Сущность и значение деловых циклов Й. Шумпетера

В современном понимании экономический цикл представляет собой периодические колебания фактических объемов производства относительно их потенциальной величины (естественного уровня ВНП). Австрийский экономист Йозеф Шумпетер выдвинул идею о трех цикличной схеме колебательных процессов в экономике. Каждый уровень циклов Шумпетер назвал именами ученых, открывших их. Самыми длительными являются циклы Кондратьева - периодичность их колебания может достигать от 47 до 60 лет. Следующий уровень циклов, циклы Жугляра, имеют длительность десять лет. Третий уровень представляют циклы Китчина продолжительностью три года и четыре месяца. Все три уровня циклов взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако для аналитического удобства в своем историческом очерке он представил трициклическую схему: цикл Китчина (3-4 года), Жюгляра (7-11 лет), Кондратьева (48-60 лет). Шумпетер принял без доказательств, что "каждый цикл Кондратьева должен содержать целое число циклов Жугляра, который содержит целое число циклов Китчина". За рамками теории Шумпетера остается причина цикличности инноваций, и соответственно цикличности новаций (изобретений) Кондратьева- Характерный период кондратьевских волн — 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет), циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Кондратьев отметил четыре эмпирические закономерности в развитии больших циклов.

Первая — перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале её наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Кондратьева они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале. Вторая — периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. Третья — понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства. Четвёртая — большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъёма, кризиса и депрессии Циклы Жугляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жугляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жугляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал. В результате, к временным запаздываниям, характерным для циклов Китчина, здесь добавляются еще и временные задержки между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей (а также между возведением и актуальным запуском соответствующих мощностей). Дополнительная задержка формируется и между спадом спроса и ликвидацией соответствующих производственных мощностей. Данные обстоятельства и обуславливают то, что характерный период циклов Жюгляра оказывается заметно более продолжительным, чем характерный период циклов Китчина. Циклические экономические кризисы/рецессии могут рассматриваться в качестве одной из фаз цикла Жугляра (наряду с фазами оживления, подъёма и депрессии). Вместе с тем от фазы кондратьевской волны зависит глубина этих кризисов В цикле Жюгляра достаточно часто выделяют четыре фазы, в которых некоторые исследователи выделяют подфазы: фаза оживления (подфазы старта и ускорения);фаза подъема, или процветания (подфазы роста и перегрева, или бума);фаза рецессии (подфазы краха/острого кризиса и спада); фаза депрессии, или застоя (подфазы стабилизации и сдвига)

81.Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом

· Практика экономически развитых стран свидетельствует, что устойчивый рост экономики в условиях глобальной экономической конкуренции обусловлен высоким уровнем внедрения в производство новых технологий и разработок. По различным оценкам от 70 до 100% прироста производства в этих странах сегодня обеспечивается за счет использования инноваций. В этой связи нами исследованы опыт государственной поддержки инновационной деятельности за рубежом. В экономически развитых странах государство стимулирует развитие инновационной деятельности путем создания необходимых экономических, финансовых, организационных и нормативно-правовых условий. К экономическим условиям относятся:

· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих потенциально важное значение для государства, но не привлекательных для частных инвесторов;

· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

К финансовым условиям относятся:

· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

· пресечение недобросовестной конкуренции;

· активизация предпринимательства;

· развитие лизинга наукоемкой продукции;

· содействие модернизации техники;

· предоставление различных видов финансовой поддержки, налоговых и таможенных льгот отечественным предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий отечественным и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности. К организационным условиям относятся: формирование и реализация государственных, отраслевых и региональных инновационных программ;развитие инновационной структуры;содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободного доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, к материалам о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах, завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности и т.п.); содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия регионов в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; Прямое государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе выбора приоритетных направлений развития науки и техники и определения перечня «критических технологий», целенаправленного финансирования проектов из государственного бюджета и софинансирования проектов и программ, реализуемых негосударственными структурами, формирования инфраструктуры инновационной деятельности и др. Косвенные меры стимулирования инновационной деятельности включают использование фискальных методов (льготное налогообложение, ускоренная амортизация, регулирование отдельных рынков, отраслей), нормативное правовое регулирование в области создания, передачи и охраны интеллектуальной собственности, а также формирование благоприятных условий для деятельности структур, участвующих в коммерциализации научных знаний. Как показывает мировой опыт, создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности - задача, прежде всего органов государственного регулирования. Без целенаправленной государственной инновационной политики невозможно обеспечить устойчивое развитие отечественной экономики. Роль государства заключается, в первую очередь, в том, чтоб активизировать инновационные процессы во всех сферах экономики страны. Финансирование НИОКР и инновационной деятельности. Как показывает мировой опыт, развитие инновационной деятельности напрямую связано с состоянием фундаментальной и прикладной науки и коммерческой востребованностью научно-технических разработок. Одним из показателей, характеризующих отношение государства к научно-техническому прогрессу, является объем финансирования науки. Так, в 2000 году расходы государства на научные исследования и разработки составили: в США 246,2 млрд. долларов (2,9% от ВВП), в Японии 94,2 млрд. долларов (3,0% от ВВП), в Германии 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП), во Франции 28,0 млрд. долларов (2,25% от ВВП), в Швеции 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5% от ВВП. Для сравнения - в России этот показатель в 2000 году составлял 2,2 млрд. долларов (1,09% от ВВП), в Казахстане - 13,7 млн. долларов (0,08% от ВВП). При пересчете на душу населения эти затраты составили в США и Швеции - по 858, Японии - 747, Германии - 536, Франции - 480, России -64, Казахстане - 0,9 доллара США.Методика выбора приоритетов инновационного развития и методы финансирования НИОКР и инновационной деятельности в различных странах реализуются по-разному, т.к. они должны соответствовать стратегическим направлениям государственной политики, которая постоянно корректируется с изменением как внешних, так и внутренних условий экономического развития. Поддержка научно-технической деятельности, имеющей инновационную направленность, государствами ЕС осуществляется в соответствии с общими для всех стран рыночной экономики принципами. Принцип комплементарности (дополнительности) оказания финансовой помощи состоит в том, что приоритет имеют работ, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны. Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок заключается в том, что государство субсидирует только создание общедоступного научно-технического продукта, не нарушая сложившегося на рынке соотношения между своими фирмами. Соответствующие мероприятия по поддержке осуществляются различными государственными органами с привлечение разного рода агентств, кредитных и инвестиционных учреждений. Во Франции поддержка инновационной деятельности сосредоточена в сферах малых и средних предприятий. Финансовая, организационная и информационная поддержка инновационных проектов, рассчитанных на промышленное внедрение, осуществляется государственным агентством ANVAR, учредителями которого являются три министерства (промышленности, национального образования, науки и технологий, малых и средних предприятий). В Великобритании бюджетное финансирование НИОКР осуществляется по различным каналам - департаментами (министерствами), каждый из которых имеет в своем бюджете средства на науку, различными специализированными агентствами (например, космическим) и другими организациями. Финансирующими организациями также являются семь исследовательских советов по важнейшим направлениям науки и технологии. Советы имеют собственные бюджеты и распределяют средства между научными учреждениями на конкурсной основе, преимущественно в форме грантов.Государственная политика в этой стране реализуется путем программно-целевого финансирования конкретных проектов. В качестве основного механизма государственной поддержки инновационного сотрудничества между промышленностью и научно-исследовательской сферой является система программ LINK. Целью LINK является повышение конкурентоспособности английской промышленности и качества жизни населения посредством поддержки в рамках управляемых программ предконкурентных научно-технических разработок и стимулирования вложений промышленными предприятиями средств в продолжение работ, направленных на получен е продукции, пользующейся коммерческим успехом, эффективных процессов, высокого уровня услуг. В рамках каждой программы получают поддержку совместные НИОКР, направленные на создание предконкурентной научно-технической продукции, рассчитанной на последующую доработку в рыночный продукт. Промышленные предприятия, готовые вложить свои средства в коммерциализацию результатов работ, субсидируемых в рамках LINK, могут получить дополнительную поддержку в рамках соответствующих программ. Финансирование проектов по программам LINK осуществляется на долевых началах. До 50% средств вкладывают правительственные департаменты и научные советы. Ввиду межотраслевого характера большинства проектов, обычно несколько департаментов и научных советов объединяются для финансирования той или иной программы. Остальная часть средств обеспечивается партнерами со стороны промышленности. Научным учреждениям оплачиваются все расходы. В Германии непосредственная финансовая поддержка проектов из федерального бюджета осуществляется в рамках целевых программ федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии (BMBF). Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровень отечественной науки и техники в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: