Л. Хьелл, Д. Зиглер
Перевели с английского С. Меленевская, Д. Викторова
Главный редактор Заведующий редакцией Редактор
Научные редакторы Художественные редакторы Художник
Корректоры Верстка
В. Усманов П. Алесов Н. Мшаловская Ю. Ковалев, М. Тулина С. Лебедев, Е. Пападин В. Чугунов
М. Рошаль, А. Аверина, Л. Агапова Н. Мшаловская, В. Кучукбаев
ББК 88.5 УДК 159.9 Хьелл Л., Зиглер Д.
Х35 Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. - (Серия <Мастера психологии>). 15ВМ 5-88782-412-3
Монография видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии личности, межличностными и семейными отношениями.
Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теорий (психодинамическая, бихевиоральная, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.
c 1992, 1981, 1976 Ьу МсОга>-Н111, 1пс. c Перевод на русский язык, С. Меленевская, Д. Викторова, 1997 c Серия, оформление, издательство <Питер Пресс>, 1997
Права на издание получены по соглашению с Мс01-а\<'-Н!11, 1пс. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть поснроизпслена и какон бы то ни было форме и какими Оы то ни было срс.-ютвамн без письменного разрощеиня нладсльнеп аиторских нрап.
15ВМ 5-88782-412-3 15ВМ 0-07-029079-2 (англ.)
Издательство <Питер Пресс>. 194044, Санкт-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94. Подписано в печать 12.11.97. Формат 70Х100'/,,. Усл. п. л. 50,7. Доп. тираж 10000 экз. Заказ № 1035. Отпечатано с фотоформ в ГПП <Печатный Двор> Государственного комитета РФ по печати.
Предисловие к русскому изданию....... Об авторах....................................... Предисловие.....................................
Глава 1
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.......... Теории личности
Компоненты теории личности......... Критерии оценки теории личности. Основные положения, касающиеся природы человека Резюме...............
Вопросы для обсуждения............... Глоссарий.................................... Библиография.............................. Рекомендуемая литература............
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ......... Метод анамнеза............................ Корреляционный метод
Экспериментальный метод............ Оценка личности......................... Типы методов оценки................... Резюме..
Вопросы для обсуждения............... Глоссарий.................................... Библиография.............................. Рекомендуемая литература............
Глава 3
ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД......
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности
Психоанализ: основные концепции и принципы................................. 110 Инстинкты - движущая сила поведения.................................... 116 Развитие личности: психосексуальные стадии Природа тревоги
118 127
Основные положения Фрейда относительно природы человека..... 133 Эмпирическая валидизация психодинамических концепций...... 137 Применение: психоаналитическая терапия - исследование бессознательного.......................... 146 Резюме........................................ 151 Вопросы для обсуждения...............153 Глоссарий.................................... 154 Библиография.............................. 157 Рекомендуемая литература............ 160
Глава 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ.................... 161
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности................................ 162 Биографический очерк.................. 162 Основные тезисы индивидуальной психологии.................................. 165 Индивидуальная психология: основные концепции и принципы... 167 Основные положения Адлера относительно природы человека..... 182 Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии.................................. 187 141
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности................................ 197 Биографический очерк.................. 198 Аналитическая психология: основные концепции и принципы.. 199 Резюме........................................206 Вопросы для обсуждения..............209 Глоссарий....................................209 Библиография.............................211 Рекомендуемая литература............ 213
Глава 5
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ.... 214
Эрик Эриксон: эго - теория личности..........................................215 Биографический очерк..................215 Эго-психология: результат развития психоанализа..................217 Эпигенетический принцип.............219 Развитие личности:
психосоциальные стадии...............221 Основные положения Эриксона относительно природы человека..... 235 Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории......................................... 239 Применение: американские подростки, или <кто я такой?>......243 Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах............. 246
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности.......................................... 246 Биографический очерк..................247 Гуманистическая теория: основные концепции и принципы... 248
Карен Хорни: социокультурная теория личности................................254 Биографический очерк.................. 254 Социокультурная теория: основные концепции и принципы... 255 Резюме........................................262 Вопросы для обсуждения...............263 Глоссарий....................................264 Библиография..............................267
Глава 6
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК.
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности................................271 Биографический очерк..................271 Что такое личность.......................273 Концепция черты личности............274 Проприум: развитие самости.........281 Функциональная автономия: прошлое - это прошлое............... 285 Зрелая личность...........................288 Основные положения Олпорта относительно природы человека..... 290 Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности.... 295 Применение: изучение ценностей...300 Подход к личности с позиции факторного анализа......................303
РЭЙМОНД Кеттел: структурная теория черт личности................................... 305 Биографический очерк.................. 305 Теория черт личности: основные концепции и принципы.................307 Ганс Айзенк: теория типов личности... 314 Биографический очерк.................. 314 Основные концепции и принципы теории типов личности.................. 315 Резюме........................................322 Вопросы для обсуждения............... 325 Глоссарий....................................325 Библиография..............................328 Рекомендуемая литература............ 330
Глава 7
НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б. Ф. СКИННЕР.......... 331
Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения..........................................332 Биографический очерк.................. 332 Подход Скиннера к психологии..... 334 Респондентное и оперантное поведение....................................339 Основные положения Скиннера относительно природы человека..... 352 Эмпирическая валидизация
Применение: лечение, основанное на онерантном научении................ 361 Резюме........................................ 366 Вопросы для обсуждения............... 368 Глоссарий.................................... 368 Библиография..............................370 Рекомендуемая литература............372
Глава 8
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА И ДЖУЛИАН РОТТЕР
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности......... Биографический очерк.............. Основные принципы социально-когнитивной теории.................. Научение через моделирование. Подкрепление в научении через наблюдение.................................. 385 Основные положения Бандуры относительно природы человека..... 392 Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории....... 397 Применение: <власть человеку> - саморегулируемое изменение........405
Джулиан Роттер: теория социального научения..........................................410 Биографический очерк.................. 410 Теория социального научения: основные концепции и принципы... 412 Резюме........................................ 422 Вопросы для обсуждения...............424 Глоссарий.................................... 424 Библиография..............................426 Рекомендуемая литература............430
Глава 9
КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ
Джордж Келли: когнитивная теория личности............................. Биографический очерк............... Основы когнитивной теории........ Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы Основной постулат и некоторые выводы из него..........................
.432.432.434
.438.444
Основные положения Келли относительно природы человека.....< Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории...,.,< Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли....... Резюме......................................... Вопросы для обсуждения................ Глоссарий.....................................
Библиография..............................471 Рекомендуемая литература............471
Глава 10
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ " В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:
АБРАХАМ МАСЛОУ....................... 47
376 Абрахам Маслоу: гуманистическая 380 теория личности................................48 Биографический очерк..................48 Основные принципы
гуманистической психологии..........48 Мотивация: иерархия потребностей 48 Дефицитарная мотивация и мотивация роста........................49 Основные положения Маслоу относительно природы человека..... 50 Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории......................................... 5С Применение: характеристики самоактуализирующихся людей.....51 Резюме......................................-.52 Вопросы для обсуждения...............52 Глоссарий....................................52 Библиография.........................-....5 Рекомендуемая литература............ 5
Глава II
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС........5:
Карл Роджерс: феноменологическая теория личности............................ Биографический очерк.............. Точка зрения Роджерса на природу человека..................... Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации............ Феноменологическая позиция Роджерса.................................
....5:
....5:
Я-концепция: <все-таки кто я?>...-.539 Полноценно функционирующий человек........................................ 548 Основные положения Роджерса относительно природы человека...,.551 Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории......................................... 556 Применение: терапия,
центрированная на человеке..........563 Резюме.........
Вопросы для обсуждения........ Глоссарий............................. Библиография....................... Рекомендуемая литература.....
Глава 12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Основные положения
.. оо 1 в ретроспективе........................
Оценка теорий личности...........
Наступление эры персонологии....556 Новые перспективы
в теоретическом и эмпирическом.. 563 исследовании личности.............
.. 568 Резюме....................................
.. 569 Вопросы для обсуждения...........
.. 570 Глоссарий.................................
.. 571 Библиография...........................
.. 573 Рекомендуемая литература.........
.575.579.587
.591.602.603.604.604.606
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
На Западе настоящее издание является одним из самы: читаемых в своей области. Если бы такая книга вышл. у нас лет двадцать назад, российская психология ка) наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, чт долгое время мы жили в условиях, когда для широко: публики, да и для специалистов, существовали единстве> но правильная и прочие психологические теории, коте рые соответствующим образом освещались и в печатт В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не перев< денные официально на русский язык, бережно передав; лись из рук в руки и были предметом гордости небол] шого числа владельцев.
В предлагаемом вниманию читателей издании сдел; на очередная - не первая и не последняя - попьгп обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в едино целое, ряд крупнейших теорий личности, разработаннь в психологии за минувшие сто лет - собственно, за вс историю ее научного периода. В этом плане перед вами энциклопедия, прежде всего по актуальным направлен ям современной психологической науки.
Любая система живет и развивается, поэтому 0461 ценно то, что авторы <иллюстрируют> представляем1 теории примерами современных экспериментальных и следований. Немаловажен и тот факт, что при освещен) каждой теории приводятся аргументы <за> и <против что придает материалу книги сбалансированность. Име но ее так недостает многочисленным <узким> монограф ям, где выборочно представлены теории, имеющие пор второстепенное значение. В этом смысле данный труд подарок читателям, так как им впервые представляе1 возможность <за деревьями увидеть лес> в необъятн мире психологических построений.
10 _ Предисловие к русскому изданию
Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие - меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно,
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия - далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей - это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин <инвайронмента-лизм> подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин <социальное>. Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев, канд. психол. наук М. А. Гулина С. -Петербургский государственный университет
Нашим женам Джин и Элизабет
Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку
ОБ АВТОРАХ
Ларри А. Хьелл - доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА.
Дэниел Дж. Зиглер - профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стоессом.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предисловие _ 15
Как и во втором издании <Теорий личности>, мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и
Что нового в третьем издании?
Прежде всего, некоторые главы были расширены с тем, чтобы более полно осветить некоторые теории личности. А именно, мы дополнили изложение обзором теорий, сформулированных Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Рэймондом Кеттелом, Гансом Айзенком и Джулианом Роттером. Отчетливо выраженные каждым из этих теоретиков концепции и принципы в значительной мере способствуют пониманию явлений, попадающих в сферу личности. Их взгляды на личность представлены в заключительных разделах глав, посвященных подробному описанию конкретных теоретических подходов. В главе 5, например, выдающиеся идеи, высказанные Эрихом Фроммом и Карен Хорни, освещаются после детального объяснения концепций, основных положений, эмпирических данных и практического применения эго-теории Эрика Эриксона. Мы также включили краткую биографическую справку о каждом из теоретиков и конспективно изложили достоинства и недостатки его системы.
Во-вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии, используемые исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью, самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности.
Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией теоретических концепций. Например, мы обсуждаем современные попытки установить валидность психоаналитических гипотез с помощью метода подсознательной психодинамиче-ской активации. Результаты недавних работ по осознанной самоэффективности
16 _ Предисловие
и ее роли в осуществлении поведенческих изменений обсуждаются в контексте теории Бандуры. Более того, мы стремились сделать раздел, посвященный применению каждой теории, как можно более интересным и отражающим современное положение вещей. Например, мы рассматривали применение концепций оперантного научения к тренировке уверенности в себе и в тренинге с биологической обратной связью. Для большей наглядности текст снабжен иллюстративным материалом: фотографиями и несколькими новыми рисунками и таблицами. И наконец, мы привели описание нескольких новых шкал самоотчета, используемых исследователями для измерения черт личности.
Структура учебника
Учебник содержит систематическое изложение основных теоретических направлений, эмпирических исследований и приложений психологии личности. В первой главе обсуждаются вопросы, связанные с личностью как объектом исследования, функции, выполняемые теорией, компоненты теории и критерии, с помощью которых ее можно оценить. В главе также обсуждаются основные положения о природе человека, которые дают схему для рассмотрения различий между концепциями человечества у разных теоретиков.
Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии, используемые для изучения личности. Подчеркивается сила и слабость этих стратегий, с тем чтобы студенты приобрели какой-то опыт в оценке исследований, цитируемых в учебнике. Затем мы рассматриваем, как с помощью методов оценки личности можно получить полезную информацию об индивидуальных различиях. Также тщательно разобраны концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик.
В главах с 3-й по 11-ю включительно представлены наиболее значительные теоретические концепции личности. Рассматриваются теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Гордона Олпорта, Б. Ф. Скиннера, Альберта Бандуры, Джорджа Келли, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Каждая глава начинается с краткого рассмотрения основных тезисов и акцентов изучаемого направления. Затем следует краткая биография теоретика, чьи идеи описываются. В этих очерках содержится информация о жизни ученого, существенная для понимания того, почему он придерживался именно такой точки зрения на личность. Затем идет наиболее обширный раздел каждой теоретической главы - подробное изложение конструктов и утверждений, составляющих теорию. В этом разделе приводятся различные примеры, иллюстрирующие теоретические концепции и их практическую значимость для повседневной жизни. За этим разделом следует анализ основных положений, касающихся природы человека, в процессе которого мы обобщаем позицию теоретика по нашим девяти положениям, связывая их с теоретическими концепциями, представленными в предыдущем разделе главы. Таким образом, студенты могут увидеть тесную связь между концепциями личности и философскими положениями, на которых они основаны. Затем мы обсуждаем эмпирическую валидизацию рассматриваемой теории. Мы показываем, как можно экспериментально проверить различные теоретические концепции, и вкратце суммируем результаты исследований, поводом для которых послужила данная тео-Предисловие _ 17
рия. Затем следует раздел, посвященный применению теории или каких-то ее аспектов к соответствующей сфере поведения человека. Показано, что личностные концепции - не голые академические абстракции, а очень важные и необходимые понятия, которые могут объяснить широкий спектр поведения человека и его жизненные переживания.
Ранее мы уже говорили, что это издание было расширено за счет включения еще некоторых теорий личности, имеющих принципиальное значение. Мы надеемся, что студенты смогут лучше понять поведение человека, познакомившись с различными точками зрения внутри отдельного направления. В заключительной части соответствующих глав описаны основные представления о личности в интерпретации Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Рэймонда Кеттела, Ганса Айзенка и Джулиана Роттера. Студенты имеют возможность изучить 15 разных точек зрения на проблему личности. Мы полагаем, что студенты, начинающие изучение личности, без затруднений смогут справиться с таким количеством теорий в течение одного семестра.
Каждая глава заканчивается кратким резюме основных положений, вопросами для обсуждения, словарем ключевых терминов, библиографией и списком рекомендуемой литературы. Мы полагаем, что это сделает учебник очень полезным и привлекательным для студентов.
В заключительной главе учебника мы обсуждаем полезность использования основных положений как структуры, в которой могут рассматриваться теории личности. Здесь мы возвращаемся к исходным позициям и оцениваем девять теорий, наиболее подробно описанных в тексте, по шести критериям полезной теории, обсуждавшимся в главе 1. И в заключение мы даем небольшой прогноз направлений и основных проблем, которые, вероятно, будут доминировать в области исследований личности в обозримом будущем.
Выражение признательности
Это новое издание заметно выиграло благодаря конструктивным замечаниям и предложениям ряда людей. Мы особенно благодарны группе рецензентов, каждый из которых внимательно прочел и прокомментировал часть рукописи или всю рукопись. Среди них были такие талантливые ученые, как: Аллен Дж. Браун, Северо-восточный университет; Джон С. Дюрье, Университет Фарли Дикинсон; Роберт А. Эммонс, Университет Калифорнии в Дэвисе; Рэнди Д. Фишер, Университет Центральной Флориды; Джейн Е. Гордон, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани; Джеймс Дж. Джонсон, Государственный университет Иллинойса в Нормале; Крис Лэнгстон, Университет Пердью; Рэнди Дж. Ларсен, Мичиганский университет, Энн-арбор; Джозеф Дж. Палладино, Университет Южной Индианы; Шэрон Пресли, Государственный университет Калифорнии в Нортридже; Ричард Н. Уильяме, Молодежный университет Брайэма и Брайан Т. йетс, Американский университет.
Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в ЗиУ, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях
8 _ Предисловие
[роекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме маг-[итного диска.
Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издатель-тва МсОга\у-НЯ1 достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии 1иапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней 1ыло истинным удовольствием. Кроме того, мы благодарны нашему инспектору (о производству Кэти Порцио и старшему инспектору по редактированию Скоту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнитель-[ый редактор, также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе ра-юты.
Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам, Джин и)лизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого [здания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения отно-;ительно содержания и организации материала, чтение корректуры и за то, что)на стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно.?е вклад в это издание был поистине огромным.
Ларри А. Хьелл Дэниел Дж. Зиглер
Глава 1
ПСИХОЛОГИЯ личности:
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства <человеческой натуры> могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро
20 _ Глава 1. Психология личности
человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепле-рие, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Наука о человеке
Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Однако формально рождение психологии как самостоятельной дисциплины датируется 1879 годом [РапсЬег, 1990]. В этом году в Лейпциге (Германия) Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период бурного роста. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать экспериментальные данные. Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности - объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования. Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности. Тем не менее, большинство психологов убеждены в том, что в объяснении сложной природы поведения человека в конечном счете наибольший вес будет иметь именно научный подход.
Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. Например, вместо предположений о том, почему подростки выпивают и убегают из дома, исследователи должны сформулировать свое представление о психологии юношеского возраста и личностных механизмах лживости у подростков. В то же время отношение к <науке о личности> достаточно противоречиво, поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так, каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как-то нас характеризовать. В самой психологии имеет место определенное сопротивление процессу <объективизации> личности: некоторые психологи доказывают, что попытки в этом направлении могут зайти слишком далеко, а это грозит разрушением представления об уникальности и сложности человеческой натуры. Вместо этого они призывают сконцентрировать усилия на исследовании более неуловимых свойств людей - их борьбе за личностное и духовное просвещение, -
Введение в дисциплину _ 21
ства, таких как пьесы Шекспира или живопись Гойи. Однако при том, что литература, искусство, кино, история, религия действительно могут оказывать существенную помощь в осмысливании человеческого поведения, все же необходимо различать информацию, добытую таким путем, от данных научного исследования. Более того, поскольку наука в настоящее время не дает ответов на все вопросы (и, возможно, никогда не даст), мы должны наиболее эффективно использовать эмпирическую информацию, имея в виду в то же время ограничения, которые внутренне присущи применению научных методов для изучения людей. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи - этот термин предложил Генри Мюррей [Миггау, 1938] для обозначения как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности.
Другая цель психологии личности - помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обучающие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны. Исследования в этой области служат экспериментальным обоснованием теоретических представлений о конструктивных личностных изменениях. Многие из них обсуждаются в нашей книге.
Понятие личности
Термин <личность> имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается особый подраздел в структуре академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - персонология' - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих главах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, проходили проверку в эмпирическом исследовании. Другая отличительная черта психологии личности - особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этой книге, предполагает использование той или иной техники оценки. Поэтому мы посвятили часть следующей главы вопросам оценки характеристик личности, которых также будем касаться и в теоретических главах. Наконец, как вы увидите дальше, личность - это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении патологического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают
От англ. оег5опа111;у - личность, индивидуальность. (Пуим. пеуев.)
1 (лава 1. Психология личности
[1ЫЙ материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения 'дения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию
_юсти не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологи-Лтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обра-ься к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы.)угой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных оологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индиви-1ьные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах
_дения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и поче-[юди отличаются друг от друга.
1вляясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстракт-понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмо-мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует,ить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования 1видуума. Концептуальное значение личности многогранно - оно охватывает окий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенно-поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным 1тием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное 'деление. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, обще-1ЯТОГО значения этого термина - их может быть столько, сколько психологов, ающих данную задачу.
