Дети с начальными проявлениями психических заболеваний

Дети с эпилепсией

Эпилепсия — хроническое нервно-психическое заболевание различного происхождения, проявляющееся в повторяющихся эпилептических припадках и характеризующееся эпизодическими и хроническими психическими расстройствами.

Причинами могут быть наследственные факторы, нарушения обмена веществ, травмы, интоксикации, ранние инфекции. Возникновение эпилептических припадков связано с наличием эпилептического очага — локального поражения какого-то участка головного мозга, нейроны которого обладают повышенной возбудимостью. Функции этих нейронов нарушены, они способны к самовозбуждению. Одновременный разряд в большом числе нейронов приводит к судорожной активности. При большом числе припадков эпилепсия сопровождается стойкими психическими изменениями — изменениями интеллекта и характера.

Изменения характера при эпилепсии: вялость, эгоцентризм, агрессивность, ограничение интересов, угодничество перед сильным и жестокость по отношению к слабым, чрезмерная забота о себе и своем благополучии. Непрестанные забота, наблюдение, контроль со стороны родителей, частые изоляции приводят к формированию эгоизма, самоизолированности, чувству неполноценности и т. п. При начале заболевания в детском возрасте дети становятся чрезмерно сентиментальными, проявления их чувств утрируются, к родителям они ласкаются бурно, рассказывая об обычном событии, делают это с большой аффектацией, к воспитателю или учителю их отношение бывает подобострастным. В то же время им свойственны подозрительность и злопамятность, склонность втихомолку «ябедничать» старшим. Дети отличаются излишним педантизмом в отношении порядка в доме и на своем столе, своего здоровья. Отмечается инертность всех психических процессов: в детский сад они собираются долго и очень тщательно, изматывая родителей. В тяжелых случаях заболевания дети становятся мстительными и жестокими, по незначительному поводу дают вспышку гнева. Преобладает угрюмое настроение.

Изменения интеллекта. Мышление замедленное, эгоцентричное, вязкое, что проявляется в стереотипном однообразном воспроизведении событий с охватом одной темы и детальным описанием отдельных сторон и ненужных подробностей. Речь замедленная, тягучая, чрезмерно обстоятельная. Характерно растянутое произношение слов с однообразными формальными ответами, персервации (повторение одних и тех же слов, фраз), распад понятий, сложных языковых связей. Движения и мимика замедленны. Степень интеллектуальных возможностей прогрессивно снижается. При определении понятий дети нередко указывают на чувственно воспринимаемые признаки, подчеркивают конкретные подробности, останавливаются на неспецифических деталях. Вслед за этим снижаются возможности к анализированию, синтезу, осмыслению новых задач, требующих пластичности мыслительных процессов.

Остается ограниченный круг приобретенных в школе знаний и практического жизненного опыта, который не обогащается новыми знаниями. Со­циальный опыт сужается, постепенно распадаются этические и духовные нормы. На более поздних эта­пах распадаются смысловые связи, родовые понятия. Трудно ориентироваться в новом материале, наблюдается тенденция к конкретизации, направленность на лишние подробности, односторонность, «прилипание» мышления к данной теме.

Учебная деятельность. Ребенок, будучи в состоянии повышенной возбудимости, теряет интерес к учебным занятиям, не поддается педагогическому воздействию. При относительном прекращении припадков ребенок становится более устойчивым на занятиях и при соблюдении индивидуального подхода и дозировке нагрузки включается в учебный процесс. Эпилепсия имеет различный характер течения. Если болезнь протекает сравнительно благоприятно (припадки очень редкие, отсутствуют выраженные изменения в психике), дети могут успешно обучаться в массовой школе. Если болезнь протекает менее благоприятно и возникает замедленность психических процессов, дети могут обучаться в массовой школе с использованием индивидуального подхода и щадящего режима. При тяжелом течении заболевания, ведущем к снижению интеллекта, дети учатся во вспомогательной школе, где обеспечиваются индивидуальный подход и щадящий режим. Дети с эпилептической деменцией (частые припадки, грубые изменения психики) не подлежат школьному обучению и находятся в психоневрологических больницах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: