность имеет смысл до тех пор, пока не столкнется с силой, стремящейся уничтожить саму толерантность.

Общественное объединение представляет собой организацию (не обязательно регистрируемую в качестве юридического лица), создаваемую в общественно полезных целях. О видах общественных организаций и порядке их создания, структуре и деятельности см. [Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ] [Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ] [Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ].

Обширная практика существует в Конституционном Суде РФ относительно добровольности участия в общественных объединениях, в том числе и в профессиональных юридических, таких как коллегии адвокатов и нотариальных палатах. См. [Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П] [Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.1997 N 56-О] [Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 N 10-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 N 7-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 5-П].

Принцип идеологического многообразия необходимо рассматривать в контексте недавнего прошлого страны. Официальной идеологией Советского союза являлся марксизм-ленинизм или «марксистко-ленинское учение», как оно именовалось в статье 6 Конституций СССР и РСФСР. В полном соответствии с конституционной нормой данные идеи оказывали влияние на все стороны жизни советского государства и общества, включая науку, образование, воспитание. Идеологическая монополия марксизма-ленинизма обеспечивалась принудительной силой государства.

Наличие общеобязательной идеологии является одним из основных отличительных особенностей тоталитарного государства.

Поэтому в статье 13 Конституции Российской Федерации закреплен принцип идеологического многообразия и запрет на установление государственной или общеобязательной идеологии.

Отсутствие государственной идеологии естественным образом порождает политическое многообразие, многопартийность, а также свободу участия в общественной и политической жизни, в том числе посредством создания общественных объединений.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (далее ФЗ №82) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5)

Федеральный закон № 82 выделяет следующие организационно-правовые формы общественных объединений (ст.7):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

В широком смысле общественными объединениями являются также иные общественные формирования, например, некоммерческие ассоциации (союзы), а также религиозные организации, созданные в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии с Федеральным законом № 82 на членстве основана общественная организация (ст.8). Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает также членство для данного вида общественного объединения (ст.23).

К политическим общественным объединениям, то есть к общественным объединениям, имеющим право участвовать в политической жизни государства посредством выдвижения кандидатов на выборах, относятся политическая партия (в отношении выборов всех уровней), а также могут относиться общественные организации и общественные движения (только в отношении муниципальных выборов) (п.25 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет (абз. 1, 4, 5 ст.19 ФЗ №82).

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении (абз. 2 ст.19 ФЗ №82).

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1. иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2. лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

3. общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

4. лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5. лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда (абз. 3 ст.19 ФЗ №82).

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абз. 7 ст.19 ФЗ №82).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (абз. 8 ст.19 ФЗ №82).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (абз.1 ст.8 ФЗ №82).

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (абз.2 ст.8 ФЗ №82).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (абз.1 ст.9 ФЗ №82).

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (абз.1 ст.10 ФЗ №82).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (абз.1 ст.11 ФЗ №82).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (абз.1 ст.12 ФЗ №82).

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации (абз.1 ст.13 ФЗ №82).

По территориальной сфере деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения (абз.1 ст.14 ФЗ №82).

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства (абз.2 ст.14 ФЗ №82).

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства (абз.3 ст.14 ФЗ №82).

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (абз. 4 ст.14 ФЗ №82).

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления (абз.5 ст.14 ФЗ №82).

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, и законности (абз.1 ст.15 ФЗ №82).

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (абз.1 ст.15 ФЗ №82).

Добровольность означает, что каждый самостоятельно, без какого-либо принуждения решает вопрос о членстве в общественном объединении, либо в участии в деятельности объединений, не основанных на членстве.

Равноправие – это равный правовой статус общественных объединений, а также равное отношение к ним со стороны государства. Разумеется, речь не идет о буквальном, фактическом равенстве (абсурдно требовать от государства абсолютно одинакового взаимодействия с обществом филателистов и к политической партии, представленной в парламенте). Государство во взаимодействии с общественными объединениями должно руководствоваться едиными критериями, установленными законом.

Принцип самоуправления предполагает право общественных объединений самостоятельно определять свою внутреннюю структуру, целей, форм и методов деятельности, позицию по вопросам политической и общественной жизни, а также право самостоятельно избирать руководящие органы.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной (абз.2 ст.15 ФЗ №82).

В соответствии с частью 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Запрещаются также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях» (абз.1 ст.17).

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, осуществляет финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений, обеспечивает доступ к системе государственного и муниципального заказов (абз.2 ст.17 ФЗ №82).

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними (абз.3 ст.17 ФЗ №82).


Сейчас читают про: