Первые конституции германских государств

Первые конституции германских государств. С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были при­няты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных (даро­ванных монархами) хартий.

По формам правления, высшим органам государствен­ной власти (во главе с монархом "божьей милостью", как правило, двухпалатным, контролируемым монархом сословно-представительным органом - ландтагом и назначаемым и ответственным перед монархом правительством) эти конституции мало отличались одна от другой.

Так, согласно конституционному акту Великого герцог­ства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный Вели­кий герцог ("священный и неприкосновенный") объединял в своем лице все права государственной власти, но "в согласии с предписаниями Конституции" (ст. 5), то есть прежде всего в согласии с создаваемым на основе конституции сословно-представительньм двухпалатным органом - ландтагом.

Высшая палата ландтага представляла собой сугубо феодальное учреждение, состоящее из принцев "великого герцогского дома", глав бывших владетельных фамилий, нескольких депутатов земского дворянства, университетов и лиц, назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельских округов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возрас­та, с учетом ценза оседлости. Возрастной ценз для самих депутатов повышался до 30 лет. Порядок выборов нижней палаты стал, таким образом, выражением ограниченных форм народного представительства, лишенного, однако, ка­ких бы то ни было самостоятельных полномочий.

Конституция всю полноту исполнительной власти и контроль над властью законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускать ландтаг, отсро­чивать его заседания, расширять или сужать круг вопро­сов, подлежащих его обсуждению, "если они не были отне­сены к их ведению самой Конституцией" (ст. 50).

Ему же предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательной инициативы, право утверждения (факти­чески в форме абсолютного вето) и обнародования законов, а также издание для их исполнения "распоряжений, регла­ментов и общих указов" (ст. 66).

Более того, Конституция предусматривала и прямое за­конотворчество герцога в форме указов в связи с приняти­ем мер, "которые по своему значению относятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необхо­димы в видах государственной пользы..." (ст. 66).

Конституция, однако, не соответствовала бы своему ново­му назначению, если бы она не говорила и об определенных ограничениях законодательных прав герцога, которые каса­лись бюджета и изменения самой конституции. Налоги не могли впредь устанавливаться и взиматься без согласия палат, а все законы, дополняющие, разъясняющие или изменяющие кон­ституционный акт, требовали 2/3 голосов присутствующих в каждой палате членов "для их принятия" (ст. 64).

Отдав формально дань буржуазному конституционно­му принципу "никаких налогов без представительства", кон­ституция выхолащивала его множеством оговорок, преду­смотрев, например, возможность заключения займов и ус­тановления военных налогов без согласия палат (ст. 63), вклю­чив в бюджет статьи "о секретных расходах" и "долговре­менных налогах", связанных с договорами правительства (ст. 63), а также категорически запретив ландтагу "ставить свое согласие на взимание налогов в зависимость от каких бы то ни было условий" (ст. 56).

Правительство по Конституции отвечало в своей дея­тельности только перед королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, одна­ко, не могла последовать отставка его членов, назначаемых и сменяемых только королем.

Все германские конституции включали ограниченный перечень демократических прав и свобод (в некоторых хар­тиях содержался специальный "каталог Основных прав"), которые, однако, не предусматривали правовых гарантий их осуществления и содержали оговорки, которые сводили их фактически на нет.

Так, провозглашенное в баденской Конституции поло­жение о равноправии баденцев соседствовало с многочис­ленными привилегиями дворянства. Например, с особым сословным порядком создания верхней палаты или с поло­жением о нераспространении воинской повинности на "чле­нов бывших владетельных фамилий" (ст. 10).

В декларируемый перечень прав и свобод входили сво­боды совести, печати, передвижения, выбора профессии, неприкосновенность частной собственности и личности, не­зависимость судей и право баденцев на ведение их уголов­ных дел в обычных судах, запрещение произвольных аре­стов. О том, что требование неприкосновенности частной собственности касалось, прежде всего, феодального землевладения, свидетельствовала ст. 11 Конституции, устанав­ливающая обязательность справедливого вознаграждения "за объявленные подлежащими выкупу земельные повинности и барщинные обязанности и за все оброки, вытекающие из уничтоженной крепостной зависимости крестьян".

Говоря о крайне ограниченном характере либерально-демократических положений первых германских консти­туций, нельзя не отметить и их исторического значения. Конституции, давшие начало развитию германского кон­ституционализма, стали одним из факторов, способство­вавших медленному эволюционному превращению абсолю­тистских монархий Германского союза в ограниченные, и тем самым открывали возможности для формирования либеральной оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкой буржуазии в борьбе за политиче­скую власть.

Некоторым побочным негативным эффектом их приня­тия стало временное укрепление германского сепаратизма. Получив первые свободы из рук своих монархов, местная буржуазия, боясь потерять их, противилась объединению с могущественными монархиями - Австрией и Пруссией, в которых в это время конституции так и не были приняты.

В Австрии сословная конституция была введена только в одной провинции - Тироль. Обещание прусского короля Фридриха-Вильгельма III в 1815 г. принять конституцию, за которым последовала работа четырех конституционных ко­миссий, вылилось в королевские указы 1823-1824 гг. о соз­дании местных ландтагов в каждой из восьми провинций Пруссии. И только в 1847 г. необходимость в финансовых поступлениях заставила короля созвать первый общепрус­ский ландтаг.

Вопрос3. Революция 1848-49 в Германии буржуазно-демократическая революция, главная задача которой состояла в создании единого германского национального государства и ликвидации феодально-абсолютистских порядков. Политическая раздробленность страны и феодальные отношения были серьёзнейшим тормозом дальнейшего развития капитализма. В Германии нарастал политический кризис, ещё более обострившийся в результате неурожаев 1845—46 и экономического кризиса 1847. Революционный взрыв был ускорен известиями о провозглашении республики во Франции. Движущей силой революции были широкие народные массы — рабочие, ремесленники, крестьяне. Особенно активную роль в революционной борьбе играл пролетариат, однако гегемония принадлежала либеральной буржуазии. Рабочий класс был ещё слишком малочисленным и слабым, чтобы стать руководящей силой движения.

Революционные события в Германии начались 27 февраля массовыми народными собраниями и демонстрациями в Бадене, сразу же после того, как стало известно о провозглашении 25 февраля 1848 республики во Франции. В начале марта волнения охватили и др. государства Западной и Юго-Западной Германии. Начиная с 6 марта сходки и демонстрации происходили в Берлине. 18 марта они вылились в народное восстание, в котором деятельное участие приняли вооружившиеся берлинские рабочие и ремесленники. Двухдневная борьба восставшего народа с правительственными войсками закончилась победой повстанцев. Прусский король вынужден был вывести войска из столицы и 29 марта сформировать либеральное правительство во главе с крупными рейнскими буржуа Л. Кампгаузеном и Д. Ганземаном. 22 мая открылось избранное на основе двухстепенных выборов прусское Национальное собрание, в котором большинство также принадлежало либеральной буржуазии. В результате выступлений народных масс либеральные правительства были сформированы в ряде др. герм. государств. Мартовские революционные события привели к повсеместному подъёму рабочего движения и к усилению антифеодальных крестьянских выступлений. Мелкобуржуазные демократы тоже активизировались и во главе с Г. Струве и Ф. Геккеромпредприняли попытку провозглашения в Германии республики. С этой целью они в середине апреля подняли вооруженное восстание в Бадене. Однако распылившие свои силы и не получившие поддержки со стороны крестьян повстанцы были разбиты.

Как в Пруссии, так и в др. герм. государствах, крупная либеральная буржуазия, придя к власти, встала на путь предательства революции, стремясь помешать демократизации общественного и политического строя и сохранить монархические режимы. Либеральные буржуа почти ничего не сделали для освобождения крестьян от феодального гнёта, не облегчили положения рабочих, продолжали проводить политику подавления порабощенных национальностей. Так, прусское правительство жестоко расправилось с национально-освободительным восстанием поляков Познани (март — май 1848). 14 июня берлинские рабочие и присоединившиеся к ним ремесленники штурмом взяли арсенал и захватили хранившееся там оружие. Однако выступление берлинского пролетариата, которое было стихийным и неорганизованным, потерпело поражение. 18 мая 1848 во Франкфурте-на-Майне открылось общегерманское Национальное собрание (см. Франкфуртское национальное собрание 1848—1849 (См. Франкфуртское национальное собрание 1848-49)), созванное для решения вопроса об объединении страны; большинство собрания состояло из буржуазных либералов-конституционалистов. Занимаясь бесплодными словопрениями, оно затянуло выработку общегерманской конституции и дало возможность окрепнуть силам контрреволюции.

Активное участие в революции приняли К. Маркс и Ф. Энгельс. В конце марта 1848 они разработали «Требования Коммунистической партии в Германии», которые были распространены в виде листовки, а также напечатаны в ряде газет. Этот документ формулировал основные задачи революции, направленные на создание единой демократической республики путём доведения буржуазно-демократической революции до полной победы и на обеспечение наиболее благоприятных условий для дальнейшей борьбы пролетариата. В апреле 1848 Маркс и Энгельс приехали в Германию и поселились в Кельне. Из-за отсутствия условий для создания массовой пролетарской партии они присоединились к общедемократическому движению, заняв место на его крайнем левом фланге. Издававшаяся под руководством Маркса и Энгельса «Новая Рейнская газета» стала трибуной пролетариата и передовой революционной демократии, вела последовательную борьбу за углубление революции, за вовлечение в неё широких народных масс.

Разгром Июньского восстания 1848 (См. Июньское восстание 1848) парижских рабочих ускорил переход немецкой буржуазии в лагерь контрреволюции. Вспыхнувшее 18 сентября во Франкфурте-на-Майне восстание было по просьбе либерального большинства Франкфуртского национального собрания подавлено войсками. Сразу же после разгрома октябрьского народного восстания в Вене прусский король назначил 2 ноября новое правительство исключительно из представителей знати и высшей бюрократии во главе с заклятыми врагами революции графом Бранденбургом и бароном Мантейфелем. В Берлин были введены войска. Вскоре в Пруссии произошёл государственный переворот. Национальное собрание было разогнано. 6 декабря 1848 была обнародована «дарованная» сверху конституция, которая расчищала путь для восстановления в Пруссии абсолютизма. Переворот в Пруссии явился сигналом к наступлению контрреволюции по всей Германии. Но революционные силы не складывали оружия. Весной и летом 1849 разгорелось восстание в защиту имперской конституции, принятой в марте 1849 Франкфуртским национальным собранием и отклоненной правительствами Пруссии и ряда др. германских государств. Это движение охватило Саксонию и Юго-Западную Германию (см. Дрезденское восстание 1849, Баденско-Пфальцское восстание 1849)и явилось последней схваткой между силами германской революции и контрреволюции; непосредственное участие в вооруженной борьбе за имперскую конституцию принимал Ф. Энгельс. Но силы были неравны, что и определило поражение восставших.

Революция 1848—49 в Германии оказалась незавершённой; стоявшие перед ней объективные задачи не были решены. Главная причина поражения революции заключалась в предательстве либеральной буржуазии. Разгрому революционных сил способствовали также трусливая и нерешительная политика мелкобуржуазных демократов, слабость и неорганизованность рабочего класса. Победа контрреволюции во многом обусловила объединение страны в дальнейшем антидемократическим путём под главенством милитаристской Пруссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: