Просто диалог

1999, 2001

Снежный человек

19. 07

У меня нет сомнений в том, что Шаман может многое, недоступное простому человеку. При этом сам Шаман утверждает, что, например, в его общении с растениями, животными, ручьями и облаками нет ничего мистического, а есть определенные практики. Просьбы показать что-нибудь специально Шаман игнорирует, но его исчезновения и появления, призывы рыбы в ловушку, свист для отпугивания комаров, угрозы мышам и другие “бытовые практики” я наблюдаю постоянно. Шаман редко обсуждает со мной эти практики, отговариваясь неразвитостью моего языка, но иногда кое - что поясняет.

- Ты утверждаешь, что можешь существовать одновременно в разных точках пространства?

- Для твоей реальности.

- Как это?

- Вот ползет паук. Ты ставишь на его пути руку, паук разворачивается. Ты ставишь другую руку. Для паука твои руки - два разных существа, но это - ты один: и спереди, и сзади одновременно.

- Если на меня нападают два волка, это два волка или одно существо?

- Волки, медведи и все звери - могут быть руками Духа местности. Не раздражай его, и никто не нападет.

19.07

Некоторые странные ритуалы Шаман объясняет нежеланием раздражать сверхсущества или даже желанием получить от них помощь. Сначала я думал, что он научился этим ритуалам у эвелнов, пока не увидел, что они сами приходят к нему за подсказкой и уточнением. Мои расспросы об источнике знания ритуалов Шаман счел бесполезными, заявив, что я все равно не занимаюсь соответствующими практиками. Сам употребленный мною в контексте вопросов термин “ритуалы” привлек внимание Шамана, и он сказал, что я интерпретирую как ритуалы все непонятные мне действия. Единственный раз мне удалось получить разъяснение природы сверхсуществ.

- О каких сверхсуществах ты говоришь?

- Представь себе глубоководную рыбу без зрения и слуха. Может она иметь представление о солнце, тебе, твоей деятельности?

- Нет.

- Правильно, у тебя на два чувства больше. А теперь представь себе существ, у которых на два чувства больше, чем у тебя. Можешь ты иметь представление об их мире и их деятельности?

- Мне говорил об этом один коллега, но я не верю в существование таких существ.

- Что тебе мешает?

- Если бы они были, мы бы видели следы их деятельности.

- Мы их видим.

- Где же они?

- Например, движение материков.

- А я думал, что материки движутся по естественным причинам.

- Если ты придешь вырубать лес, зайцы разбегутся. А когда они вернутся, то не смогут связать пеньки с твоей деятельностью. Для них это будет “по естественным причинам”.

- Эти сверсущества - Духи?

- Нет, просто существа.

- Это - инопланетяне?

- Хоть горшком назови...

- Их много на Земле?

- На их Земле много, а на нашей нет, как нет нас на Земле Глубоководной Рыбы.

20.07

Появившееся ночью чувство тревоги, не покидало меня все утро. Я не мог найти причину. Ни физические, ни астральные животные не могли мне угрожать при Шамане. Людей не было, по крайней мере, в радиусе ста километров. Некоторое время я смотрел на спокойного, как вода в утреннем колодце, Шамана и неожиданно для самого себя спросил:

- Снежные люди есть?

- Да.

- Ты видел их?

- Да.

- Как они выглядят?

- Для человека очень устрашающе.

- Они опасны?

- Нет. Мы им безразличны.

- Все же, как они выглядят?

- Представь себе человеко-медведя выше высокого дерева с горящими глазами и очень хищной мордой.

- Десять метров высотой? Почему же их никто не может поймать?

- У них на одно чувство больше, чем у нас. Человеческая охота на них была бы похожа на охоту слепых на зрячего.

- Значит, если несколькими дивизиями оцепить большой кусок тайги и плотно прочесать, их обязательно поймают?

- Не ищи приключений....

- Но все же принципиально можно их стопроцентно поймать?

- Бесполезно. Они уйдут в свои туннели. Вся дивизия пройдет мимо.

- Что за туннели?

- Человек со своей геометрией и энергетикой может передвигаться только по определенным туннелям на Земле, хотя ему кажется, что он передвигается свободно.

- Знаешь, я читал “Книгу песчинок[2]”. Там сказано о туннелях, сокращающих географические расстояния.

- Неудивительно. Все хорошие фантасты - экстрасенсы. А в твоей книге сказано, что эти туннели населены?

- Нет.

- Видишь. Да люди и не могут попасть в туннели других существ просто так.

- То есть снежные люди нам не встретятся?

- Те, кого называют снежными людьми, могут передвигаться по нашим туннелям тоже, хотя это бывает редко.

- Снежные люди видят туннели.

- Это - обыденность для них.

- Как же ты встречался с ними?

- Я сам - Снежный человек.

- А обычные, не снежные люди, могут как - то узнать о снежных?

- (Пауза. Шаман заметил, что я иронизирую, но сразу же заметил, что я очень встревожен). Обычный человек не может осознать, что они находятся рядом в своих туннелях. В это время он испытывает особое чувство тревоги. Можно научиться выделять это чувство.

- Не понимаю.

- Когда ты проходишь мимо муравейника, муравьи не осознают твое присутствие, хотя ты ударом ноги можешь разрушить их жизнь. Они испытывают особое чувство тревоги.

- То есть необъяснимая тревога обусловлена тем, что снежные люди находятся рядом?

- Не только тревога и не только они.

- Они сейчас рядом?

- Да. Скорее - она.

- Я спросил тебя, потому что почувствовал?

- Ты просто чувствуешь тревогу. А спросил, потому что почувствовал мое знание об этом.

- Почему они не захватят планету?

- Тебе хотелось когда-нибудь захватить мир моржей или мир чаек?

20.07

Поняв причину своей тревоги, я успокоился и стал пытаться ощутить присутствие. Шаман подсказал мне, чтобы я прошел пять шагов влево и вперед. Когда я, вытянув руки, сделал пятый шаг, Шаман покатился со смеху. Мне стало грустно, я опустил руки и пошел дальше, чтобы не сказать грубость. Почти сразу же возникло ощущение, будто я наткнулся на какое - то уплотнение воздуха. В тот же момент по лицу и груди будто скользнула невидимая мягкая щетка, и уплотнение исчезло. Резко прекратился смех Шамана. Я оглянулся и увидел, что он машет мне рукой.

- Что это было?

- Я не хотел, чтобы ты дошел на нее. Но ничего страшного. Она ушла без раздражения.

- Это могло быть опасно?

- Это - вряд ли. Ты же не раздражаешься, когда в ногу тебе ткнется полуслепой щенок. Скорее ты погладишь его.

- Куда она ушла?

- Просто с твоего пути. В то место, куда человек попасть не может.

- Вообще не может, или существуют практики?

- Да, всякие пентаграммы-гексаграммы. Но учти, что они, как правило, приводят на используемые дороги и тропы, аналогичные нашим. Вероятность встречи слишком велика.

- У меня такое ощущение, что нечто подобное бывало и раньше.

- Ничего удивительного. Каждый человек может задеть какое-нибудь существо, или они могут задеть нас[3].

20.07

Смотрю на море, горы на далеком острове, пытаюсь представить себе в прозрачном воздухе идущие во всех направлениях туннели, наполненные различными существами. Чаще всего все же представляются люди: современные и древние, разных национальностей и.... цивилизаций.

- А люди все ходят по одним и тем же туннелям.

- Нет.

- Но ведь все люди могут встретиться.

- Нет. С людьми из твоих туннелей ты будешь встречаться постоянно, хотя кажется, что вероятность встречи мала. С другими не встретишься никогда.

- Да, я часто встречаю в метро магаданцев, хотя в Москве почти невероятно оказаться случайно в одном вагоне.

- Чаще, чем простая вероятность?

- Намного.

- Скоро наука должна будет взяться за эти туннели.

- Почему я попадаю именно в эти человеческие туннели, а не в другие?

- Японские рыбаки говорили: “Карма”.

- А ты?

- Энергетика, скорость.

01.08

Мир наполнен огромным количеством разных неизвестных существ. Мы не знаем о них, потому что наша деятельность никак не пересекается с их жизнью. Часть из них знает о нас, часть - нет. В основном, они безопасны, так как мы никак не связаны с их жизнеобеспечением. Информация о них накапливается медленно, по мере расширения общественной или индивидуальной практики.

- Чьи это следы возле ручья?

- Не знаю.

- Да там все истоптано.

- Про следы я знаю, я не знаю - чьи.

- Ты никогда не пытался узнать?

- Много лет следил, капканы ставил, ямы, тетиву - бесполезно.

- А эвелны?

- Местные тоже не знают.

- Так это что, неизвестный науке зверь?

- Один из них.

- Но что-нибудь ты о нем знаешь?

- Он похож на маленького мамонта и может передвигаться в снегу, во льду и, наверное, в земле.

- Почему раньше не было его следов?

- Это существо не похоже на обычных животных еще и тем, что не имеет постоянной территории или маршрутов миграции. Я думаю, что оно или они иногда ночуют прямо в ручье.

- Есть другие неизвестные звери?

- Много.

- Не могу поверить.

- Помнишь, ты не хотел верить в снежного паука и объяснял мне, что этого не может быть, из - за того, что они должны быть минусовой температуры?

- Мои знакомые биологи и сейчас не верят, что я видел его.

- Значит, они не поверят и в этих зверей, поскольку никогда их не увидят.

- Что мешает наблюдать их?

- Разное количество чувств, разный темп, плотность, разные туннели, разные спектры или и то, и другое вместе.

- Хоть какие-нибудь примеры?

- Их полно в фольклоре: лешие, домовые, русалки, кикиморы, полтергейсты, инопланетяне....

01.08

Решив, что Шаман является экспертом по общению с лешими, домовыми и русалками, я попробовал расспросить о них.

- Эти лешие, домовые и русалки часто общаются с человеком?

- Скорее люди часто обращаются к ним.

- Откуда у людей такие умения?

- Люди выполняют определенные действия как ритуалы, но это является фрагментами определенных практик взаимодействия.

- Откуда люди знают, что делать?

- Людей миллиарды, они могут сделать это случайно и запомнить. Кроме того, из миллиардов должно быть много неординарных: видящих, понимающих, чувствующих.

- Общение с ними не опасно?

- Как ребенку с топором. Сами они не враждебны, но человек может их разозлить по незнанию.

- А сами они не общаются с людьми?

- Помнишь, ты кружил вокруг своей избушки?

- Помню. Досадно.

- Это Леший развлекался. В моменты, когда ты впадал в прострацию, он проводил тебя по своему туннелю к началу круга.

- Я мог это заметить?

- Это - вряд ли. Его темп гораздо быстрее твоего.

12.12. 1999

Третий час идем с Шаманом по льду, меняясь и ступая в след друг другу. Идя сзади, заметил, что иногда от одежды Шамана отделяются черные точки и разлетаются в разные стороны. Сначала подумал, что просто рябит в глазах. Стал присматриваться. Точки были очень маленькими шариками с прозрачной оболочкой. Они летали по сложным траекториям во всех направлениях, обгоняя нас или отставая, по ветру и против ветра. Ни одна не садилась на снег. Отдаляясь, они просто терялись из виду из - за маленьких размеров. Я стал ставить руку на их пути, но они ни разу не садились на нее, всегда огибая сантиметрах в десяти.

- Ты видишь эти черные точки вокруг нас?

- Да, сегодня их день.

- Что это?

- Простые полевые существа. Сегодня сгустились.

- Что за полевые существа?

- Вроде паразитов или симбионтов.

- Они вредны?

- Обычно их не замечаешь. Скорее - симбионты.

- Откуда у них энергия на морозе?

- Они - вроде замкнутых колец энергии или вихрей. Даже света луны может хватать.

- Почему они видны сегодня?

- Выброс. Или размножение, или отмирание.

- Нужно их изучать.

- Пробуй.

- Как ты с ними практикуешь?

- Никак. Или изредка считаю их знаком изменений.

- Полезных.

- Любых. Это знак для внимательности.

12.12.1999

Шаман показал ничем не примечательное место, сказав, что здесь есть кости неизвестного животного. Я - не зоолог, кости как кости. Животное, наверное, величиной с овцу. Клочья шкуры с сохранившейся коричневатой шерстью. Сначала подумал, что большая росомаха. Но череп и впрямь был странным. Выступающих вперед челюстей не было. Острые, загнутые внутрь зубы и треугольная форма наводили на мысль о голове очень большой рыбы, но роговые наросты на черепе и солидные когти указывали на сухопутное животное.

- Что это за животное? Амфибия?

- Не видел живым.

- А как узнал о костях?

- Много лет назад его здесь загрызли волки. Наткнулся случайно.

- Откуда знаешь, что волки?

- Интересно стало, кто мог убить такое чудище. Вычистил следы под наносами. Зверь сопротивлялся. Здесь рядом есть и волчьи кости.

- Вел себя достойно, значит.

- Когда загрызают, то и заяц дерется.

12.12 - 13.12

Часа в четыре утра по крыше что - то ударило. Со сна подумал, что камень с осыпей. Но Шаман поставил землянку так, чтобы камни на нее не сыпались. Сомнения мешали уснуть, и я почти отогнал их, когда явственно услышал, как на крышу упала ветка. Ветром принесло? Но высокие деревья довольно далеко. После третьего удара стало очевидно, что кто - то кидает ветки специально.

Эвелны? Нет. При их вежливости они не потревожат нас до утра. Другой человек, наоборот, при ветре и морозе поскорее зайдет в землянку, а будет не кидаться ветками. Выманивают? Беглые ээки? Чушь. Никто из них в эту сторону не пойдет, да и не дойдет зимой. Значит, не человек. Еще одна ветка ударила по крыше.

Шаман, как всегда, дышал во сне бесшумно, и я посветил фонариком, убедиться, что он здесь. Веки Шамана дрогнули, он махнул рукой, показывая, чтобы я отвел луч фонарика. Я понял, что Шаман проснулся.

- Что это?

- Спи. Етти развлекается.

Увидев, что Шаман совершенно спокоен, я отложил вопросы до утра и скоро сам уснул.

- Это Снежный человек?

- Нет. Етти - вроде большой снежной обезьяны.

- Здесь есть и такие?

- Всегда были, но мало. Намного меньше мишек.

- Зачем он кидал ветки?

- Развлекался с тобой.

- Как это?

- Чувствуют эмоции человека. Он и развлекался твоей тревогой.

- Опасен?

- Это вряд ли. Много раз за мной ходили, но никто близко не подошел. И эвелны их не считают опасными, хотя обходят.

- Живут племенами?

- Одиноко, как медведи. Иногда мать с детьми.

- Почему их мало?

- Не знаю. Может еды мало.

- Всеядные?

- Никто не знает их жизни.

10-11.08. 2001

Дождь льет пятый день без перерыва. Это - нетипичный дождь. Обычно сильные дожди не бывают долгими, долго идет мелкий дождь. Этим летом у меня уже был необычный опыт с неожиданной грозой, которой не должно было быть. Потом выяснилось, что в Магадан на корякский национальный праздник свезли сразу семь старух - шаманок, а они и вызвали эту грозу. Они думают, что, если в ответ на их камлание будут гром и молнии, то это Ворон услышал их и отвечает.

Часа в два дня я понял, что дождь нетипичный, сразу же собрался и пошел на место, где был во время грозы. Идти моим шагом с легким рюкзаком всего три часа от города, есть тропа и здесь даже бывают другие люди, но не в дождь, конечно.

В семь вечера мне уже удалось разжечь устойчивый большой костер. Для скорости я взял с собой в пластиковой бутылке бензин. К восьми у меня был и навес, и запас дров на ночь. С дровами легко - плавник давно никто не собирал.

Дождь льет и не думает прекращаться. Под моим навесом камни уже высохли от костра, тепло, но парит из - за дождя и тумана. В десять уже ничего не видно дальше метров тридцати. Подумал, что, наверное, это просто обыкновенный сильный дождь.

Проснулся часа в три из - за того, что шум дождя прекратился. Особенно громко стало слышно, как невидимые в тумане волны накатывают на берег. Часы я снял, и нет необходимости доставать их из кармана рюкзака. Подложил дров и удобно уселся возле костра. Тихо. Стал входить в состояние “аэродром подскока”. Есть.

Он (оно?) вышел из - за ближайшей скалы. Ни один камень не покатился, не стукнул, хотя его размеры и вес огромны. Человек так ходить не может по этому берегу; камни проседают, катятся, скрипят, стучат. Он подошел в два шага, то есть его шаг в четыре - пять раз больше человеческого, как и размеры. Уселся массивной темно - коричневой глыбой с другой стороны костра напротив меня. Дым на него, человек не смог бы там спокойно сидеть, но его, кажется, это не беспокоит. Хорошо, что я в состоянии Шамана, а то испугался бы и повредил себе. Хотя, возможно, иначе он бы просто не показался.

Я медленно (сейчас, когда пишу, самому странно, но была мысль: “Не спугнуть”) протянул руку вправо к куче дров и положил в костер ветку. Он тоже медленно протянул огромную мохнатую лапу (руку) вокруг костра (!) и положил ветку в костер. Мощь и размеры его неимоверны, но он не настроен враждебно. Тоже, наверное, хочет не спугнуть.

Контур его треуголен, как яранга, хотя угадываются мощные плечи. Голова заострена кверху, глаза светятся красно - коричневым отблеском костра. Наверное, примат. Но нет ощущения первобытности, скорее такие будут потом. Понимаю, что он ходит, бегает, плавает быстрее меня. Наверное, идеально приспособлен к холоду и жаре. Такой переживет и ядерную зиму. Зачем он пришел? Должна быть какая - то цель. Пытаюсь обратиться к нему мысленно или уловить его мысленное обращение. Ничего нет, кроме того, что сам воображаю. Неожиданно понимаю, что он тоже находится в состоянии Шамана. Вопрос сам вылетел изо рта:

“Шаман, это ты?”

Он шевельнулся, глаза мигнули. Это не подтверждение и не отрицание. Молчим. Наконец понимаю, что это просто встреча. Он пришел на нее также как и я. Еще раз подкладывали дрова. Стало светать, опять пошел дождь. Он встал и опять исчез за скалой. Встреча закончилась.

Хохот Медведя

21.07

Наверное, я бы не смог жить как Шаман. Нормальный человек нуждается в информации, общении, горячей ванне, кофе, телевизоре, асфальтовом тротуаре, наконец. Мужчинам нужны женщины, женщинам - мужчины. Не только физически, психологически тоже. Город притягивает очень сильно уже через месяц - другой жизни на побережье.

С удивлением, будто впервые увидев, наблюдаю, как Шаман чинит коптильню - сушилку. Его движения уверенны и сильны, он сосредоточен и безмятежен. Он ни капли не похож на эвелна. Это - современный, собранный мужчина, умеющий справляться с ситуациями и с людьми. Скоро я уйду в город, и он, может быть, много лет не увидит ни одного человека. Долгие полярные зимы, снега, льды. Его это нисколько не заботит. Он был бы также безмятежен, если бы остался последним человеком на планете. Может так оно и будет? Мне становится неуютно.

- Почему ты не заведешь собаку?

- Собака может прожить у меня более двадцати лет. Не планирую здесь на такой срок.

- Ты можешь оставить ее эвелнам.

- Собака зависима. Ее душа будет искать тебя всюду, и ты будешь укоризнен[4].

- Наверное, некоторые люди тоже думают о тебе.

- Я не общаюсь долго с теми, кто может быть зависимым.

- Ты как-нибудь развлекаешься?

- Даже медведь развлекается.

- Как ты развлекаешься?

- Когда я отвечал за детей, жизнь в тайге была для меня развлечением.

- Так сейчас вся твоя жизнь - развлечение?

- Я развлекаюсь почти все время. Это только одна грань жизни.

- А что еще?

- Тебе лучше не думать о моих смыслах. Думай о смыслах таких, как ты.

- Как - то конкретно ты развлекаешься?

- Например, изучаю существ и их туннели.

- А раньше отшельники не развлекались.

- Это - вряд ли.

22.07

В часе ходьбы от землянки Шамана мое внимание привлек странный жужжащий звук. Повернув в направлении звука, стал следить за ним. Звук повторялся через примерно равные промежутки времени. Но, именно, примерно. Это не был звук неорганической природы. Такая последовательность звуков скорее присуща развлекающемуся или токующему животному.

С неизвестными животными следует быть осторожным. Достал бинокль и начал внимательно изучать местность. Звук становился громче, теперь он напоминал звучание хамуса. Есть. Что - то массивное ворочается в том месте, откуда раздается звук. Пришлось пройти дугу градусов тридцать, чтобы ветер дул точно на меня. Приближаясь и пробуя точки наблюдения, нашел удобное место. Пятиминутного изучения хватило, чтобы все понять.

Медведь. Дергает лапой тонкую часть поваленного оползнем расщепленного корня березы. Щепа упруго вибрирует и издает этот необычный звук. Медведь заворожен, раскачивается с волной звука, не может оторваться и ничего не замечает. Смотрел за ним минут двадцать и пошел дальше.

- Видел сейчас, как медведь играет на деревянном хамусе.

- Не только играет.

- Что еще?

- Настраивается.

- На что?

- На низкочастотные колебания.

- Как, зачем?

- Как и человек, играющий на хамусе. Отрывается от повседневной суеты и настраивается на естественные ритмы этих мест.

- Человек медитирует на звуке хамуса?

- Если в этих терминах, то да.

- А медведь?

- Медведь тоже, только реже.

22.07

Шаман, кажется, понимает, что я хочу ему сказать о проблемах одиночества. Он утверждает, что эти проблемы будут преодолены человеком в будущем.

- Ты знаешь, что первобытный человек, изгнанный из племени, быстро умирал от одиночества?

- Конечно. Современный человек тоже быстро сдастся, если убедится, что встретиться с людьми для него невозможно.

- Почему?

- Он потеряет смыслы.

- Что же делать в такой ситуации?

- Такая ситуация практически невозможна сегодня. Человек всегда будет надеяться, что кто - то на него наткнется.

- Но ты же не ждешь, что кто - то на тебя наткнется.

- Я, наверное, не совсем человек.

- Что ты имеешь в виду?

- Человек - член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я - член другого общества.

- Какого другого?

- Я - Человек, Ворон, Медведь, Снежный человек и многое другое. Медведь, например, может жить без людей.

- Знаешь, в городе тебе бы дали диагноз.

- Конечно. (Смеется). Только ведь я социально компетентен. Легко сделать так, чтобы любой психиатр написал “норма” и в сердцах про себя добавил бы: “Безнадежная норма”. (Хохочет).

- Что здесь смешного?

- Смеюсь, потому что могу быть отстраненным. Вовлеченный человек не смеется. Считай, что это хохот, например, Медведя. Лучше - Ворона, чтобы ты не пугался.

- Ты мог бы жить без человечества?

- Некоторое время мог бы, но по-другому.

- Как “по-другому”?

- Одежда, оружие, инструменты - все пришлось бы делать самому.

- С одеждой-оружием- инструментами многие смогли бы.

- Нет.

- Почему?

- Много причин. Зубы лечить, желудок. Только здоровый и понимающий окружающий мир человек смог бы продержаться долго физически. Но он свихнулся бы психологически.

- Понимаю. В длинные зимние дни и ночи что ты думаешь один?

- Ничего.

-???

- Человек постоянно думает о своих делах, потому что у него нет другой практики бытия.

- Но вот ты строишь коптильню. Ты же думаешь в это время о ней?

- Нет.

- А как же ты ее строишь?

- Она сама строится моими действиями.

- Но ты же обдумывал цели своих действий.

- Только общую.

- Человек так не может.

- Естественно, потому что обычный человек думает словами.

- Если не буду думать о том, что делаю, я ничего не смогу сделать.

- Правильно, пока ты не освоишь новую практику.

- Что будет со мной, если попытаюсь действовать, как ты?

- Без практики будет то, что называется “бытовой идиотизм”.

26.07

Шаман не знает политических событий, не следит за календарем. Его не интересует государственный строй. Возможно, именно это позволяет ему не замечать времени. С определенного момента я стал думать, что он делает это вполне сознательно.

- Ты будешь встречать Новый год?

- Я замечаю, когда день начинает удлиняться.

- Но в полночь с 31 декабря на 1 января ты ничего особого не делаешь?

- Местные отмечают Новый год в дни летнего солнцестояния[5]. Когда лучше справлять?

- У тебя есть календарь?

- Мне не нужен календарь, а в полночь человеку лучше спать.

- Я читал американского мистика, Карлоса Кастанеду. Он пишет, что человек должен иметь гибкий распорядок и не быть рабом распорядка.

- Это не кажется мне умным. Есть распорядок времен года, дня, болезни и выздоровления, цветения и увядания, дыхания, чего угодно.

- Если ты не поспишь, что будет с тобой?

- Могу не спать и не есть много дней, но потом мне надо поспать и поесть. Никуда не денешься.

- Но почему тебе не поспать днем, не поесть ночью?

- Человеку лучше спать в полночь, когда он максимально далеко на Земле от Солнца, и бодрствовать днем, когда он максимально далеко от Луны. Скажу теперь резче: или ты чего - то не понял, или ты начитался чепухи. Не плюй против ветра.

- Есть что - то особенное во взаимодействии с Солнцем и Луной?

- Все люди это знают, особенно женщины. Солнце и Луна дают свои энергии, которыми мы питаемся.

- Как мы ими питаемся?

- Это не зависит от обычного человека, само собой. Но если человек будет долго бодрствовать ночью и спать днем, он начнет быстро стареть.

- Знаешь, я летаю иногда в Москву и обратно, и распорядок суток дважды меняется на восемь часов.

- Это наносит большой урон твоим ресурсам.

02.08

Некоторые предметы в землянке Шамана удивляют меня. Например, явно не иностранные, какие - то очень российские металлические изделия. Но тоже явно, что в городах таких не встретишь.

- Откуда у тебя эти медные крюки и алюминиевая полоса?

- Я припрятал их, когда сносил предыдущую землянку.

- А откуда ты принес их туда?

- Туда принес из предыдущей. (Смеется).

- А в самый первый раз? (Оба смеемся).

- В царские времена был тракт от Якутска, до Охотска. По - над трактом шла телеграфная линия. Это - со столбов.

- Их не собрали охотники за цветными металлами?

- По - моему, лет пятьдесят там не было даже настоящих охотников.

02.08

Шаман - эксперт по грибам. Он собирает грибы четыре с половиной месяца; с конца мая по начало октября. Весь Магадан собирает грибы меньше двух месяцев; с середины июля по начало сентября. Любой вопрос о “грибных народах” (выражение Шамана) не вызывает у него затруднений. Он говорит, что грибы сами все ему сообщают о себе.

- Почему здесь грибы растут кругами?

- Это обыкновенные ведьмины круги.

- Их высаживают люди с грибами на голове?

- Где ты таких видел?

- На скалах.

- Это старые рисунки людей - мухоморов.

- Что это такое?

- Местные иногда общаются с ними под влиянием мухомора, но я этого еще не практиковал.

- Значит, круги грибов насадили “обыкновенные ведьмы”?

- “Ведьмин круг” - обычное название. Центральный гриб съедают бурундуки или белки, или он сгнивает. А вторые грибы растут кругами по грибнице или по разлету спор.

- Но в большинстве мест грибы не растут кругами. Почему здесь?

- Здесь равномерные условия и центр местной розы ветров.

Снег. Благодарность Волка

Волк умер недавно. Меня вспоминал. Когда уже тело перестало беспокоить. Думал, что я вырос в огромного мужчину, больше, чем на самом деле. Знал, что я о нем думаю. Ему не легче было от этого, он - то не боялся ни жить, ни умереть один. Но гармоничнее.

Он считал, что я похож на него. В смысле, что он может без меня обойтись, а я - без него. Могу, но так не всегда было. Когда он убегал от меня в семьдесят третьем, сомневался - убегать или начать охоту? Перед смертью думал, что правильно не начал охоту. Смерти не боялся, ждал. Слишком долго жил. Тело стало таким, что держаться за него не хотелось. Хотя умер не от голода, мог охотиться. Хотел посмотреть на меня, прибегал пару раз на то место, а я не догадался. Он иногда пользовался тем, что я ему отдал, и неплохо получалось. То, что я ему подарил, у меня не убыло, как и у него то, что он подарил мне. Когда-нибудь многие так будут делиться со многими.

Перед смертью его мир перед ним проходил образами. Как круги многоярусные. Все одновременно, но без путаницы, четко. Вот это мир! То, что для нас непостижимо - снежные люди, бурунги (безобидные, но “цепляют”: кривляются все время, пародируют, рожи строят, считают себя умнее)[6], лешие, гаргуши, другие звуки, запахи, цвета, ритмы - для него обыденно и известно (означено). Он мне все показал, поделился. Знал, что я буду помнить. По волчьим меркам мы живем невообразимо долго. Я ему тоже показал городские образы. Ему ново, как мне его мир.

Потом пошел снег. Волк смотрел на звезды, пока их не закрыло снегом.

1999 - 2000

Хохот Шамана

15.08.1999

Мои городские проблемы привели к кризису. Чувство неопределенности тревожило, не давало сосредоточиться и заняться каким-нибудь делом или спокойным обдумыванием ситуации. Шаман заметил это и подробно расспросил о моих делах.

- Почему ты не спрашивал раньше?

- Не хотел ввязываться в твои дела.

- Ты бы мог спросить и не ввязываясь.

- Если ты спрашиваешь о проблемах человека, и он отвечает тебе, ты обязательно ввязываешься в его дела.

- Люди постоянно интересуются делами друг друга.

- Они постоянно ввязываются в дела друг друга. И они постоянно ввязывают других в свои дела.

- Как это?

- Рассказывают другим о своих проблемах.

- Это делается умышленно?

- Примерно половина людей делает это умышленно.

- Значит ты, слушая меня, ввязываешься в мои дела?

- Да.

- Но почему?

- Если нужно привычное объяснение, то знай, что через некоторое время я собираюсь пожить в городах. И рассчитываю на твою помощь в первые дни.

- Почему именно я?

- Человек интуитивно чувствует, кто для него “свой”, а кто “чужой”. Поэтому же и ты хочешь общаться со мной.

- Как же ты будешь жить среди людей?

- Я - человек.

- То есть ты - как человек?

- (Шаман захохотал). Ты по - настоящему пошутил.

- А всерьез?

- Сейчас благоприятное время для освоения одной недлинной городской практики.

- Что значит - недлинной?

- Года три.

- А что это за практика?

- Поработаю официантом или даже открою свой ресторан.

- А потом все бросишь и вернешься сюда?

- Не брошу, закончу практику. Вернусь, конечно, в эти края. Но не сюда.

- Сейчас, наверное, осталось немного безлюдных мест здесь?

- Да, около миллиона квадратных километров.

- Ну, это ты слишком.

- Считай. Система Черского[7] и все что к северу на восток и запад - раз. Анадырьское плоскогорье и все, что на восток и северо-восток - два. Большая часть Восточно-Сибирского плоскогорья по линии Магадан - Якутск и южнее - три. Уже миллиона полтора.

- Там есть племена, неизвестные растения, животные?

- Все есть. Главное - особые цивилизации и особые практики.

16.08.1999

В эти дни мы говорили очень редко и коротко. Но каждый разговор странным образом укреплял меня.

- Почему мы не берем ружья?

- Мы идем ставить петли. Ружья не дадут сделать это хорошо.

- Почему?

- Чтобы хорошо поставить петли, мы должны рассчитывать только на петли.

- Всегда нужно иметь один вариант?

- Нет. Тогда ты будешь упускать шансы.

- Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один?

- Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации – не взять было бы слабостью.

- Как узнать, какая ситуация?

- Человек всегда знает это, если прислушается к себе.

- Откуда?

- Все так называемое новое знание - проявление того, что ты знаешь всегда.

16.08.1999

Совсем редко Шаман что - то сообщал мне без моих вопросов. Сначала я относился к таким сообщениям как к лечению, поскольку обычно Шаман рекомендовал что - то без вопросов больным. Чуть позже стал понимать, что Шаман дает мне не рекомендации, а особую информацию.

- Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких отношений с людьми?

- У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес.

- Лишний вес оттого, что нет полноценного общения?

- Да, задумайся о своих отношениях с окружающими.

- А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы.

- Это – следствия.

17.08.1999

Шаман просит приносить ему современные книги. Я предложил приносить и газеты, что вызвало хохот. Сквозь хохот он сказал, что прочел все современные, прошлые и будущие газеты еще в начале девятисотых. Но и ни одну принесенную книгу он не прочитал. Пролистывал, читал отдельные фрагменты, абзацы, строки. Почти никогда не спрашивал о значении терминов. Тем интереснее было получить от него совет по чтению книг.

- Год назад ты рассказывал про ауру. Откуда ты столько знаешь про нее?

- В твоих книгах все написано. Надо только “отделить зерна от плевел”.

- Как отделить?

- Когда ты читаешь контрольные своих студентов, видишь, где неправильно?

- Вижу, но студенты не видят.

- Перестань быть студентом и в этом направлении.

- Как это?

- Просто используй все возможности своего сознания.

- Но как?

- Сам знаешь. Усваивай то, что реально, и отбрасывай то, что нереально.

17.08.1999

Недалеко от ручья мы с Шаманом сколотили деревянное сооружение в виде огромной врытой в землю ванны. Только такой спокойный человек, как Шаман, мог тщательно забить и законопатить все многочисленные щели. Вода из “ванны” уходила в землю, но достаточно медленно. Положив в ручей деревянный желоб, Шаман быстро наполняет ванну водой и кладет туда из костра раскаленные камни. Уже около двух лет мы пользуемся горячей ванной посреди снегов, но никак не могу прекратить удивляться.

Шаман принес небольшую охапку морской капусты (ламинарии), тысячи тонн которой с августа начинает выбрасывать на берег. Весной эти водоросли “стирает” как наждаком уходящими льдами. Когда я залез в парящую ванну, Шаман стал подавать мне длинные листы ламинарии, посоветовав обернуть ноги и тело. Сразу же возникло ощущение морской ванны и горячего пляжа. Шаман ушел, и я задремал полулежа. Проснулся от того, что вода стала остывать. Через полчаса после ванны необыкновенный прилив энергии буквально “бросил” меня на дела, которые “висели” над душой неделями. За четыре часа я зашил рюкзак и ножны, наточил, наконец, по-настоящему топор и развел ножовку, привел в порядок все захваченные с собой записи, выстирал комбинезон, вычистил ванну и территорию вокруг землянки Шамана, спилил, приволок и обтесал два бревнышка для починки навеса и “загатил” оставшимися ветками несколько низинных участков пути к моему домику. Когда стемнело, я заварил чай, прикинул выполненный объем работ и скорость их выполнения и понял, что это необычно.

- Это ванна из морской капусты так подействовала?

- Да, ты “выкинул” часть городского напряжения.

- Без такой ванны этого бы не было.

- Могло быть, но случайно.

- Могу так делать в городе?

- Да, но эффект будет поменьше.

- Почему?

- Дома у тебя ванна железная, вид из нее не такой, и не деревья шумят, а унитаз журчит....

- Жаль.

- Не беспокойся. Для города будет столько энергии, что не разнеси квартиру.

- Это можно делать постоянно?

- Дает нагрузку на сердце. Но здоровый человек может регулярно.

- Морская соль из аптек не даст такого же эффекта?

Шаман сплюнул.

- Что-нибудь еще подобное можно делать?

- Можешь запарить в ведре ветку стланика и вылить в свою ванну.

Про хвойный концентрат из аптек я, конечно, не стал спрашивать.

17.08.1999

Шамана заинтересовало, когда я назвал его “прагматистом по Дьюи”, но он посмеялся над тем, что прагматично полезное для общества. Деятельность Шамана скорее описывается схемами конструирования будущего на базе прошлого действиями настоящего. Мою ситуацию он посчитал результатом только моих собственных действий и заявил, что жизнь и впредь будет заводить меня в тупики, “если ты не начнешь собирать свои действия для будущего, как собирают бревна для дома”.

- Ты считаешь, что это должно было произойти?

- Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.

- Мистика какая - то.

- Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм.

- Но если мне не нужен результат?

- Не нужно было действовать.

- Люди могут действовать, не подумав или по ошибке.

- Результату все равно. Он наступит.

- Это плохо?

- Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов - он может быть опасен.

- Что же делать?

- Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.

- Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно.

- Полезна для вида, для индивида - опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность.

- Что делать, если ненужное действие уже совершено.

- Иногда помогает обратное действие, но редко.

- А что-нибудь помогает часто?

- Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.

- Как понять, какие действия нужны, а какие нет?

- Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.

- Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела.

- Тогда сделай это постепенно.

- Как?

- Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные.

01.09.1999

Советы Шамана показались мне очень толковыми. Я был полон решимости прекратить ненужные дела. Чтобы никто не мешал, я даже сказал знакомым, что в конце августа улетаю в Москву. В первый же день, когда ненужные дела должны были прекратиться, появилась масса новых интересных и неотложных дел: редактор престижного журнала попросил написать статью, позвонил обеспеченный предприниматель и попросил его консультировать, вечером я с радостью встретил давнюю знакомую[8]. Десять дней радостно - энергичной и псевдоуспешной суеты настолько выжали меня, что, нарушив все эти “успешные” договоренности, я ушел в свой домик. Через сутки в гости пришел Шаман.

- Решив не делать ненужных дел, я настолько выжат нужными, что и описать трудно.

- Ты выжат суетой. (Шаман усмехнулся.)

- Но это действительно нужно: и публикации, и деньги.

- Откуда ты знаешь?

- Это всегда было проблемой.

- Да-а, мужик. Оказывается, я не сказал тебе самого главного о нужных и ненужных делах.

- Что это?

- Обычный человек не может отличить нужные действия от ненужных без специальной практики?

- Эта практика доступна мне?

- Да. Вернись к реальности.

- Но как?

- Решив не делать ненужных дел, необходимо пару - тройку дней не начинать никаких новых дел вообще.

- Что же делать в это время?

- Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай.

- До каких пор?

- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя.

- Сколько ждать этого?

- Думаю, что в твоем случае два - три дня.

- И что потом?

- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.

Через две недели я совершил обратное действие. Еще через год - стал готовить записи разговоров с Шаманом к публикации. Огромная масса ненужных дел[9] свалилась почти сразу.

01.09. 1999

Две недели назад Шаман сделал мне амулет. Основу составляла помещенная в пластиковую бутылку лохматая небольшая ветвь какого - то растения. По стечению обстоятельств я довольно долго не присматривался к этому растению.

Сегодня особый день - первое сентября, а я - преподаватель, только вышел официально в отпуск. В нашем университете начинались лишь практики, занятия - с октября. Так повелось с советских времен, когда студентов вывозили “на картошку” по разнарядкам Обкома. Разнарядок давно нет, но устраивающий всех график занятий, по умолчанию, сохраняется.

Все же хотелось в такой день сделать что - то особенное, и, расположившись на солнечном склоне, я достал из рюкзака амулет и начал его изучать. Когда я хорошо разглядел растение в центре и обдумал увиденное, у меня, в буквальном смысле, волосы стали дыбом. Такого растения не могло здесь быть!

Древесный стебель был часто покрыт длинными крепкими острыми иглами, между которыми повсюду рос клочковатый розовато - серый не то пух, не то мех. Из - за этого растение казалось массивным и неопределенным. Несколько боковых отростков явно могли отламываться как у кактуса. Наверное, растение так и размножалось. Внешне все это напоминало огромную, агрессивную шипастую гусеницу шелкопряда. Казалось, что это колюче - лохматое сооружение сейчас зашипит и кинется на тебя. Я представил себе такое растение длиной в метр и более и содрогнулся. Такими колючками защищаться не от кого! Хищников растения не интересуют, а ни один олень или птица и не приблизятся к такому.

Вдобавок ко всему, за несколько дней хранения в рюкзаке без воды, на конце ветви и отростков проклюнулись зеленые почки. От любопытства я не стал дожидаться Шамана, а отправился навстречу.

- Где ты взял такое страшилище?

- Оно растет с юга у моего Шаманского дерева.

- У тебя есть Шаманское дерево? Где оно? Что это?

- Никто не покажет тебе свое дерево.

- Ну хоть местность.

- Ты пока не можешь бывать там.

- Почему?

- Нет практики.

- Я не дойду?

- Нет практики. Считай, пока, что туда можно пройти лишь из моего сновидения.

-Но ветвь реальная?

- Как этот куст.

- Я могу показать ее другим людям?

- Амулет твой. Делай, что хочешь.

Растение и сегодня стоит у меня на окне, прибавляя по сантиметру в год. Многие знакомые приходили посмотреть его. Посмотрев и потрогав, люди успокаиваются и больше не интересуются растением. Думаю, что и само растение, и рассказ о территориях, куда можно пройти лишь из сновидения Шамана, настолько немыслимы, что почти все предпочитают серьезно об этом не думать.

02.09. 1999

Ночью мне снилось мое дерево. В ярком лунном свете местность была почти узнаваема. Я мучительно вспоминал эти места, зная, что вспомнив, найду уже наяву. Но сон оборвался, когда я почти вспомнил. Запомнились лишь созвездия. До утра во сне решал задачу: с какой точки Земли (или не Земли?) звезды видны так? Зачем - то обязательно нужно найти свое дерево. Анализируя вчерашние записи, наткнулся на фразу Шамана: “Дерево есть у всех”.

- У меня тоже есть свое Шаманское дерево?

- Не Шаманское. Свое дерево, как и у всех.

- А Шаманское? Какое - то особое?

- Все деревья разные.

- Почему же шаманы считают, что особые деревья есть лишь у них?

- Не все, некоторые. Они неверно истолковали тот факт, что другие в их окружении не находят своих деревьев.

- Я могу найти свое дерево?

- Да.

- А другие горожане?

- Нет.

- Почему? Чем я отличаюсь?

- Ты много лет ходишь по побережью один. Большинство горожан не любит этого и боится.

- Как узнаю свое дерево?

- Сначала вы много раз видитесь во сне. Потом просто идешь и узнаешь.

- С кем я вижусь во сне?

- Ты видишь дерево, а оно - тебя.

- Когда я найду его?

- Вы найдетесь. Когда будете готовы оба.

- То есть и дерево может быть не готовым?

- Да.

- Как?

- Если ты не видел дерево во сне, ты не узнаешь его. Также и оно может не узнать тебя.

- Что определяет готовность?

- Ты уверен, что не покажешь свое дерево никому?

- Да.

- Зачем оно тебе?

- Не знаю. Не думал.

- Ты пока не готов.

02. 09.1999

Разговор с Шаманом продолжать непросто. Нужно подумать. Целый ряд вопросов Шаман останавливает утверждением, что без соответствующей практики я не пойму ответов. Чтобы избежать этого я составляю и заучиваю опросники дома. Но невозможно предвидеть повороты разговора. Пытаюсь действовать и методом Шамана - спокойно заниматься чем - нибудь, пока “придет” вопрос.

Решил сварить уху из ручейной форели. Шаман научил хватать форель прямо рукой, но для меня слишком экстремально - замирать и следить в такой холодной воде. Все же не вопрос жизни и смерти. Народный способ мне больше нравится. Пускаешь поплавочек по течению у порожка и следишь за ним. Чуть выше дна плывет крючек с икринкой или с ручейником. Форель хватает и отпускает мгновенно в любом месте - чтобы подсечь, нужно полностью сосредоточиться на плывущем в солнечных бликах поплавочке. В этом секрет любой мастерской рыбалки - сконцентрированная медитация.

На пару часов забыл и о шаманском дереве, и обо всем. Вопрос “всплыл”, когда я закончил заправку ухи и присел у костра[10].

- Свое дерево реально или нет?

- Конечно, реально.

- Что ты имел в виду, когда говорил, что к нему можно добраться только через сновидение?

- Буквально так.

- В сновидении надо увидеть дорогу?

- Нужно идти к нему в сновидении.

- Но реально в это время я буду где - то спать?

- Нужно реально идти в сновидении. (Шаман задохнулся от хохота).

- Но тело будет лежать?

- Как же тело будет лежать, когда ты идешь? (Шаман, не прекращая хохотать, схватился за голову и упал на бок).

- Но как же я могу идти, если я сплю? (Я не понимал, над чем смеется Шаман, но хохот начал заражать и меня.)

- (Шаман хохотал, держась за живот и перекатываясь через спину с боку на бок). Ох, ты меня сегодня доконаешь. Просто и спишь, и идешь.

- Что покажет видеозапись, если камера в это время будет снимать меня?

- Идущего тебя и фон.

- Но я же сплю!

- (Шаман взревел и начал на пике хохота издавать утробные звуки). Конечно. И твоя камера попадет в реальность твоего сна, если только ты потащишь ее с собой.

- (Я засмеялся и вдруг понял сначала всю нелепость своих вопросов, затем и все ответы Шамана). Так я и притащу назад и все кадры, и все, что захвачу!

- Понял, наконец.

- И так ты принес мне ветвь для амулета?

- Много что принес.

- Я утащу туда от всех мою женщину!

- Нет. (Шаман прекратил хохотать, и мы совершенно серьезно смотрели друг на друга еще слезящимися от смеха глазами). Ты только понял, но еще не был там. Опасно.

- Так не я создаю эту реальность?

- Не ты один. И сначала ты почти не влияешь. Ты проходишь туда, потому что там твое дерево.

- Я могу туда отвести других?

- Зачем?

- Не знаю. Пока не думал.

- Это дерево растет и через мир твоих предков, и через мир твоих правнуков. Потащишь туда кого - нибудь?

- Если так, то нет. Как же оно так растет во всех мирах?

- Сквозь все миры. Это и дерево твоего рода.

- А всех людей?

- Это то, что в фольклорах называется “Шаманский лес” или “Заколдованные леса”.

- Человек может повредить этот лес?

- Только фрагмент своего мира.

- А если он найдет дорогу к дереву?

- Такого окружающие называют Шаманом. Он не будет вредить своему дереву.

- А чужим?

- Это вряд ли.

- Почему?

- Предки или потомки будут защищать свое дерево и убьют его. И никто не знает защитных сил леса. Это просто самоубийство.

29.10 2000

Осенью 2000 года Шаман разобрал свою землянку и закрыл место кустарником с осыпей. Стало понятно, почему он строит землянки, а не домики.

В октябре Шаман жил у меня, выправлял документы, шил одежду и сутками играл в компьютерные игры. Он мог бы работать модельером уникальной по удобству и функциональности спортивной и рабочей одежды.

Однажды, когда мы пили чай, в гости зашел мой давний знакомый, считающий себя человеком творческим и неординарным. Он не был у меня несколько лет, что не помешало ему явиться, как всегда, без предупреждения. Шаман почти не обращал на него внимания, что “зацепило” знакомого, и он стал, по своей привычке, ничего не зная о Шамане, советовать ему пересмотреть свою “пустую” жизнь. Шаман внимательно выслушал советы, еще более “зацепил” знакомого парадоксальными замечаниями и рефлексивной надстройкой и, в свою очередь, дал ему ряд рекомендаций. Зная, что без расспросов Шаман дает методические рекомендации только тем, кого считает больным, я был удивлен. По моим прикидкам Шаман не был в городе более пятнадцати лет, и он уверенно “лечил” современного человека. В его словах было настолько много того, что эвелны называют “сила слова”, что мой нигилист выполнил после очень тщательно все рекомендации. Он изменился довольно быстро (за три - четыре месяца) и весьма неожиданно. Наверное, неожиданно и для себя самого.

- З.: И как же мне начать?

- Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.

- Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.

- Ты ни разу не выполнил ритуал [11] планирования.

- Может ты, о мудрейший, расскажешь мне сей древний ритуал.

- (Шаман не реагировал на иронию.) Прежде всего, сходи в баню и сделай себе аккуратную модную прическу.

- Это зачем?

- Потом купи себе модные хорошие туфли. Есть деньги?

- Есть - есть.

- Если денег нет сейчас, помой и почисть эти.

- Очень интере-е-есный ритуал!

- Купи себе хороший фирменный одеколон, ручку “Паркер” и хорошей, лучше финской, бумаги.

- О, ближе к делу.

- Чисто вытри стол, положи на него пачку бумаги и ручку “Паркер”.

- Ну, Вы совсем утрируете.

- Одень новые туфли, глаженые брюки, свежую рубашку, сбрызни новую прическу одеколоном, выключи телефон, убери часы и сядь за стол не менее чем на полтора часа.

- Это, действительно, ритуал. Вы не смеетесь?

- Возьми из пачки лист и напиши на нем “Паркером” сверху “Планирование реальных действий”.

- Вы смеетесь.

- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

- Что это даст?

- Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

- Что мне думать о линии жизни?

- Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

- И что это даст?

- Несколько раз тебе придется отбрасывать посторонние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.

- Так что это даст?

- Ты когда-нибудь делал так?

- Нет.

- Эта новая для тебя практика - начало культурного действия планирования.

29.10. 2000

Когда знакомый ушел “в баню”, я спросил Шамана:

- Ты считаешь, что он больной?

- Это - больше по твоей части. Сейчас он - социопат. Но у него есть воля.

- Как ты это увидел?

- Приучайся и ты под слоем случайного и мелкого видеть существенное в человеке.

- Почему именно две минуты на мысли?

- Ты же рассказывал мне про свои опыты о произвольном усилии[12].

- Твои рекомендации похожи на методики Гурджиева.

- Я сам - Гурджиев (Шаман захохотал).

- То есть ты - как Гурджиев? (Хохочем вместе).

07.10.2000

Октябрь теплый, но Шаман говорит, что зима будет холодная. Еще идет дождик, снег выпадал два раза и стаял. Мы шли дворами улицы Шандора Шимича, когда нас необычно окликнули: “Эй, старые!”. Оклик меня удивил. Никто из незнакомых не дает моих лет, а определить возраст сильного жилистого Шамана, да еще в темноте, практически невозможно.

Подбежали три крупных молодых человека и стали требовать деньги (“лавэ” на их сленге). Не страшно. Мои друзья юности куда круче. Шаман сказал им, куда идти, и звякнул своей сантехнической сумкой. Увы, “не понимающим советов нельзя помочь[13]”. Один из них замахнулся на Шамана и получил страшный удар разводным ключом по уху. Он поднес руки к голове и молча упал лицом вперед. Все происходило в полной пронзительной тишине. Даже далекие собаки перестали лаять. Тишину нарушил топот одного из убегавших бандитов. Потом я услышал снизу голос третьего: “Не бей! Не бей!”. Однако Шаман размахнулся вновь, и я сморщился от страшного хруста разбиваемых зубов. Бандит всхлипнул и затих.

Молча долго шли под дождем домой, не упоминая об автобусе. Знал я, что Шаман решителен и рационален, но одно дело знать.... Шаману и в голову не приходило обсуждать происшедшее, а я не мог не обсудить.

- Как другой оказался на земле?

- Сам упал от страха.

- Зачем ты его ударил?

- Он был в естественном беспределе. Никто его не остановил до меня.

- Будет бояться из - за боли?

- Теперь знает, что любой человек может вдруг обернуться “своею азиатской рожей”.

- Знаешь Блока?

- Знал.

- Он не с тебя писал “Скифов”?

- Нет. С тебя. (Шаман, пожалуй, впервые, не игнорировал иронию, а вернул мне.)

- (От неожиданности мне пришлось отшучиваться самому.) Да я тогда был еще в виде очень малой вероятности.

- Блок и писал вероятности.

- (Не поняв, шутит Шаман, или нет, я вернулся к разговору об обществе.) Думал, что общество тебе безразлично.

- Лучше думай о смыслах таких, как ты.

- Так небезразлично общество?

- ... на это общество. Просто взбесившиеся звери должны избегать нас.

- Могут посадить за такое.

- Это - вряд ли.

07.10.2000

Шок не проходил. Шаман рассуждает об этом случае, не отрываясь от шитья. Также, как, например, о лекарственных растениях.

Понятно, что найти невозможно. Дождь, темнота. Они не успели нами заинтересоваться настолько, чтобы вглядеться. Но оклик был удивителен.

- Как они узнали наш возраст?

- Были в измененном состоянии сознания.

- Наркотики?

- Да, что - то новое.

- Наркотики могут повышать остроту восприятия?

- Все связано. Такое повышение остроты опасно.

- Чем?

- В нормальном состоянии им в голову не пришло бы окликать нас. Инстинкт самосохранения заставил бы не обращать внимания. А так, старый инстинкт не уследил за новым восприятием.

- Убежавший даст показания?

- У него инстинкт более развит. В обычном состоянии человек очень смутно помнит о необычном.

- Не хочу спрашивать. Ты убил первого?

- Это вряд ли.

- А мог бы?

- Я воевал.

- Наверное, ты воевал очень эффективно?

- Тогда был обычным бойцом и мечтал как все.

30.10. 2000

Понимаю, что подготовка Шамана к отъезду завершается. Документы есть, одежда есть, денег он заработал за месяц больше, чем я за три, дав весьма специфическое объявление о ремонте сантехники. Начало нового цикла обеспечено заменой ванн и унитазов. Шаману все равно. Он говорит, что я вижу символизм не там, где он есть.

С ним не чувствуешь себя комфортно, скорее общение с ним проблематизирует то, что называется “личностью”. Но с ним чувствуешь, как растет твое понимание мира и что - то, что будет после личности. Неизвестно, увидимся ли мы?

- Зачем ты едешь в ЦРС?[14]

- Я был в городах в другой стране, еще до Горбачева. Сейчас не чувствую себя компетентным. Это очень ценная практика.

- Что в этом ценного?

- Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.

- Но он все более хорошо решает привычные задачи.

- Он их уже не решает, а обкатывает. Он “экономит” мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач...

- Новые задачи нужны для мышления?

- Для всего: ума, тела, чувств.

- А тебе не тревожно?

- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.

Послесловие

В ноябре Шаман уехал в Москву по зимнику через Нерюнгри и Якутск, чтобы в Магадане не записывать паспортные данные. Он был не против публикации записей, но просил начать это после его весточки. В ночь на 2001 год я получил поздравление с виртуального ящика. Шаман сообщил, что будет несколько лет жить в большом русском городе. Я сознательно не узнавал его имя по паспорту, поэтому найти его невозможно. Кажется, я начал понимать его путешествие. Трудно объяснить. Наверное, придется постепенно подбирать словесные структуры, как и для объяснения благодарности Волка. Пока могу отметить, что Шамана не очень интересуют путешествия в только пространстве, так как он движется еще и во времени. Такой туннель.

Большой массив записей разговоров 1997 - 2000 г.г. я продолжаю прорабатывать и готовить к публикации.

24.03.2001.

Просто диалог

- Интересно было бы на него посмотреть.

- Знаешь, по улице пройдешь рядом и не обратишь внимания. Мужик и мужик.

Приложения

Далеко не все диалоги удается вспомнить и записать. Часто мы ведем длинные разговоры, сидя в лодке или шагая по побережью. Чтобы “не потерять” высказанные Шаманом мысли, приходится записывать их уже своим текстом. Привожу примеры таких текстов, которые я планирую издать отдельно[15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: