Архитектура Каролингов


Решающее значение для будущего развития культовой архитектуры имеют также и монастырские сооружения. Идеальный план монастыря, в Санкт-Галлене делается на основе решений Ахенского синода 817 г. На о-ве Райхенау составляется копия плана с легендой, учитывающая особенности Санкт-Галлена, и отсылается в Санкт-Галлен, правда, в точности она так и не реализуется. Следуя Уставу святого Бенедикта от 529 г., монастырское сооружение представляет собой «самостоятельный город», в котором жилые здания, мастерские, конюшни, гостиница и школа группируются вокруг церкви и крестового хода. Базилика, представляет собой ячеистую поперечную постройку с поперечным нефом в восточной части, а также апсидой с кольцевым атрием в западной части, какой она была сооружена в IX в. в Кельне.
Каролингская архитектура создает новшества, благодаря которым Западная Европа освобождается от античности. Многие признаки каролингского церковного строительства предвещают появление романского стиля: последовательное расположение помещений и базиликальная система с поперечным нефом и 3-апсидным завершением уже полностью развиты; вестверк, башни над средокрестием (в Фульде, и Центуле, еще круглые и частично из дерева), а также по бокам хора являются предвестниками многобашенных романских церковных замков; акцентирование восточного и западного завершений заметно уже в Центуле и в плане монастыря в Санкт-Галлене; квадрат средокрестия, как единица измерения, подготавливает модульную систему планировки.
О структуре большинства церквей докаролингского и каролингского периодов мы не знаем ничего. Из примерно 800 основанных в эти эпохи монастырей, которые А. Манн показал на своей карте (с. 60-61), до наших дней сохранилось, наряду с несколькими зальными церквями, всего около 10 базилик. Что касается остальных - не следует забывать о многочисленных дополнительных раскопках новейшего времени, - можно, во всяком случае, получить более или менее точное представление об их планах. Б нижеследующем перечне предпринимается попытка осуществить задним числом систематизацию разнообразных планов сооружений, имевшихся в распоряжении архитекторов каролингской эпохи. Однако в действительности процесс развития этого многообразия не был прямолинейным, как можно было бы предположить, исходя из выстроенного ряда. Многие вопросы создания тех или иных типовых форм остались открытыми. Так, например, хотя нельзя с уверенностью доказать наличие каролингских базилик с эмпорами, вряд ли можно полностью исключить их существование, особенно учитывая, что на сотни утерянных для нас церквей приходится всего лишь несколько сохранившихся. По той же причине в этот перечень архитектурных образцов включена также и ранняя форма выделяющегося средокрестия, о чем свидетельствует монастырь Миттельцелль на Райхенау. Ее следует рассматривать как аналог, возможно, более часто встречавшихся в каролингскую эпоху и технически более совершенных прототипов.
Монастырь
В каролингскую эпоху схема монастырей приобретает яркую выраженность. В основе плана - характерные римско-британские военные лагери, а прообразом клауструма (закрытая зона вокруг крестового хода) служит перистиль античных зданий. Нереализованный идеальный план Санкт-Галлена (820-830) учитывает орденский устав, литургию и управление монастырским хозяйством. Его масштабность и тесное пожароопасное расположение зданий представляются спорными.
Вестверк
Самый ранний вестверк находился в разрушенной сегодня церкви в Сентуле, а самый ранний сохранившийся образец находится в Корвее; он характеризуется таким же техническим совершенством. Вестверк возник на основе каролингского типа западного поперечного здания с эмпорами, предназначенного для отправления пасторского богослужения. Использованию вестверка в качестве крещальни способствует его форма, похожая на центрическое здание, а оснащение одной или несколькими башнями оказывает решающее влияние на появление романского западного фасада. Нижний этаж может иметь сводчатый подпираемый 4 столбами (полный вестверк) или плоский потолок. Этот этаж служит для входа в церковь и используется для крещений, похорон и церковного суда. На верхний этаж можно попасть по боковым лестничным клеткам; он используется в качестве приходской церкви, эмпор для монахинь или часовни для императора, который присутствует на богослужении, сидя в своей ложе на западной из трех расположенных по дуге эмпор. В каролингскую и оттонскую эпохи вестверк сокращается до 3-башенной группы (аббатство Мариа Лах) или до похожей на него западной пристройки (Минден) и влияет, возможно, еще и на 3-башенный (восточный) фасад готической церкви Северикирхе в Эрфурте.


7. Зависимость каролингско-оттоновского искусства от древнехристианского искусства Востока и Запада выказывается также и в скульптуре, остававшейся, как в древнехристианскую пору, преимущественно искусством мелких поделок и рельефа. Карл Великий перенес из Равенны в Ахен бронзовую позолоченную конную статую Феодориха; но подобный образец был еще не по плечу северным ваятелям. Единственная дошедшая до нас бронзовая статуэтка, приписываемая этой эпохе авторитетными исследователями, не выше одного фута, а по своим безжизненным, вялым, хотя и довольно правильным формам приближается скорее к поздним произведениям римского провинциального искусства, чем к монументальной, полной внутреннего движения равеннской статуе. Мы имеем в виду известную конную статуэтку Карла Великого, хранящуюся в музее Карнавале в Париже. Соглашаясь с Клеменом, мы склонны приписать это произведение, на основании его форм, скорее каролингской эпохе, чем - как это делал Вольфрам, приведший, правда, заслуживающие внимания доводы против каролингского происхождения статуэтки, - XVI столетию. Античные традиции в исполнении фигуры коня и плаща императора здесь еще не переработаны в готском духе. Император - в короне, держит в левой руке державу, а в правой - меч (реставрированный). К прочим металлическим изделиям этой эпохи мы еще вернемся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: