Сбор подписей при выборах депутатов Государственной Думы

Здесь такова динамика регулирования. Когда выборы были смешанными, по кандидатам, избиравшимся по территориальным избирательным округам (в том числе и выдвинутым партиями или избирательными блоками), требовалось собрать подписи не менее 1 процента от общего числа избирателей данного округа. А партии, избирательные блоки, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом в одном субъекте РФ - не более семи процентов от требуемого общего числа подписей (с 1999 г. – не более 14 тысяч подписей).

Федеральный закон 2005 г. о выборах депутатов Государственной Думы сначала определял (ст. 39), что для поддержки федерального списка кандидатов надо собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на территории одного субъекта РФ — не более 10 тыс., и при сборе подписей среди избирателей, постоянно проживающих за границей, общее число их подписей также не может быть более 10 тыс. Партии, которые на последних выборах набрали столько голосов, что участвовали в распределении депутатских мандатов (т. е. 7% и более), на очередных выборах освобождаются от сбора подписей.

Однако федеральными законами от 9 февраля, 12 мая и 3 июня 2009 г. в Закон о выборах депутатов Государственной Думы внесены серьезные коррективы. Теперь к регистрации на очередных выборах в Думу допускаются без сбора подписей: а) партии, которые превзошли семипроцентный барьер и были допущены к распределению депутатских мандатов; б) партии, не преодолевшие на последних выборах в Думу этот барьер, но набравшие более 5% голосов избирателей и получившие соответственно один или два депутатских мандата в Думе (об этом новшестве читатель уже имеет представление); в) партии, чьи списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных органах не менее чем в одной трети субъектов РФ (на выборах, прошедших до назначения выборов в Государственную Думу).

Далее было определено, что на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва (т. е. это «плановые» выборы 2011 г.) политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тыс. подписей. На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тыс. подписей избирателей. При сборе подписей на выборах депутатов Государственной Думы как шестого, так и следующих созывов на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ, при этом подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов РФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 5 тыс. При досрочных выборах все приведенные цифры уменьшаются наполовину.

Однако и это регулирование просуществовало недолго. Нововведениям от 2 мая 2012 г. все политические партии освобождаются от сбора подписей при выборах депутатов Государственной Думы, а посвященные сбору подписей статьи Закона признаны утратившими силу.

Наконец, Федеральный закон 2014 г. вводит такие правила по сбору подписей:

за федеральный список политической партии, а также выдвиженцу по партийному списку по одномандатным округам не надо собирать подписи, если:

1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) список кандидатов, выдвинутый политической партией, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

3) списку кандидатов, выдвинутому политической партией в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, был передан депутатский мандат в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

выдвиженец по списку партии, у которой нет названных преференций, находится в следующем положении:

если партия собрала за свой федеральный список кандидатов не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации, тогда кандидату не надо отдельно собирать подписи в свою поддержку; если подобное не имеет места, тогда должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей (т.е. как обычный самовыдвиженец - С.А.);

самовыдвиженец собирает подписи избирателей:

должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: