Первые конституции германских государств. С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных (дарованных монархами) хартий.
По формам правления, высшим органам государственной власти (во главе с монархом "божьей милостью", как правило, двухпалатным, контролируемым монархом сословно-представительным органом - ландтагом и назначаемым и ответственным перед монархом правительством) эти конституции мало отличались одна от другой.
Так, согласно конституционному акту Великого герцогства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный Великий герцог ("священный и неприкосновенный") объединял в своем лице все права государственной власти, но "в согласии с предписаниями Конституции" (ст. 5), то есть прежде всего в согласии с создаваемым на основе конституции сословно-представительньм двухпалатным органом - ландтагом.
Высшая палата ландтага представляла собой сугубо феодальное учреждение, состоящее из принцев "великого герцогского дома", глав бывших владетельных фамилий, нескольких депутатов земского дворянства, университетов и лиц, назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельских округов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возраста, с учетом ценза оседлости. Возрастной ценз для самих депутатов повышался до 30 лет. Порядок выборов нижней палаты стал, таким образом, выражением ограниченных форм народного представительства, лишенного, однако, каких бы то ни было самостоятельных полномочий.
Конституция всю полноту исполнительной власти и контроль над властью законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускать ландтаг, отсрочивать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащих его обсуждению, "если они не были отнесены к их ведению самой Конституцией" (ст. 50).
Ему же предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательной инициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и обнародования законов, а также издание для их исполнения "распоряжений, регламентов и общих указов" (ст. 66).
Более того, Конституция предусматривала и прямое законотворчество герцога в форме указов в связи с принятием мер, "которые по своему значению относятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необходимы в видах государственной пользы..." (ст. 66).
Конституция, однако, не соответствовала бы своему новому назначению, если бы она не говорила и об определенных ограничениях законодательных прав герцога, которые касались бюджета и изменения самой конституции. Налоги не могли впредь устанавливаться и взиматься без согласия палат, а все законы, дополняющие, разъясняющие или изменяющие конституционный акт, требовали 2/3 голосов присутствующих в каждой палате членов "для их принятия" (ст. 64).
Отдав формально дань буржуазному конституционному принципу "никаких налогов без представительства", конституция выхолащивала его множеством оговорок, предусмотрев, например, возможность заключения займов и установления военных налогов без согласия палат (ст. 63), включив в бюджет статьи "о секретных расходах" и "долговременных налогах", связанных с договорами правительства (ст. 63), а также категорически запретив ландтагу "ставить свое согласие на взимание налогов в зависимость от каких бы то ни было условий" (ст. 56).
Правительство по Конституции отвечало в своей деятельности только перед королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, однако, не могла последовать отставка его членов, назначаемых и сменяемых только королем.
Все германские конституции включали ограниченный перечень демократических прав и свобод (в некоторых хартиях содержался специальный "каталог Основных прав"), которые, однако, не предусматривали правовых гарантий их осуществления и содержали оговорки, которые сводили их фактически на нет.
Так, провозглашенное в баденской Конституции положение о равноправии баденцев соседствовало с многочисленными привилегиями дворянства. Например, с особым сословным порядком создания верхней палаты или с положением о нераспространении воинской повинности на "членов бывших владетельных фамилий" (ст. 10).
В декларируемый перечень прав и свобод входили свободы совести, печати, передвижения, выбора профессии, неприкосновенность частной собственности и личности, независимость судей и право баденцев на ведение их уголовных дел в обычных судах, запрещение произвольных арестов. О том, что требование неприкосновенности частной собственности касалось, прежде всего, феодального землевладения, свидетельствовала ст. 11 Конституции, устанавливающая обязательность справедливого вознаграждения "за объявленные подлежащими выкупу земельные повинности и барщинные обязанности и за все оброки, вытекающие из уничтоженной крепостной зависимости крестьян".
Говоря о крайне ограниченном характере либерально-демократических положений первых германских конституций, нельзя не отметить и их исторического значения. Конституции, давшие начало развитию германского конституционализма, стали одним из факторов, способствовавших медленному эволюционному превращению абсолютистских монархий Германского союза в ограниченные, и тем самым открывали возможности для формирования либеральной оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкой буржуазии в борьбе за политическую власть.
Некоторым побочным негативным эффектом их принятия стало временное укрепление германского сепаратизма. Получив первые свободы из рук своих монархов, местная буржуазия, боясь потерять их, противилась объединению с могущественными монархиями - Австрией и Пруссией, в которых в это время конституции так и не были приняты.
В Австрии сословная конституция была введена только в одной провинции - Тироль. Обещание прусского короля Фридриха-Вильгельма III в 1815 г. принять конституцию, за которым последовала работа четырех конституционных комиссий, вылилось в королевские указы 1823-1824 гг. о создании местных ландтагов в каждой из восьми провинций Пруссии. И только в 1847 г. необходимость в финансовых поступлениях заставила короля созвать первый общепрусский ландтаг.
Вопрос3. Революция 1848-49 в Германии буржуазно-демократическая революция, главная задача которой состояла в создании единого германского национального государства и ликвидации феодально-абсолютистских порядков. Политическая раздробленность страны и феодальные отношения были серьёзнейшим тормозом дальнейшего развития капитализма. В Германии нарастал политический кризис, ещё более обострившийся в результате неурожаев 1845—46 и экономического кризиса 1847. Революционный взрыв был ускорен известиями о провозглашении республики во Франции. Движущей силой революции были широкие народные массы — рабочие, ремесленники, крестьяне. Особенно активную роль в революционной борьбе играл пролетариат, однако гегемония принадлежала либеральной буржуазии. Рабочий класс был ещё слишком малочисленным и слабым, чтобы стать руководящей силой движения.
Революционные события в Германии начались 27 февраля массовыми народными собраниями и демонстрациями в Бадене, сразу же после того, как стало известно о провозглашении 25 февраля 1848 республики во Франции. В начале марта волнения охватили и др. государства Западной и Юго-Западной Германии. Начиная с 6 марта сходки и демонстрации происходили в Берлине. 18 марта они вылились в народное восстание, в котором деятельное участие приняли вооружившиеся берлинские рабочие и ремесленники. Двухдневная борьба восставшего народа с правительственными войсками закончилась победой повстанцев. Прусский король вынужден был вывести войска из столицы и 29 марта сформировать либеральное правительство во главе с крупными рейнскими буржуа Л. Кампгаузеном и Д. Ганземаном. 22 мая открылось избранное на основе двухстепенных выборов прусское Национальное собрание, в котором большинство также принадлежало либеральной буржуазии. В результате выступлений народных масс либеральные правительства были сформированы в ряде др. герм. государств. Мартовские революционные события привели к повсеместному подъёму рабочего движения и к усилению антифеодальных крестьянских выступлений. Мелкобуржуазные демократы тоже активизировались и во главе с Г. Струве и Ф. Геккеромпредприняли попытку провозглашения в Германии республики. С этой целью они в середине апреля подняли вооруженное восстание в Бадене. Однако распылившие свои силы и не получившие поддержки со стороны крестьян повстанцы были разбиты.
Как в Пруссии, так и в др. герм. государствах, крупная либеральная буржуазия, придя к власти, встала на путь предательства революции, стремясь помешать демократизации общественного и политического строя и сохранить монархические режимы. Либеральные буржуа почти ничего не сделали для освобождения крестьян от феодального гнёта, не облегчили положения рабочих, продолжали проводить политику подавления порабощенных национальностей. Так, прусское правительство жестоко расправилось с национально-освободительным восстанием поляков Познани (март — май 1848). 14 июня берлинские рабочие и присоединившиеся к ним ремесленники штурмом взяли арсенал и захватили хранившееся там оружие. Однако выступление берлинского пролетариата, которое было стихийным и неорганизованным, потерпело поражение. 18 мая 1848 во Франкфурте-на-Майне открылось общегерманское Национальное собрание (см. Франкфуртское национальное собрание 1848—1849 (См. Франкфуртское национальное собрание 1848-49)), созванное для решения вопроса об объединении страны; большинство собрания состояло из буржуазных либералов-конституционалистов. Занимаясь бесплодными словопрениями, оно затянуло выработку общегерманской конституции и дало возможность окрепнуть силам контрреволюции.
Активное участие в революции приняли К. Маркс и Ф. Энгельс. В конце марта 1848 они разработали «Требования Коммунистической партии в Германии», которые были распространены в виде листовки, а также напечатаны в ряде газет. Этот документ формулировал основные задачи революции, направленные на создание единой демократической республики путём доведения буржуазно-демократической революции до полной победы и на обеспечение наиболее благоприятных условий для дальнейшей борьбы пролетариата. В апреле 1848 Маркс и Энгельс приехали в Германию и поселились в Кельне. Из-за отсутствия условий для создания массовой пролетарской партии они присоединились к общедемократическому движению, заняв место на его крайнем левом фланге. Издававшаяся под руководством Маркса и Энгельса «Новая Рейнская газета» стала трибуной пролетариата и передовой революционной демократии, вела последовательную борьбу за углубление революции, за вовлечение в неё широких народных масс.
Разгром Июньского восстания 1848 (См. Июньское восстание 1848) парижских рабочих ускорил переход немецкой буржуазии в лагерь контрреволюции. Вспыхнувшее 18 сентября во Франкфурте-на-Майне восстание было по просьбе либерального большинства Франкфуртского национального собрания подавлено войсками. Сразу же после разгрома октябрьского народного восстания в Вене прусский король назначил 2 ноября новое правительство исключительно из представителей знати и высшей бюрократии во главе с заклятыми врагами революции графом Бранденбургом и бароном Мантейфелем. В Берлин были введены войска. Вскоре в Пруссии произошёл государственный переворот. Национальное собрание было разогнано. 6 декабря 1848 была обнародована «дарованная» сверху конституция, которая расчищала путь для восстановления в Пруссии абсолютизма. Переворот в Пруссии явился сигналом к наступлению контрреволюции по всей Германии. Но революционные силы не складывали оружия. Весной и летом 1849 разгорелось восстание в защиту имперской конституции, принятой в марте 1849 Франкфуртским национальным собранием и отклоненной правительствами Пруссии и ряда др. германских государств. Это движение охватило Саксонию и Юго-Западную Германию (см. Дрезденское восстание 1849, Баденско-Пфальцское восстание 1849)и явилось последней схваткой между силами германской революции и контрреволюции; непосредственное участие в вооруженной борьбе за имперскую конституцию принимал Ф. Энгельс. Но силы были неравны, что и определило поражение восставших.
Революция 1848—49 в Германии оказалась незавершённой; стоявшие перед ней объективные задачи не были решены. Главная причина поражения революции заключалась в предательстве либеральной буржуазии. Разгрому революционных сил способствовали также трусливая и нерешительная политика мелкобуржуазных демократов, слабость и неорганизованность рабочего класса. Победа контрреволюции во многом обусловила объединение страны в дальнейшем антидемократическим путём под главенством милитаристской Пруссии.