Исследования последних 20-30 лет убедительно доказывают самостоятельность конституционной юридической ответственности'. Признает данный вид юридической ответственности и Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» специально указывается: «Президент Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является главой государства... Именно этим
' Боброва Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985; Зражевская Т. Д. Реализация конституционного законодательства (Проблемы теории и практики): Дис.... д-ра юрид. наук. Воронеж, 1999;Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001; Шок Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7; Колосова Н. М. 1) Конституционная ответственность в РФ: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. М., 2000; 2) Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2; Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5; Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих («круглый стол» журнала «Государство и право») // Государство и право. 2000. № 3. С. 21; Заметина Т. В. Федеративная ответственность как элемент правовой политики // Правовая политика:федеральные и региональные проблемы. Материалы научной конференции. Саратов;Тольятти, 2001. С. 92; Лучин В. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1. С. 30; Виноградов В. А. Субъекты конституционной ответственности: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2000; Барциц И. Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. М., 1999; Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000; и др.
|
|
обусловлены полномочия Президента Российской Федерации по формированию Правительства Российской Федерации, определению направлений его деятельности и контролю за ней, а также конституционная ответственность Президента Российской федерации за деятельность Правительства Российской Федерации. Отсюда вытекает и роль Президента Российской Федерации в определении персонального состава Правительства Российской Федерации, в том чюле в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации»2. Как следует из Постановления, речь в нем идет не только о негативной, но и о перспективной ответственности.
|
|
Вопрос о функциях конституционной ответственности трактуется не однозначно. Например, Н. В. Витрук в зависимости от функционального предназначения выделяет репрессивно-карательную и восстановительную институционную ответственность3. Однако перечень целей конституционной ответственности у него более широкий: обеспечение верховенства и прямого действия Конституции;
охрана действия Конституции; восстановление конституционного правопорядка и законности; справедливое возмездие (наказание)4. Очевидно, что перечисленных целей нельзя достичь только при помощи карательной и восстановительной функций, следовательно, эти цели обусловливают наличие регулятивной, превентивной, воспитательной функции. Конституционная ответственность является разновидностью юридической ответственности, следовательно, выполняет регулятивное, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную функции.
Прямое действии Конституции, закрепление в ней естественных прав человека, обязанностей и ответственности государства и его должностных лиц придают ведущее значение конституционной ответственности. Ведущее место конституционной ответственности определяется характером регулируемых общественных отношений, целенаправленным воздействием на развитие законодательства,
2 СЗ РФ. 1998. № 52 Ст. 6447.
3 Витрук Н. В. Указ соч. С. 441-442. — Примечательно, что сам Н. В. Витрук признает наличие позитивной юридической ответственности, однако функциональное предназначение видит в каре и восстановлении, но эти функции не типичны для позитивной ответственности.
4 Там же. С. 440.
наивысшей юридической силой Конституции5. Конституционная ответственность — основа, базис для развития и формирования других видов юридической ответственности.
Регулятивная функция конституционной ответственности призвана закрепить и упорядочить регулятивные отношения. Она направлена на формирование поведения, деятельности субъектов конституционной ответственности. Субъекты конституционной ответственности могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
К индивидуальным субъектам конституционной ответственности относятся: Президент РФ, члены Федерального Собрания, главы субъектов РФ, члены Конституционного Суда, Уполномоченный по правам человека, члены Правительства, Председатель Счетной палаты и его заместитель, Генеральный прокурор, главы органов местного самоуправления, депутаты законодательных органов субъектов РФ.
К коллективным субъектам конституционной ответственности относятся: государство в целом, субъекты РФ, исполнительные и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, органы местного самоуправления.
Выделяя органы местного самоуправления в качестве субъектов конституционной ответственности, мы исходим из следующего. Во-первых, правовые основы деятельности органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8). Во-вторых, государство делегировало органам местного самоуправления часть своих полномочий (ст. 132). В-третьих, Конституционный Суд в своем постановлении признал ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц соответствующей Конституции РФ 6.
В то же время мы против необоснованного расширения перечня субъектов конституционной ответственности. Так, Н. М. Колосова в качестве субъектов конституционной ответственности выделяет фи-
5 О свойствах Конституции см.: Колесников Е. В. Источники Российского конституционного права. Саратов, 1998. С. 25; Зражевская Т. Д. Реализация конституционного законодательства.
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902.
|
|
зических лиц, общественные объединения7. Л. С. Мамут считает, что субъектом конституционной ответственности выступает народ 8.
В случае выделения в качестве субъектов конституционной ответственности физических лиц происходит смешение конституционной ответственности с другими видами юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, налоговой, дисциплинарной. Народ как социальная общность может выступать субъектом политической, моральной, религиозной ответственности, но не юридической, а действующее законодательство не предусматривает правонарушений, субъектом которых являлся бы народ.
Регулятивная функция конституционной ответственности призвана урегулировать общественные отношения таким образом, чтобы, во-первых, субъектами конституционной ответственности признавались, соблюдались и защищались права и свободы человека и гражданина, во-вторых, соблюдались и защищались народовластие, верховенство Конституции, политическая система и иные основы конституционного строя РФ. Общественные отношения, складывающиеся в этих сферах, в обобщенном виде составляют объект воздействия регулятивной функции конституционной ответственности. Они поддаются конкретизации. Например, регулятивная функция участвует в закреплении и реализации правового статуса Президента РФ. «Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 1 ст. 80). Закрепляя обязанности Президента, регуля-тивная функция регулирует поведение высшего должностного лица, оформляя правоотношения, участником которых он является. «Усиление регулирующей функции публичного права выражается в формулировании четких правил поведения для высших должностных лиц, за невыполнение которых они должны нести конституционную ответственность»9. В качестве объектов регулятивной функции вы-
|
|
7 Колосова Н. М. Конституционная ответственность — самостоятельный вид
юридической ответственности. С. 89.
8 Мамут Л. С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. 1999.№8. С.19-28.
9 Зражевская Т. Д. Реализация конституционного законодательства. С. 192.
ступают действия государства, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Формируя правомерное поведение субъектов конституционной ответственности, регулятивная функция в конечном счете упорядочивает конституционные отношения, складывающиеся между государством и человеком, между различными ветвями власти и т. д.
Объектом воздействия регулятивной функции конституционной ответственности выступают отношения, опосредующие высшие социальные ценности, в качестве которых признаны человек, его права и свободы, народовластие, суверенитет РФ, федерализм, осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В обобщенном виде объектом выступают конституционный строй, его важнейшие структурные элементы, конституционная законность и правопорядок10. Регулятивная функция выступает одним из средств лучшей организации работы компетентных государственных органов, должностных лиц, она обеспечивает должное поведение субъектов государственно-правовых отношений".
Конституционные обязанности, запреты, дозволения выступают способами осуществления регулятивной функции конституционной ответственности. В результате формулирования обязанностей, запретов, дозволений формируются составы правомерного конституционного поведения.
Конституция РФ содержит обязанности, выявляющие связь и ответственность государства, его должностных лиц перед гражданами. Вот некоторые из них: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15); «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53); «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека» (ч. 2 ст. 55); «РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» (ч. 2 ст. 61). Юридическая техника Основного закона своеобразна, мы можем
10 Лучин В. О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. NS 1. С. 13.
11 Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. № 10. С. 18.
прямо и не встретить в некоторых случаях указания на обязанность;поскольку ее необходимо выводить логическим путем. Гарантия защиты и покровительства граждан РФ за пределами России — это есть обязанность государства, которая задает направление деятельности государственных органов, регулирует их поведение. Обязанностью законодателя является принятие таких законов, которые соответствуют Конституции, не умаляют права и свободы человека и гражданина. Обязанностью Президента в случае принятия подобного закона является его отклонение, неподписание. В таких действиях проявляется ответственность, которую должностные лица добровольно возложили на себя, взявшись управлять государством, охранять права и свободы человека и гражданина. «Через общие правоотношения реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных документах: российской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции РФ. Государство обязано соблюдать и защищать эти права, а граждане, в свою очередь, должны строить свое поведение в соответствии с требованиями Основного Закона, блюсти общий интерес, исполнять свой долг, уважать права друг друга»12, — отмечает Н. И. Матузов.
Органы государственной власти, в силу признания прав и свобод человека и гражданина в РФ высшей ценностью, обязаны принимать такие решения, т. е. законы, подзаконные акты, которые соответствуют Конституции РФ. Регулятивное воздействие норм конституционной ответственности распространяется на отношения не только между гражданами, но и между государством и гражданином. Н. И. Матузов указывает на существование взаимной связанности и ответственности между государством и гражданами 13. Без ответственности государства перед гражданами невозможно построение гражданского общества и правового государства. Субъекты, включенные в правовую сферу, являются взаимно связанными между собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой — обязательствами и ответственностью14. Юридическая ответственность — один из гарантов личных и общественных ценностей, правопорядка. Подтверждает это ст. 2 Конституции РФ: «Человек,
12 Матузов Н. И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3. С. 44.
13 Там же. С. 43
14 Там же. С. 42.
его права и свободы являются высшей ценностью». «Одним из признаков правового государства выступает взаимная ответственность государства и личности. В правовом обществе гражданин должен обладать такой же возможностью принуждения должностных лиц к точному исполнению правовых норм, какой обладают должностные лица в отношении к гражданам. Когда эта возможность станет реальностью, тогда действительно юридическая ответственность будет признана важной социальной ценностью, фактором развития общества. Правовым будет государство, которое признает для себя обязательным создаваемые им же, как законодателем, нормы юридической ответственности. Такое государство в осуществлении своих функций связано с правовой ответственностью»15, — совершенно верно отмечают Р. Л. Хачатуров и Р. Г. Ягутян.
Как правило, добровольная ответственность реализуется в рамках общерегулятивных правоотношений. «Типичным общерегулятивным -правоотношением, — пишет Н. И. Матузов, — выступает гражданство, выражающее, как известно, политико-юридическую связь данного лица с данным государством. Если оставить в стороне политический аспект, то перед нами окажется чисто правовое отношение между двумя «высокими сторонами», которое опирается на два важнейших акта— Конституцию РФ и Федеральный закон о гражданстве» 16. Гражданин является связанным теми требованиями, которые предъявляет ему государство: каждый гражданин РФ несет равные обязанности; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15); осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3. ст. 17); каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 67); каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59). «Взаимная ответственность личности перед государством находит свое юридическое выражение в исполнении прежде всего конституционно установленных обязанностей»17. Позитивная ответствен-
15 Хачатуров Р. Я, Ягутян Р. Г. Указ. соч. С. 195-196.
16 Там же. С. 43.
17 Витрук Н. В. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих («круглый стол» журнала «Государство и право») // Государство и право. 2000. №3. С. 21.
ность ориентирует социальных субъектов соотносить свое поведение с требованиями законности и общественной целесообразности.18 Следует ли из сказанного вывод о том, что физическое лицо является субъектом конституционной ответственности? Думается, что нет Основные обязанности граждан отражают их общую правовую связь с государством, которая выступает основой для формирования налоговой, гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной юридической ответственности.
Конституционное законодательство свидетельствует об ответственности субъектов РФ. В ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»19 провозглашен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Из этого принципа вытекает обязанность законодательных и исполнительных органов субъектов РФ принимать нормативно-правовые акты, соответствующие Конституции РФ и федеральным законам. Эта обязанность направлена на регулирование деятельности представительных и исполнительных органов субъектов РФ, а реализуется она в конституционно-правомерном поведении представительных и исполнительных органов субъектов РФ.
Другой регулирующий аспект конституционной ответственности проявляется в обязанностях правительства добросовестно исполнять предусмотренные обязанности. С одной стороны, Президент имеет право отправить Правительство в отставку, а с другой — Государственная Дума может выразить ему недоверие. Выражение недоверия и отставка Правительства являются серьезными санкциями. Ответственность Президента, Правительства подчеркивает связанность власти правом. Т. Д. Зражевская отмечает, что «сущность конституционной ответственности заключается в установлении системы реальных гарантий против концентрации власти в одной из ее ветвей либо в руках одного высшего должностного лица путем установления мер наказания»20.
18 Пучин В. Ответственность в механизме реализации Конституции. С. 37.
19 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
20 Зражевская Т. Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих («круглый стол» журнала «Государство и право») //Государство и право. 2000. № 3. С. 26.
Регулятивная функция конституционной ответственности обладает одной отличительной особенностью, которая выделяет ее среди других функций юридической ответственности. Она предопределяет деятельность законодателя по установлению других видов юридической ответственности, оказывая тем самым влияние на формирование и функционирование института юридической ответственности в целом. «На базе конституционного законодательства формируются все иные отраслевые институты юридической ответственности и при этом определяется их развитие в нужном для государства и общества направлении (регулятивная функция конституционной ответственности)»21.
Например, ст. 42 Основного закона закрепляет право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву граждан соответствуют обязанность Правительства по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114) и обязанность Федерального Собрания принимать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование экологических отношений и возмещение вреда в случае совершения экологического правонарушения. В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»"»22 обращается внимание на то, что в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только права на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, выбором места пребывания. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его мас-
21 Зражевская Т. Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики. С. 181.
22 СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5711
штабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным и другим законодательством. Это положение Конституционного Суда еще раз подчеркивает конституционную ответственность государства за взятые на себя обязательства.23
Наряду с регулятивной, конституционная ответственность выполняет превентивную функцию. Воздействуя на волю и сознание субъектов конституционной ответственности, превентивная функция в конечном счете формирует их правомерное поведение, упорядочивает общественные отношения и не допускает развития социально опасных отношений. Превентивная функция конституционной ответственности призвана не допустить нарушения регулятивного конституционного правоотношения и реализации карательной функции.
Отчасти способы осуществления превентивной функции конституционной ответственности могут пересекаться со способами осуществления регулятивной функции. Прежде всего это относится к обязанностям субъектов конституционной ответственности. Конституционные обязанности и запреты предотвращают развитие нежелательного варианта поведения. Самостоятельным способом осуществления превентивного воздействия выступает угроза применения конституционной санкции. Этот способ воздействия 'превентивной функции позволяет отличить ее от регулятивной функции конституционной ответственности.
В юридической литературе нет единства мнений о видах санкций конституционной ответственности. Н. М. Колосова относит к ним: досрочное лишение (изменение) конституционного статуса государственного органа, должностного лица, общественного объединения; признание неконституционным акта или отдельных положений, приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; ограничение специального или общего статуса физического лица (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения)24. По мнению Д. И. Назарова и И. С. Назаровой, конституционными санкциями являются отрешение Президента от
23 Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. С. 66.
24 Колосова Н. М. Конституционная ответственность-самостоятельный вид юридической ответственности. С. 90.
должности, роспуск ГД, лишение депутатской неприкосновенности, отставка Правительства, признание Конституционным Судом неконституционными законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативно-правовых актов25. С. В. Нарутто, В. Н. Савин, И. Н. Барциц формой конституционной ответственности считают федеральное вмешательство в права субъекта федерации (введение чрезвычайного положения)26. В. Н. Бутылин в числе мер конституционной ответственности называет отказ в регистрации и запрет, но при этом не поясняет, о каком запрете идет речь и что это за отказ в регистрации27.
Выводы о том, что отмена и приостановление действия нормативно-правовых актов, введение чрезвычайного положения относятся к мерам конституционной ответственности, сделаны без учета теоретических положений о разграничении мер юридической ответственности и мер защиты, мер безопасности, а также оснований юридической ответственности. Никто из указанных авторов в своих работах не обращается к проблеме разграничения таких мер, а выводы об их отнесении к мерам юридической ответственности носят умозрительный характер.
Карательная функция юридической ответственности преследует цель кары, наказания, а выделенные меры защиты (отмена решения, введение чрезвычайного положения) преследуют цели защиты, восстановления конституционного порядка, безопасности граждан. На это прямо указано в Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод» (ст. 56). В ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении»28 определяются цели введения чрезвычайного положения: «устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспече-
25 Назаров Д. И., Назарова И. С. Ответственность в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 1. С. 16.
26 Нарутто С. В. Проблемы юридической ответственности субъекта федерации // Правоведение. 1998. № 4. С. 51; Савин В. Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12. С. 89; Барциц И. Н. Федеративная ответственность. С. 67.
27 Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001.№12. С. 87.
28 СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2277.
ние защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2). Кроме того, те меры, которые применяются в условиях чрезвычайного положения, носят временный характер, и законодатель не называет их мерами юридической ответственности (ст. 11. указанного Закона).29
В результате введения чрезвычайного положения ограничиваются права граждан, но ограничение прав происходит не только у субъектов, по чьей вине было введено чрезвычайное положение, но и у безвиновных лиц. Как известно, обязательным признаком правонарушения выступает вина, а фактическим основанием конституционной ответственности правонарушение (в совокупности всех его признаков). Меры защиты необходимо различать по основаниям их наступления. Если встать на позицию ученых, выделяющих указанные меры (в качестве мер ответственности), то конституционная ответственность возможна без наличия вины. Но это положение противоречит теории правонарушения и основаниям юридической ответственности, и никакие ссылки о якобы особой природе конституционной ответственности нельзя признать обоснованными.
В. М. Ведяхин и Т. Б. Шубина обоснованно относят признание нормативно-правовых актов неконституционными к мерам защиты, а не к мерам юридической ответственности30. Одним из отличительных признаков мер защиты от мер юридической ответственности является наличие неблагоприятных последствий, которые несет правонарушитель. Таковые при признании нормативно-правового акта неконституционным отсутствуют. У органа, принявшего данный акт, возникает лишь обязанность отменить его, приостановить или внести соответствующие изменения. Данная обязанность не несет в себе карательного потенциала. «Отмену незаконного акта необходимо понимать не как самостоятельную санкцию, а как промежуточное звено, необходимое для реализации ответственности»31.
29 Подробнее об этом см.: Эбзеев Б.С. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству («круглый стол» журнала «Государство и право») // Государство и право. 1998. № 7. С. 23.
30 Ведяхин В. М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. № 1. С. 72.
31 Краснов М. А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993. Na 6. С. 50.
При исследовании мер конституционной ответственности достаточно часто ссылаются на положение Конституции, закрепленное ст. 53 Основного закона32. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц». И как следствие, констатируют данное положение как конституционную санкцию. На наш взгляд, данное положение подчеркивает гражданско-правовую ответственность государства и его органов перед гражданами. Оно служит основой для закрепления соответствующих мер гражданско-правовой ответственности. Это находит отражение в ст. 16 ГК (возмещение убытков, причиненных государственными органами органам местного самоуправления), в признании РФ, субъектов РФ, муниципальных образований субъектами гражданского права (ст. 124 ГК). Таким образом, признание нормативно-правового акта незаконным выступает условием для наступления гражданско-правовой ответственности государства.
Н. М. Колосова выделяет ликвидацию общественных организаций в качестве меры юридической ответственности, но при этом не уточняет, о каких организациях идет речь и где предусмотрена данная санкция. По мнению Н. М. Колосовой, отмена решения о приеме в гражданство в отношении лица, которое приобрело гражданство на Основании ложных сведений и фальшивых документов, является мерой конституционной ответственности33. Во-первых, физические лица не являются субъектами конституционной ответственности. Во-вторых, указанная мера — классический пример меры защиты34. В-третьих, подобные деяния влекут уголовную ответственность за подделку документа или использование заведомо подложного документа.
32 Колосова Н. М. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности. С. 88.
33 Там же. С. 87.
34 Подробнее о мерах защиты см.: Шубина Т. Б. Теоретические проблемы защиты права: Дис....канд. юрид. наук. Самара, 1997; Ведяхин В. М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. №1. С. 72; Левкое А. А. 1)0 соотношении мер защиты с другими правовыми понятиями и категориями // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 19. Тольятти, 2002. С. 43; 2) Меры защиты в российском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.
М. Д. Шиндяпина к мерам конституционной ответственности относит лишение почетных званий35. Это мера уголовной, а не конституционной ответственности. Лишение почетных званий является видом уголовного наказания (ст. 48 УК РФ). Уголовно-правовые, гражданско-правовые и другие меры юридической ответственности за нарушение конституционных норм не утрачивают своей отраслевой принадлежности и не могут быть включены в структуру конституционной ответственности. Здесь иное соотношение, основанное на специализации в системе отечественного права и отражающее особенности функциональных связей различных видов юридических норм36.
Перечень мер конституционной ответственности расширен ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»37. В соответствии с указанным Законом высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ, а законодательный орган — выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ. Президенту РФ предоставлено право вынесения предупреждения как законодательному органу, так и высшему должностному лицу субъекта РФ. В определенных случаях законодательный орган субъекта Федерации вправе прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта РФ.
Законы субъектов РФ могут содержать меры конституционной ответственности. Например, закон Самарской области «О местном самоуправлении в Самарской области»38 установил, что в случае установления судом неоднократного нарушения выборными органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, законов и других актов Самарской области Самарская Губернская Дума может принять решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления на основании заключения суда. Конституционный Суд РФ в одном из своих решений признал наличие Конституционной ответственности исполни-
35 Шиндяпина М. Д. Стадии юридической ответственности. С. 24.
36 Лучин В. Ответственность в механизме реализации Конституции. С. 35.
37 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
38 Сборник нормативно-правовых актов Самарской области. Самара, 2001. С. 28.
тельных органов субъектов РФ не противоречащим Основному закону РФ39.
Современное федеральное законодательство, в отличие от утратившего силу законодательства СССР, не предусматривает института досрочного отзыва депутатов Федерального Собрания. Однако такие меры предусмотрены законодательством субъектов РФ, устанавливающих конституционную ответственность депутатов законодательных органов субъектов РФ. По данным В.Н. Руденко, уже к 1998 г. в 35 субъектах РФ было принято 62 законодательных акта, которые содержали нормы об отзыве40. Институт отзыва включен в уставы многих муниципальных образований. Правовой основой этого послужили положения, содержащиеся в пп. 9 п. 1 ст. 8 и в п. 5 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»41.
Например, Устав г. Тольятти42 предусматривает досрочное прекращение полномочий мэра в случае выражения недоверия (ст. 34). Решение о недоверии первоначально принимается депутатами городской Думы, а затем выносится на общегородской референдум (ст. 60). Однако в случае, если менее половины числа избирателей, пришедших на референдум, проголосует за выражение недоверия мэру, он вправе назначить досрочные выборы городской Думы. Мэр г. Тольятти вправе вынести решение о недоверии городской Думе на референдум. Кроме того, сами граждане вправе вынести на городской референдум вопрос о недоверии городской Думе, мэру или им обоим (ст. 60). В ст. 118 Устава специально подчеркивается:
«Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством и перед населением города». Возникает вопрос, о какой ответственности идет речь в ст. 118 Устава? Считаю, что о конституционной.
Как меру конституционной ответственности следует рассматривать досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по пра-
39 Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.
40 Руденко В. Н. Институт «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 45.
41 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
42 Тольятти сегодня. 1996. 21 июня.
вам человека в случае осуществления им деятельности, не совместимой с данным статусом (ст. 11 ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»43). ФЗ РФ «О Счетной палате РФ» 44 устанавливает иммунитет от уголовного и административного преследования для Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов (ст. 29). Однако они могут быть освобождены от должности палатами Федерального Собрания в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 29);
Таким образом, отстранение от должности указанных должностных лиц — мера конституционной ответственности.
Считаю, что превентивная функция конституционной ответственности осуществляется как посредством установления обязанностей соответствующего поведения, так и посредством угрозы наступления следующих неблагоприятных последствий: отрешения Президента от должности; отставки Правительства, отдельных министров. Генерального прокурора, отзыва депутата, выражения недоверия Правительству РФ; роспуска Государственной Думы; досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Федерации; выражения недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ; вынесение предупреждения законодательному органу или руководителю субъекта РФ; прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека; освобождения от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов.
Угроза наступления указанных последствий имеет целью не допустить нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов субъектами конституционной ответственности, т. е. преследует цель предупредить возможное конституционное правонарушение. Превенция конституционных правонарушений осуществляется в
43 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
44 Там же. 1995. Ms 3. Ст. 167.
результате суммарного воздействия обязанностей и угрозы примет нения санкции конституционной ответственности.
Если субъект нарушает конституционную норму, начинает реализовываться карательная функция конституционной ответственности. Реализоваться карательная функция может только в случае совершения конституционного правонарушения, а фактическим «основанием конституционной ответственности служит закрепленный в законодательстве состав конституционного правонарушения»45. В.О. Лучин правильно отмечает наличие у конституционного правонарушения таких признаков, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона46. Динамика карательной функции во многих случаях усложнена процедурными правилами, существование которых обусловлено особым статусом государственных органов и должностных лиц, в отношении которых применяются меры конституционной ответственности. Процедура отрешения Президента от должности носит сложный характер. Конституция РФ предусматривает девять условий, при соблюдении которых возможно осуществление этой меры конституционной ответственности.
Процедуры импичмента означают только отрешение Президента от должности. В дальнейшем, если это случится, суд будет судить его как обычного гражданина. Мерой конституционной ответственности является само отрешение от должности, а затем могут последовать меры уголовной, гражданско-правовой ответственности. Принятие решения об отрешении Президента от должности является самостоятельной мерой конституционной ответственности. Эта мера содержит огромный карательный потенциал, который заключается в публичном порицании Президента, в падении его авторитета в сознании лиц, его избравших. Сам факт провозглашения такого решения уже несет в себе элемент кары, так как в нем дается негативная оценка действий этого субъекта от имени всего общества. Аналогично карательный элемент проявляется и в других случаях, когда должностное лицо публично отстраняют от должности или происходит отзыв депутата ГД.
45 Зражевмэя Т. Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. С. 27.
46 Лучин В. О. Конституционные деликты. С. 12-19.
Карательная функция конституционной ответственности исключает субъектов, наделенных властными полномочиями, из конституционных правоотношений, участниками которых они являлись и которые нарушили своими деяниями. Фактически карательная функция прекращает правоотношения с участием указанных субъектов. Она изменяет правовой статус субъектов: должностное лицо — применение меры конституционной ответственности — изменение правового статуса— физическое лицо. В результате функционирования карательной функции сужается имущественная сфера должностных лиц, так как последние лишаются льгот и привилегий, которые были обусловлены занимаемой должностью. В этом заключается другая особенность карательной функции, поскольку в результате ее осуществления происходит не только порицание лица, но и сужение его имущественной сферы.
В результате внесения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» изменений и дополнений47 возможно применение такой меры конституционной ответственности, как вынесение Президентом РФ предупреждения законодательному органу субъекта РФ или высшему должностному лицу субъекта РФ. В случае игнорирования предупреждения Президент РФ отрешает высшее должностное лицо от должности или вносит в ГД проект закона о роспуске законодательного органа власти субъекта РФ48.
Из этих положений Закона следуют следующие особенности функционирования конституционной ответственности. Во-первых, ярко проявляется частнопревентивное направление конституционной ответственности, так как в случае продолжения нарушений будет применена более строгая мера конституционной ответственности. Во-вторых, требуется принятие закона, возлагающего консти-
47 СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3205.
48 Следует отметить, что указанный закон уже начал оказывать реальное воздействие на законодательные органы субъектов РФ. Так, законодатели Челябинской области после введения в действие данного закона привели в соответствие с Конституцией РФ Устав Челябинской области (см.: Макосейчук Т. М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти // Правоведение. 2001. № 6. С. 31).
туционную ответственность в виде досрочного прекращения законодательного органа субъекта РФ.
Следует отметить, что реализация карательной функции конституционной ответственности во многих случаях выступает предпосылкой реализации карательных функций других видов юридической ответственности (уголовной, административной и т. д.). Это связано с наделением субъектов конституционной ответственности иммунитетами от уголовного и административного преследования.
Во многих исследованиях конституционной ответственности отмечается, что она носит политический 49 и даже моральный характер, а следовательно, 50 и ее функции имеют политический или моральный характер. Указание на политический и моральный характер конституционной ответственности ничего не дает для уяснения природы и социального назначения конституционной ответственности, а только вносит путаницу в основания наступления этих видов ответственности. Необоснованно смешивать юридическую ответственность, которая обладает только ей присущими признаками, с иными видами социальной ответственности. Другое дело, что нарушение конституционной нормы может являться одновременно и нарушением моральной, политической нормы, но это лишь подчеркивает специфику взаимосвязи права, политики, морали и не дает оснований для появления «комплексных» «морально-юридических» или «политическо-юридических» видов социальной ответственности.
Как мы уже указывали, динамика карательной функции усложнена различными процедурными правилами. Для отрешения Президента РФ необходима совокупность следующих условий: 1) возможно отрешение от должности за совершение государственной из-
49 Колосова Н. М. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности. С. 86; Зражевмая Т. Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. С. 26.
50 Назаров Д. И., Назарова И. С. Ответственность в конституционном праве. С. 17. — Сложно согласиться с В. А. Виноградовым, определяющим конституционно-правовую санкцию как меру государственного или приравненного к нему общественного воздействия (курсив мой. —Д. П.). Такие понимание санкции еще больше «растворяет» конституционную ответственность в системе иных, не юридических видов социальной ответственности. Примечательно, что и сам В. А. Виноградов, анализируя систему конституционно-правовых санкций, называет типичные юридические, а не общественные меры воздействия (см.: Виноградов В. А. Субъекты конституционной ответственности. С. 5).
мены или иного тяжкого преступления; 2) инициатива о выдвижении обвинения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов ГД; 3) должно быть дано соответствующее заключение специальной комиссии, образованной ГД; 4) решение о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов депутатов ГД; 5) решение о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов членов Совета Федерации; 6) решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента РФ; 7) необходимо заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; 8) необходимо заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Таким образом, окончательной инстанцией, подтверждающей обвинение, является Конституционный Суд РФ, и только после заключения Конституционного Суда Президент считается отрешенным от должности. В реальной действительности вряд ли возможна совокупность таких условий. Как известно, попытка отрешения Б. Н. Ельцина от должности не увенчалась успехом. «Иммунитет Президента РФ абсолютен, а значит, недемократичен, несправедлив, неправомерен»51. Кроме того, конституционное законодательство оставляет неурегулированным ряд важных вопросов. Так, ГД не предоставлено право производить выемку документов, вызывать свидетелей, без чего невозможно сформулировать сколько-нибудь обоснованное обвинение. Отсутствует законодательно установленный порядок вынесения Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления52.
В соответствии с ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»53 полномочия депутата прекращаются в случае вхождения его в состав органа управления хозяйственного общества или другой коммерческой организации, занятия им предпринимательской деятельностью (п. «в» ч. 3 ст. 4). Решение о пре-
51 Малько А. В. Иммунитеты в праве: общетеоретические проблемы // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 6. Тольятти, 1999. С. 23.
52 Серых В. М. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. С. 25.
53 СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74.
кращении полномочий оформляется Постановлением ГД (ч. 4 ст. 4). Конституция РФ и ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» устанавливают запрет для данной категории лиц заниматься предпринимательской деятельностью. В случае нарушения этого запрета (конституционного правонарушения) досрочно прекращаются полномочия депутата, а органом, который имеет право применить эту конституционную санкцию, является ГД.
Следует отметить, что не всегда прекращение полномочий следует рассматривать как конституционную санкцию. Так, если депутат заявляет о своем участии в предпринимательской деятельности, не скрывает этого, вряд ли прекращение его полномочий можно рассматривать как осуществление карательной функции. Если же депутат скрывает данные факты, прекращение полномочий является мерой конституционной ответственности. По аналогичным основаниям возможно прекращение полномочий члена Совета Федерации, только решение об этом принимает Совет Федерации, а не Государственная Дума.
Отстранению от должности главы субъекта Федерации или представительного органа субъекта Федерации должно предшествовать установление закона субъекта РФ или иного нормативно-правового акта противоречащими Конституции РФ. Таким образом, постановление Конституционного Суда о признании нормативно-правового акта противоречащим Конституции выступает не мерой юридической ответственности, а условием реализации динамики карательной функции конституционной ответственности.
Следует отметить практическое отсутствие ответственности федеральных законодателей (исключение составляет возможность их абстрактного роспуска, и то в строго ограниченных случаях). У нас возникает ряд вопросов, ответы на которые не содержатся в действующем законодательстве. Как должен нести ответственность законодательный орган за принятие непродуманных, противоречивых законов или, наоборот, за неприведение в соответствие с вновь принятым законом изданных ранее нормативно-правовых актов? Не является редкостью, когда узкопартийные или фракционные интересы ставятся выше интересов избирателей и государства. Не являются редкостью нарушения процедуры принятия федеральных законов. «Увлечение контрольной деятельностью, поездки за границу, стрем-
ление представительствовать по любому возможному поводу и без него и т. п. стали типичными формами "работы" депутатов»54. В силу этих и других причин «предпринимаются попытки создания "кворума" посредством нажатия кнопок системы голосования присутствующими депутатами за отсутствующих»55. Какая-либо ответственность депутатского корпуса за подобные действия отсутствует (как индивидуальная, так и коллективная). Лживые предвыборные обещания стали нормой, например, обещание существенно ограничить депутатскую неприкосновенность. Как следует, за многие явные и очевидные конституционные нарушения государственно-принудительная форма реализации ответственности отсутствует, а следовательно, и не может реализоваться карательная функция" конституционной ответственности. Подобное положение — яркий пример того, что добровольная форма реализации ответственности без ее обеспечения государственно-принудительной формой реализации может превратиться в фикцию56. Реализацию карательной функции конституционной ответственности осложняет отсутствие четкого перечня конституционных деликтов. Как отмечается в литературе, их необходимо выводить логическим путем57.
Одновременно с карательной функцией конституционной ответственности реализуется восстановительная функция. Д. И. Назаров и И. С. Назарова считают, что конституционная ответственность лишена компенсационно-восстановительной функции58. С этим утверждением нельзя согласиться. Впрочем, существует и другая крайность, когда утверждается, что у конституционной ответственности на первом месте находится восстановительная функция, а карательная выступает как факультативная59. И наконец, существует третья точка зрения, когда меры конституционной ответственности клас-
54 Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение: 1998. №2.0.15-16. 55 Там же. С. 16.
56 Впрочем, наша страна не является исключением. Так, Н. Г. Диденко и В. Н. Селиванов отмечают наличие схожих правовых ситуаций на Украине (см.: Диденко Н. Г., Селиванов В. Н. Право и свобода // Правоведение. 2001. № 3. С. 24-26). 57 Лучин в. О. Конституционные деликты. С. 14.
58 Назаров Д. И., Назарова И. С. Ответственность в конституционном праве. С. 17.
59 Барциц И. Н. Федеративная ответственность. С. 11.
сифицируют на карательные и восстановительные60, но любая мера юридической ответственности обладает карательной и восстановительной функцией. Такие меры конституционной ответственности, как отрешение от должности Президента Российской Федерации;
роспуск Государственной Думы; отставка Правительства Российской Федерации; освобождение от занимаемой должности; роспуск представительного органа субъекта Федерации; отрешение от должности высшего должностного лица, — исключают субъектов из определенной сферы общественных отношений, не давая тем самым возможности совершить им новое правонарушение. Отстранение от должности правонарушителей может нормализовать, восстановить общественное спокойствие и морально-психологический климат в обществе, упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления должностными лицами своих функциональных обязанностей. Т. Д. Зражевская верно отмечает, что ответственность восстанавливает правомерное состояние общественных отношений и одновременно возлагает определенные неблагоприятные последствия 61. В функционировании конституционной ответственности сочетаются карательная и восстановительная функции. В результате отстранения от должности восстанавливается правопорядок. Специфика восстановительной функции конституционной ответственности заключается в том, что она связано не с компенсацией материального ущерба (как в гражданском праве), а с устранением недолжного поведения, возвращением в первоначальное положение, принятием мер по обеспечению осуществления конституционных прав и свобод, функционирования государственной власти и ее органов.
Эта функция конституционной ответственности направлена на восстановление нарушенных общественных отношений, как непосредственно урегулированных нормами конституционного права, так и опосредованных ими. Восстановительная функция конституционной ответственности способствует нормализации закрепленных в Конституции и в иных нормативно-правовых актах отношений
60 Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2002. № 2. С.30.
61 Зражевская Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Воронеж, 1975. С. 7.
между различными ветвями власти, между Федерацией и субъектами Федерации. Она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя.
Предупреждение, которое вправе вынести Президент РФ представительному органу субъекта Федерации или высшему должностному лицу субъекта Федерации, имеет ярко выраженный восстановительный характер, так как это предупреждение, наряду с порицанием, возлагает обязанность привести в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством нормативно-правовые акты субъектов Федерации, т. е. восстановить закрепленные в Конституции и других федеральных законах общественные отношения. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством восстанавливает установленный Конституцией РФ порядок взаимодействия между Федерацией и ее субъектами, в результате чего происходит восстановление нрав и свобод граждан, законных интересов общества и государства.
Реализация восстановительной функции конституционной ответственности способствует восстановлению нарушенных прав граждан. Так, ст. 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов» установлено, что законодательный орган государственной власти субъекта РФ в случае грубого нарушения высшим должностным лицом субъекта РФ Конституции РФ или других нормативно-правовых актов, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, может досрочно прекратить его полномочия с назначением новых выборов. Исключение из сферы конституционных отношений нарушителя приводит к восстановлению нарушенных прав, предоставляет возможность гражданам реализовать предоставленные им права и свободы. Восстанавливается прямое действие Конституции РФ. Кроме того, подобное решение способствует реализации восстановительной функции гражданско-правовой ответственности, поскольку оно выступает основой для обращения граждан в суд с исками о возмещении им причиненного ущерба.
Однако восстановительную функцию конституционной ответственности необходимо отличать от восстановительных функций мер защиты. Отличительной чертой восстановительной функции конституционной ответственности является ее осуществление одновременно с карательной функций, тогда как меры защиты лишены кара-
тельной функции. К примеру, введение чрезвычайного положения, отмена нормативно-правового акта являются мерами защиты, а не мерами конституционной ответственности, хотя эти меры и выполняют восстановительную функцию.
Возмещение каждому вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, может одновременно восстановить субъективные права, имущественную сферу потерпевшего, удовлетворить социальные потребности, духовные интересы как отдельного субъекта, так и общества в целом.
Результат воздействия восстановительной функции конституционной ответственности можно рассматривать в двух аспектах: специально-юридическом и общесоциальном. К юридическому результату можно отнести: восстановление нарушенных правоотношений, субъективных прав, правового статуса, прямого действия Конституции, верховенства Конституции и федеральных законов, основ конституционного строя и т. д.
Общесоциальными результатами восстановительной функции выступают удовлетворение духовных потребностей как общества в целом, так и отдельных его индивидов, нормализация морально-психологического состояния общества и отдельных его групп, нормализация общественных отношений, непосредственно не урегулированных правом.
Воспитательная функция конституционной ответственности направлена на формирование правосознания высших должностных лиц. Она призвана сформировать и укрепить уважение к Конституции РФ, правам и свободам человека и гражданина.
Итак, подведем итоги:
— регулятивная функция конституционной ответственности предопределяет деятельность законодателя по установлению иных видов юридической ответственности, оказывая тем самым влияние на формирование и функционирование института юридической ответственности в целом. Особое место конституционной ответственности определяется характером регулируемых общественных отношений, целенаправленным воздействием на развитие законодательства, наивысшей юридической силой Конституции. Конституционная ответственность — основа, базис для развития и формирования других видов юридической ответственности, а реали-
зация карательной функции конституционной ответственности во многих случаях выступает предпосылкой реализации карательных функций других видов юридической ответственности. Основные обязанности граждан, закрепленные в Конституции, отражают их общую правовую связь с государством, которая выступает основой для формирования налоговой, гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной юридической ответственности;
— объектом воздействия регулятивной функции конституционной ответственности являются отношения, опосредующие высшие социальные ценности, в качестве которых выступают человек, его права и свободы, народовластие, суверенитет РФ, федерализм, осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В обобщенном виде объектом выступают конституционный строй, его важнейшие структурные элементы, конституционная законность и правопорядок;
— карательная функция конституционной ответственности исключает субъектов, наделенных властными полномочиями, из конституционных правоотношений, участниками которых они являлись и которые нарушили своими деяниями. Она прекращает правоотношения с участием указанных субъектов, изменяет их правовой статус, сужает имущественную сферу;
— постановление Конституционного Суда о признании нормативно-правового акта противоречащим Конституции является не мерой юридической ответственности, а условием реализации динамики карательной функции конституционной ответственности;
— восстановительная функция конституционной ответственности способствует нормализации закрепленных в Конституции и в иных нормативно-правовых актах отношений между различными ветвями власти, между федерацией и субъектами Федерации. Она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя. К юридическому результату воздействия восстановительной функции относится восстановление нарушенных правоотношений, субъективных прав, правового статуса, прямого действия Конституции, верховенства Конституции и федеральных законов, основ конституционного строя и т, д.