Заглавие

Общие правила описания источников

Автор

1) Фамилия автора приводится в именительном падеже.

2) Инициалы располагают после фамилии.

3) Если у источника два автора, то приводят фамилии и инициалы обоих чрез запятую.

4) Если у источника три и более авторов, то указывается фамилия и инициалы первого (указанного в книге первым) со словами «и др.» (и другие). Можно перечислить и всех авторов через запятую.

Заглавие

1) Заглавие пишут так, как оно указано на титульном листе.

2) Заглавие пишется без кавычек.

3) Если заглавие состоит из нескольких фраз, не разделенных знаками препинания на титульном листе, то в описании между фразами ставят точки. Например:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

Подзаголовок

1) Подзаголовок отделяют от заголовка двоеточием.

2) Подзаголовок пишут с прописной (большой) буквы.

3) Подзаголовок пишут без кавычек. Например:

Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя детского сада. Выходные данные (указание на город, в котором была издана книга и др., название издательства и год издания)

1) Перед выходными данными ставятся точка и тире или только точка.

2) При записи названия города следует учитывать, что в русском языке принято сокращать названия только двух городов: Москва (М.) и Ленинград (Л.), ныне Санкт-Петербург (СПб.). Названия всех остальных городов пишут полностью.

3) Название города и название издательства разделяют двоеточием.

4) Издательство пишут с прописной (большой) буквы без кавычек.

5) Год издания пишут арабскими цифрами, без слова «год» или его сокращения.

6) Между названием издательства и годом ставят запятую.

Количественная характеристика (указание на количество страниц в описываемом издании)

1) Количество страниц в издании указывают арабскими цифрами с сокращенным словом «страниц» - «С.».

2) Перед указанием количества страниц ставят точку и тире или только точку. Например:

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с. Указание издательства и количества страниц является необязательным.П ри составлении библиографического списка нужно помнить о том, что в случаях, где допускаются варианты оформления, следует придерживаться единообразия.

Правила описания изданий, имеющих редактора или составителя

1) Инициалы редактора или составителя пишут перед фамилией.

2) Редактора (ред.) или составителя (сост.) указывают после заголовка через косую черту. При этом перед и после косой черты выполняют пробел в один знак.

3) Перед косой чертой не ставят точки.

4) Косую черту не принято разрывать с записью «Под ред. …» или «Сост. …».

Например:

Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.

Проблемы науки и практики: региональный подход: Тезисы научно-практической конференции / Под общ. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: ПГУ, 2000. – 188 с.

Правила оформления графиков, столбиковых диаграмм 1. Оси абсцисс и ординат графиков и столбиковых диаграмм вычерчивают сплошными линиями. 2. На концах координатных осей стрелок не ставят. 3. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут левее оси ординат и ниже оси абсцисс (за пределами координатной плоскости). 4. По осям координат должны быть указаны обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. 5. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде. 6. Координатные оси подписывают в соответствии с отложенной на ней величиной. Надпись делают либо на конце оси, либо вдоль нее. В скобках при этом указывают единицу измерения (если есть). План описания (комментария) гистограммы:.1.Что изучается;2.На что направлено исследование; 3.Характеристика экспериментальной группы: - сколько человек; - какого возраста; - какого пола (если есть такие данные). 4.Что выявлено в целом (перечень выявленного); 5.Представление данных: от большего к меньшему ЛИБО от меньшего к большему. Рис.1. Динамика количества букв, просмотренных дошкольниками в корректурной пробе Данный рисунок позволяет предположить наличие практически прямой зависимости количества букв, просмотренных испытуемыми в корректурной пробе, от времени, затраченного на работу. За большее количество времени испытуемые просматривали больше знаков, за меньшее количество времени – меньше. ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ГИСТОГРАММЫ: Рис.4. Соотношение типов динамики произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи Пример описания. В эксперименте изучаются средства лексической выразительности речи, используемые дошкольниками. Исследование направлено на выявление уровней ________________________________________________________. Участниками эксперимента были две группы дошкольников_______лет: ____________________________________. Гистограмма отражает количественное распределение обследованных дошкольников по трем уровням _________________________________________________. Третья часть дошкольников экспериментальной группы показала __________ уровень этого умения, в то время как ни у кого из детей контрольной группы этот уровень не обнаружен. Более половины дошкольников экспериментальной группы продемонстрировали ___________________ уровень развития умения использовать средства лексической выразительности в своей речи, примерно десятая часть - ________________. У контрольной группы, состоящей также из дошкольников 5-6 лет, представлены два уровня развития умения использовать средства лексической выразительности в своей речи: __________________. На низком уровне ____________________ детей, на среднем - ________________ детей. Можно отметить, что дети экспериментальной группы имеют более ____________ уровень развития умения использовать средства лексической выразительности в своей речи, по сравнению с контрольной группой дошкольников. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЧНОГО МАТЕРИАЛАТаблица – способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.Структура таблицы: 1) порядковый номер; 2) тематический заголовок; 3) боковик; 4) головка (заголовки вертикальных граф); 5) прографки (основная часть – горизонтальные и вертикальные графы). Логика построения таблицы: 2) Обозначение тех предметов, которые характеризуются в таблице, располагают в боковике, или в заголовке, или в них обоих; 3) Данные, которыми характеризуется предмет, помещают в прографке. П равила оформления порядкового номера таблицы 1. Все таблицы нумеруются в пределах всей работы. 2. Таблицы нумеруют арабскими цифрами. 3. Над правым верхним углом таблицы над тематическим заголовком помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например: «Таблица 1»), без значка «» перед цифрой. 4. После этой записи не ставят точки. 5. Правила оформления тематического заголовка таблицы 1. Тематический заголовок располагают непосредственно над таблицей, под записью «Таблица …» посередине страницы. 2. Заголовок пишут с прописной (большой) буквы без точки на конце. 3. Перенос слов в заголовке не допускается. 4. Если тематический заголовок длинный и не помещается в одну строку, то название разбивают на логические части. Правила оформления боковика таблицы 1. Боковик должен быть лаконичным. 2. Общие для всех заголовков боковика слова помещают в заголовок над боковиком. 3. Заголовки боковика пишут с прописной (большой) буквы без точки на конце. Правила оформления головки таблицы 1. Головка должна быть лаконичной. 2. Не допускаются повторы тематического заголовка в заголовках граф. 3. Основные заголовки головки пишут с прописной (большой) буквы. Подчиненные заголовки пишутся двояко: а) со строчной буквы, если они грамматически связаны с основным заголовком. Например: 4. При переносе таблицы на следующую страницу, головку таблицы следует повторить и над ней, справа поместить слова «Продолжение таблицы 2». Тематический заголовок таблицы не повторяют. Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае нумеруются графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. При этом справа пишут «Продолжение таблицы 2». Тематический заголовок таблицы не повторяют. Правила оформления прографков 1. В прографках все однородные числовые данные распологают так, чтобы их классы совпадали (единицы пишут под единицами, десятки под десятками и т.д.) 2. Все неоднородные данные в прографках пишут с красной строки. 3. Кавычки используют только вместо одинаковых слов, которые стоят одно под другим. Правила описания отдельного тома многотомного издания 1) После указания автора и общего заглавия издания пишут номер тома и, если есть, его название. 2) Название тома пишут с прописной (большой) буквы без кавычек. 3) Между указанием номера тома и его названием ставят точку и двоеточие. При этом слово «том» обозначают сокращенно прописной (большой) буквой. Например:Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2.: Проблемы общей психологии. Правила описания статей, опубликованных в газетах, журналах, сборниках. Описание отдельных частей, глав, разделов книг 1. Перед сведениями об издании, в котором помещена часть (статья, глава, параграф и др.), ставят две косые черты с пробелом в один знак до и после черты. 2. Перед косыми чертами точку не ставят. 3. Косые черты не принято разрывать между собой, а также со сведениями об издании, в котором помещена часть. 4. Количественную характеристику приводят обязательно. При этом через тире указывают номер первой и последней страницы части издания (статьи, главы, параграфа и др.). Страница сокращается прописной буквой с точкой (С.). Например:Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: В 6 т. Т. 2 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – С. 25 – 57. Петухова Л.Г. Активные методы обучения в подготовке детских практических психологов // IX Ломоносовские чтения: Тезисы докладов / Отв. ред. Е.В. Кудряшова. – Архангельск: ПГУ, 1997. – С. 238 – 240. 5. Для газет и журналов выходные данные приводят после косых черт в следующем порядке: название журнала или газеты (без кавычек); год издания; номер (для журналов) или дата выхода (для газет). Эти данные разделяют точкой и тире. Никондров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 3 – 8. Правила организации списка использованной литературы Различают несколько способов группировки литературы источников: Ø Алфавитный принцип расположения – «слово за словом» – предполагает, что: 1. Все источники упорядочиваются по алфавиту фамилий авторов или заглавий (если автор не указан). 2. Если в списке несколько работ одного автора, то их располагают по алфавиту заглавий. 3. Если в списке есть работы авторов-однофамильцев, то их располагают по идентифицирующим признакам (старший – младший, отец – сын). 4. При нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, источники располагают по алфавиту фамилий соавторов. 5. При совпадении первых слов в заглавиях (если автор не указан) источники располагают по алфавиту вторых и т.д. 6. Не следует смешивать в одном списке разные алфавиты. В связи с этим иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке. Целесообразно все источники классифицировать по видам. Различают следующие виды: - литература; - словари и справочники; - первоисточники и др. При этом присвоение номеров источников в списке производят по принципу сквозной нумерации. Ø Хронологический способ организации списка использованной литературы целесообразен в том случае, когда задача списка – отразить развитие научной идеи или мысли. Принцип расположения источников – хронологический – по году издания. 1. Если в списке есть ряд источников под одним годом издания, то их располагают по алфавиту фамилий авторов и заглавий. 2. Книги и статьи одного года издания располагают следующим образом: сначала в алфавитном порядке книги этого года, затем – статьи. 3. Книги, созданные самостоятельно и написанные в соавторстве, одного года издания располагают следующим образом: сначала в алфавитном порядке книги этого года, написанные самостоятельно, затем – в соавторстве. 4. Источники одного года на разных языках располагают следующим образом: сначала в алфавитном порядке источники одного года на русском языке, потом – на других. Ø Тематический способ организации списка использованной литературы применяется, когда необходимо отразить большое количество библиографических описаний. Принцип расположения источников: 1. по темам глав произведений с выделением в отдельную рубрику общих работ, охватывающих все или значительную часть тем; 2. по рубрикам того или иного раздела тематической классификации литературы, который соответствует общей теме работы. Внутри рубрик источники располагают либо по алфавиту, либо по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: