Роль индустрии, опирающейся на науку
Теперь должно стать ясным, что центральной для меня, при таком понимании постиндустриального общества, является идея кодификации теоретических знаний, и это особенно явно проявляется в изменившемся отношении науки к технике с вытекающими отсюда важнейшими для всех передовых промышленно-экономических систем последствиями [с. 13]...
Технология 1970-х и 1980-х гг.
В постиндустриальном обществе университет будет играть новую, еще более центральную роль. Он станет местом беспристрастного поиска, проверки и систематизации теоретических знаний, источником научного прогресса и новаторства. Он обретает и новое значение «распределителя человеческих ресурсов». С возрастающей «профессионализацией» специальностей университет станет сосредоточением всех видов подготовки. Помимо лиц, готовившихся по специальности, многие шли в университеты, чтобы получить гуманитарное образование, а затем уже приобретали нужные навыки на работе. При быстром устаревании знаний во всех областях, особую важность приобретает фундаментальная теоретическая подготовка. Только в университете могут развиться те способности к структурному мышлению, которые позволяют [с. 23] систематизировать и перерабатывать новые знания в целях их творческого использования. Быть может, не будет большим преувеличением сказать, что в той же мере, в какой промышленное предприятие являлось стержнем общественного развития за последние 150 лет, ключевым общественным институтом в грядущем пятидесятилетии станет научно-исследовательская организация благодаря той новой роли, которую ей суждено играть в качестве источника обновления и прогресса [с. 24].
|
|
[1] История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996. С. 322.
1 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.с. Нерсесянца. М., 1996. С. 542-543.
[3] Прим. из публикуемого издания. – Сост.
Ко времени завершения работы над «Постижением истории» А. Тойнби создал такую картину цивилизаций.
I. Расцветшие цивилизации.
А. Независимые цивилизации:
а) обособленные - 1) мезоамериканская (объединенные в одну майянская и мексиканская), 2) андская;
б) независимые необособленные – 3) шумеро-аккадская (объединенные шумерская, хеттская и вавилонская), 4) египетская, 5) эгейская (ранее - минойская), 6) индская, 7) китайская (объединенные китайская, т.е. древнекитайская, и дальневосточная основная);
в) сыновнеродственные, первая группа - 8) сирийская (от шумеро-аккадской, египетской и эгейской), 9) эллинская (от эгейской), 10) индийская (от индской);
|
|
г) сыновнеродственные, вторая группа - 11) православная христианская, 12) западная, 13) исламская (все от сирийской и эллинской).
Б. Цивилизации-спутники:
14) миссисипская (от мезоамериканской), 15) «юго-западная» (доколумбова цивилизация на юго-западе США, тоже от мезоамериканской), 16) северная андская (доколумбова на территории Колумбии и Эквадора), 17) южная андская (доколумбовы культуры в Северном Чили и Северо-Западной Аргентине; обе названные - от андской), 18) эламская, 19) хеттская, 20) урартская (все три от шумеро-аккадской), 21) иранская (от шумеро-аккадской, потом сирийской), 22) корейская, 23) японская, 24) вьетнамская (все три от китайской), 25) италийская (от эллинской), 26) юго-восточноазиатская (от индийской, позднее в Индонезии и Малайе от исламской), 27) тибетская, с включением монголов и калмыков (от индийской).
II. Неразвившиеся цивилизации:
29) первая сирийская (поглощена египетской),30) несторианская христианская, 31) монофизитская христианская (обе поглощены исламской), 32) дальнезападно-христианская, 33) космос средневекового города-государства (обе поглощены западной).
III. Застывшие цивилизации:
34) эскимосская, 35) кочевая, 36) оттоманская, 37) спартанская [с. 724-725].