такое личность? Альтернативные ответы
во личность (<рег5опа1у>) в английском языке происходит от латинского 5опа>. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во [я театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин.чально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном дей-и. Таким образом, с самого начала в понятие <личность> был включен внешний, рхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда иг-определенные жизненные роли - некая <личина>, общественное лицо, обра-гое к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непро-;ионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, 1ия вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и дру-:оциально желательных характеристик. Подобный подход порождает коммен-и вроде <Майк - личность что надо> и <Сюзанна - неприятная личность>. нно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом ичными курсами по созданию имиджа <сделать вас личностью>. Данная кон-:ия целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она остав-в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие, чтобы их изучали в контексте личности. [ичность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных ктеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он - <общи-иая личность> или <робкая личность>, имея в виду, что робость или дружелю-1ВЛЯЮТСЯ его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы на-1аем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, ка-Введение в дисциплину _ 23
Термин личность (<рекопаШу>) происходит от латинского слова _<репопа>, обозначавшего маску, которую надевал актер в греческой драме. Люди склонны отождествлять личность с обаянием, популярностью или публичным имиджем. (Агйшг.Угеея/УУоосШп Сатр & А55ос1а(.е8)
кое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения. К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин <личность> в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. Когда мы отзываемся об Эмме как о <необыкновенной личности>, мы, вероятно, имеем в виду ее доброжелательность, искренность или готовность помочь другим. Однако психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценочном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее <нечто>, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции <внешнего социального образа>. Она несет в себе нечто
Глава 1. Психология личности
более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
_ В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
_ В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
_ В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
_ В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые <отвечают> за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином <личность>, необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов. В следующих главах книги мы рассмотрим некоторые теоретические концепции личности. Важно еще раз отметить, что определения личности зависят от теоретической ориентации данного автора.
Введение в дисциплину _ 25
тальных тем, что здесь предпринимаются попытки синтезировать и интегрировать принципиальные положения других областей психологии. Например, психология восприятия изучает основные структуры и процессы, лежащие в основе восприятия и интерпретации наблюдаемого окружающего мира. Исследование восприятия проводится в соответствии с четкими основополагающими принципами. То же самое верно и по отношению к другим областям психологии - научению, мотивации и когнитивной психологии. Но именно в изучении личности исследователи сочетают эти принципы в стремлении понять человека как интегрированное целое.
Понимание поведения человека во всей его многоплановости - сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами. Сравним для примера мотивы двух людей, пытающихся разгромить клинику, в которой делают аборты. Возможно, первого обуревают религиозные чувства, в то время как второго могли подвигнуть на подобные действия поиски новых будоражащих ощущений. Трудности интерпретации являются также следствием того, что в основе поведения лежат два фактора: внутренние причины и ситуация, в которой поведение развертывается. К тому же иногда люди просто не могут объяснить, почему они вели себя именно так, а не иначе, несмотря на то, что их намерения со стороны выглядели совершенно очевидными. Эти и многие другие загадки человеческих поступков только усиливают тезис о необходимости для психологии личности стремиться к максимальной точности во всем, что касается анализа поведения. Чтобы быть предельно точным, персонолог должен интерпретировать все принципы общей психологии и учитывать все динамические взаимодействия между ними. Мы должны знать, как восприятие зависит от обучения, как обучение связано с мотивацией, как мотивация соотносится с развитием и так далее. Студенты, изучающие личность, пытаются формулировать теоретические положения, содержащие описание и объяснение этих сложных взаимодействий. Все факторы, которые обусловливают поведение и переживания индивидуума, попадают в сферу изучения персонологов.
Все эти соображения подводят к заключению, что нет другой области психологических знаний, где бы наблюдалось такое стремление к научной безупречности, как сфера личности. Последняя представляет собой зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самореализации, научения и межличностных отношений, а также многих других важных нитей, составляющих ткань современной психологии. Подобная широта охвата этой дисциплины не удивительна, поскольку объектом изучения выступает не больше и не меньше, как <целостный индивидуум>. При наличии столь важной цели совершенно справедливо предположить, что изучение личности окажется занятием волнующим и смелым; ведь в большинстве случаев мы еще толком не поставили сами вопросы, ответы на которые ожидаем получить.
Личность как поле для исследования
В подготовку будущего академического психолога входит множество предметов, включая социальную психологию, зоопсихологию, психологию восприятия, возрастную психологию и тренинг поведения. Психология включает в себя все эти дисципли-"" ч том числе и психологию личности. С(Ьег)а личности отличается от всех ос-ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход сле-Дует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных ас-26 _ Глава 1. Психология личности
сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Поэтому прежде всего остановимся на том, что представляет собой та или иная теория и какие методы она применяет для изучении и понимания человека. Теория - это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому, строго говоря, не может быть <правильной> или <неправильной>. Тем не менее, теория в целом принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом (обычно основанные на данных, полученных в конкретных экспериментах) согласуются с объяснением того же самого феномена, вытекающим из самой теории. Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности - это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. В этой книге изложены некоторые из теорий личности, критически разобраны положения, лежащие в их основе, описаны экспериментальные исследования в русле каждой теории, а также рассмотрено приложение теоретических принципов к конкретным аспектам поведения человека. Изучение теорий личности позволяет достичь многого. Предмет нашего интереса - природа человека; наша цель - понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире.
Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить, почему пятилетний Рэймонд испытывает такую сильную романтическую привязанность к своей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования. Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этом возрасте переживают похожие чувства. А вооружившись теорией, которая соотносит подобные чувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появления данных эмоций), мы сможем лучше понять Рэймонда. Мы можем оказаться правыми или неправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в понимании определенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.
Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить "утверждения. То есть мы должны суметь поелсказать определенные изменения
Введение в дисциплину _ 27
в поведении Рэймонда, являющиеся функцией от родительского воспитания. Что (_)удет, если его мать начнет активно поощрять романтические чувства своего ребенка или отец отвергнет сына из-за того, что тот на него злится? Подобные предсказания не только должны быть возможными, но в идеале теоретическая концепция должна быть сформулирована таким образом, чтобы существовала возможность строгой и точной эмпирической проверки. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования. И наоборот, научную ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.
Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях, Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи - те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.
Исходные положения глубоко и основательно влияют на взгляды персоноло-гов на природу личности. Например, Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство наших поступков является следствием сознательного и свободного выбора. Таким образом, его теория сфокусирована на <высших> аспектах природы человека в его понимании - на том, кем человек мог бы стать. В соответствии с этим исходным положением и построена его теория личности. С другой стороны, "TУ"Д Фрейд утверждал, что поведение в значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами. Его представление о том, что деятельность человека изначально предопределена, получило развитие в теории, которая особо подчеркивала контроль над всеми формами поведения со стороны оессознательного. Маслоу и Фрейд высказывали в корне противоположные воззрения на фундаментальную основу человеческой сущности. Но не это мы хо-М ЗДеСЬ ПОЛЧеПКНУТЬ В ЯЯННПМ ГПУЧЯР мм уптргтм пппгтрмпнгт-пмпппать итп
Глава 1. Психология личности
1 краеугольные камни теории личности лежат в основных представлениях данного персонолога о человеческой природе. И действительно, как мы увидим в дальнейшем, приведенные в книге теории рассматривают вопросы, касающиеся самой сердцевины того, что мы подразумеваем под понятием человеческого существа.
КОМПОНЕНТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые ставит сама теория. О чем в действительности рассуждает теория? Какие основные компоненты она в себе содержит, и как эти компоненты должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных на страницах книги, уместно рассмотреть, какое развитие получали наиболее серьезные вопросы, которые вставали перед всеми теоретиками. Проще говоря, теория личности состоит из многих <минитео-рий>, каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. В этом разделе мы обсудим шесть вопросов, которые должна стремиться разрешить полная теория личности. Эти темы составляют концептуальную область теории личности - они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.
Введение в дисциплину _ 29
ца другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности доества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что дюди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность - непременно либо одно, либо другое.
Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей. Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня - ид, эго и суперэго является иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.
Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.
1. Структура личности
Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.
Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций - это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности - импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически