Участковые избирательные комиссии

Эти комиссии образуются для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. Прежнее регулирование ориентировалось на то, что участковые комиссии формируются непосредственно в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, а по окончании кампании прекращают свою работу.

С учетом новелл 2012 и 2013 годов срок полномочий «обычной» участковой комиссии составляет пять лет. Создаются такие комиссии территориальными избирательными комиссиями.

В 2012 году было установлено, что членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форму которых устанавливает ЦИК РФ.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов

С введением в России новых начал избирательной системы право выдвижения было предоставлено: а) гражданину — для выдвижения себя в качестве кандидата в избирательном округе (самовыдвижение); б) группам граждан (избирателей) — для выдвижения своего кандидата в избирательном округе; в) политическим партиям и иным общественным объединениям — для выдвижения списка кандидатов для баллотировки по пропорциональной системе и кандидатов для баллотировки по конкретным округам (их можно оформить списком).

По мере развития избирательного законодательства если сохранялись выборы по территориальным избирательным округам, то оставалось и право на самовыдвижение, добавлялись лишь требования об информации, которую кандидат должен сообщить о себе (см. об этом далее).

От предоставления права на выдвижение группе избирателей со временем законодатель отказался — поскольку индивидуальный кандидат вправе привлекать своих сторонников для сбора подписей и в качестве своих доверенных лиц в случае регистрации, так или иначе это будет группа его поддержки. Однако Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. все-таки оставляет резерв — в п. 2 ст. 34 сказано: «Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников». И, к примеру, Федеральный закон 2003 г. о выборах Президента РФ содержит соответствующую норму – согласно п. 2 ст. 34: «Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом».

Наиболее сложную эволюцию прошло право общественных объединений на выдвижение. Вначале это право было предоставлено просто общественным объединениям (без выделения политических партий). Однако вскоре стало очевидно, что отсутствие ограничений грозит участием в избирательных кампаниях более 40 общественных объединений, что запутывает избирателей. Причем среди таких общественных объединений были и так называемые однодневки, они появлялись перед выборами, пытались посредством выборов сделать себе рекламу, не имея успеха, исчезали с политической арены сразу после окончания выборов. Кроме того, беспрепятственное участие вело к политизации общественных объединений, которым по их названию, целям, казалось бы, надо больше ориентироваться на социальные и культурные цели.

В 1998 г. законодатель ввел в оборот (1998 г.) понятие «политические общественные объединения», отнес к ним те общественные объединения, которые обозначают в уставах свои политические цели, участие в выборах, воздействие на органы государственной власти и местного самоуправления. Однако это мало что изменило, поскольку многие общественные объединения закрепили свою политическую направленность в уставах.

В Федеральном законе от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» от понятия «политические общественные объединения» отказались, а право выдвижения кандидатов от общественных объединений предоставили только партиям – при избрании органов государственной власти.

Однако возникли две проблемы.

Во-первых, лишение общественных объединений (неважно, политических или без этой окраски) права участия в выборах, в том числе и в выдвижении кандидатов, вызвало у многих из этих формирований резкое недовольство, поскольку им не безразлично, кто находится у руля власти, поэтому они могли бы и кандидатов выдвигать, и агитацию вести.

Во-вторых, партии могут быть особенно полноценными участниками выборов на федеральном уровне и в ряде субъектов РФ, где неплохо развита партийная деятельность. Однако не во всех субъектах РФ созданы подразделения политических партий. Поэтому законодатель постепенно склонялся к тому, чтобы сделать «партийными» выборы депутатов Государственной Думы и Президента РФ, но не следует (пока?) «отлучать» от иных выборов другие, помимо партий, общественные объединения.

Да и по выборам депутатов Государственной Думы вопрос решался довольно сложно. Хотя в 2001 г. право выдвижения кандидатов от имени общественных объединений было оставлено только за политическими партиями, в 2002 г. законодатель разрешил создавать избирательные блоки на выборах депутатов Государственной Думы в составе трех участников — из одной партии и двух общероссийских общественных объединений или двух партий и одного такого объединения. Общественные объединения не получили права выдвигать своих кандидатов, они могли лишь внести свои предложения блоку, который и принимал окончательное решение. Однако в 2003 г., когда отдельные общественные объединения приняли участие в подготовке очередных выборов в Думу, законодатель установил, что избирательные блоки на выборах в Государственную Думу могут быть только из политических партий, исключив таким образом участие общественных объединений из этих выборов. В 2005 г. избирательные блоки отменены, и каждая политическая партия от своего имени выдвигает список кандидатов к депутаты Государственной Думы и борется за победу.

Постепенно законодатель склонился к тому, что и на выборах на уровне субъекта РФ участниками тоже должны быть лишь политические партии (т. е. их подразделения в субъектах). И лишь на уровне местного самоуправления в избирательном процессе вправе участвовать, кроме партий, другие общественные объединения. Причем, как уже было сказано, по инициативе Президента РФ, высказанной им в Послании Федеральному Собранию от 5 декабря 2008 г., роль таких объединений в 2009 г. была усилена законодательно в том плане, что при выборах депутатов муниципальных представительных органов партии могут заключать соглашения с такими объединениями о выдвижении общего списка кандидатов, в котором 15% мест отводится выдвиженцам от общественных объединений.

Таким образом, в настоящее время право выдвижения имеют:

1) граждане РФ в порядке самовыдвижения;

2) в зависимости от вида выборов — избирательные объединения, политические партии.

Некоторые общие правила самовыдвижения:

- подача уведомления об этом в избирательную комиссию, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов;

- далее с согласия избирательной комиссии сбор подписей избирателей на территории избирательного округа; ранее была возможность избирательного залога – Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. избирательный залог исключен из российского избирательного законодательства;

- представление подписных листов в соответствующую избирательную комиссию для проверки и последующей регистрации кандидата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: