Основываясь на общих принципах и методах концепции маркетинга в различных сферах экономики, маркетологи вырабатывают свои подходы к реализации этой концепции с учетом специфики организации производственно-сбытовой деятельности соответствующих предприятий, компаний и фирм. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции на транспортном рынке требуют широкого внедрения маркетинговых принципов управления на транспорте.
Транспортный маркетинг представляет собой систему организации и управления производственно-сбытовой деятельностью транспортных, экспедиторских и операторских компаний и фирм по оказанию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса потребителей на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации.
Основными понятиями транспортного маркетинга являются транспортный рынок, пользователи транспорта, транспортная услуга, транспортно-экономический баланс, спрос и предложение на транспорте, транспортный тариф, конкуренция и конкурентоспособность на транспорте, транспортная экспедиция или посредники, комплекс маркетинга и управление маркетингом на транспорте.
|
|
Транспортный рынок - это полигон транспортных коммуникаций, на которых действует совокупность транспортных предприятий одного или нескольких видов транспорта, оказывающих (реализующих) транспортные услуги пользователям транспорта на определенной территории, исходя из своих технико-экономических особенностей, возможностей и запросов потребителей.
Транспортный рынок можно также определить как систему экономических, технологических и других связей, во-первых, между транспортом и его пользователями (клиентурой), а, во-вторых, между видами транспорта и транспортными предприятиями. Основной формой связей первого типа является купля - продажа транспортных услуг, а второго - взаимодействие и конкуренция.
Пользователи транспорта - это его клиенты, отправители и получатели грузов, посредники-экспедиторы, операторы-перевозчики, пассажиры, которых обслуживает транспорт в процессе перемещения товаров (грузов и багажа) или людей в пространстве.
Транспортная услуга - это непосредственное перемещение грузов и пассажиров и комплекс сопутствующих услуг, оказываемых пользователям транспорта, включая оформление проездных документов, погрузочно-разгрузочные и начально-конечные операции, посадку и высадку пассажиров, обслуживание в пути следования, на вокзалах и т.п.
Транспортно-экономический баланс (ТЭБ) представляет собой систему показателей, отражающих размещение объемов производства и потребления товаров избытков и недостатков отдельных видов товарной продукции по определенным районам страны и размеры её перемещения на основе хозяйственных связей между поставщиками и потребителями. Исходными данными для разработки ТЭБ являются территориальные материальные балансы по отдельным видам товаров в стране или регионе. В рыночных условиях ТЭБ должен носить индикативный характер [6].
|
|
Спрос и предложение на транспорте определяют платежеспособный спрос (потребности) пользователей транспорта на транспортные услуги и производственные возможности транспорта по их удовлетворению соответственно.
Предложение транспорта выражается через его производительную силу или провозную и пропускную способность на конкретном направлении за определенный период времени.
Транспортный тариф - это цена перевозки и других видов услуг транспортных предприятий и организаций, оказываемых пользователям транспорта, устанавливаемая на основе себестоимости перевозок и необходимой прибыли транспорта или соотношения спроса и предложения на транспортные услуги с учетом цен конкурентов или иными способами.
Конкуренция на транспорте представляет собой процесс состязательности или соперничество между транспортными компаниями и организациями за объемы перевозок на основе сопоставления отличительных характеристик транспортных услуг по объему, качеству и стоимости транспортного обслуживания клиентуры в пределах одного или нескольких видов транспорта и способов сообщения.
Конкурентоспособность транспортной услуги - это ее способность отвечать на требования конкурентного транспортного рынка в данный момент времени или превосходить по потребительским свойствам транспортные услуги конкурентов.
Следует различать конкурентоспособность вида транспорта, транспортного предприятия и транспортной услуги, которая может быть осуществлена несколькими видами транспорта (прямая, смешанная, интермодальная, мультимодальная или комбинированная перевозка).
Маркетинговые посредники на транспорте - это фирмы и компании, помогающие транспортному предприятию в продвижении, формировании спроса, сбыта и распространения его продукции среди потребителей, включая экспедиторов, операторов и другие структуры.
Транспортная экспедиция - это совокупность посреднических организаций между транспортом и его пользователями, осуществляющих формирование спроса на транспортные услуги, платежно-финансовые и информационные услуги, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные, складские и другие сопутствующие перевозке операции [44].
Комплекс маркетинга транспортного предприятия - это набор мероприятий по изучению спроса, его удовлетворению и стимулированию потребителей транспортных услуг, включая рекламу, скидки, льготы, улучшение качества обслуживания клиентуры, вызывающих у них желание обращаться к услугам данного транспортного предприятия (вида транспорта) неоднократно.
Управление маркетингом на транспорте является составной частью комплекса транспортного маркетинга и представляет собой систему сбора и анализа информации, мониторинга исследования транспортного рынка, планирование перевозок и работы транспортных предприятий, управление спросом и продвижение транспортных услуг на рынке в целях обеспечения максимального эффекта при минимальных затратах.
В условиях рыночной экономики маркетинг должен охватывать практически все сферы управления транспортным предприятием, оказывая активное влияние на управление финансами, производственной (перевозочной) деятельностью, системой снабжения и сбыта, кадровую политику и т.п.
|
|
Основополагающими принципами концепции маркетинга на транспорте
являются следующие:
· глубокое и всестороннее исследование транспортного рынка и экономической конъюнктуры для выявления интересов пользователей транспортом;
· сегментация транспортного рынка;
· гибкое реагирование транспорта на требования активного и потенциального спроса на транспортные услуги;
· обеспечение инновационности транспортного производства;
· планирование и прогнозирование, т.е. предвидение ситуации на рынке;
· использование логистических систем оптимального управления транспортными потоками.
Транспортный рынок можно определить как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу).
В настоящее время транспортный рынок России обслуживает мощный транспортный комплекс включающий все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и авиационный.
По своей рыночной характеристике транспортный рынок является в основном олигопольным, представляющий крупные транспортные компании универсального типа, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров (кроме трубопроводного). Эти компании представляют транспорт общего пользования, т.е. не имеющий права отказаться от обслуживания клиентуры при соблюдении известных условий. Вместе с тем, в отдельных регионах страны преобладает естественная монополия одного вида транспорта (например, железнодорожного в восточных районах и морского при массовых межконтинентальных перевозках). В крупных мегаполисах и районах с развитием транспортной инфраструктуры складывается монополистическая и «чистая» или совершенная конкуренция (подробнее об этом см. п.2.5).
Стабилизация экономики России и реализация принятой в 2008 г. новой Целевой федеральной программы по развитию транспортной системы страны до 2015 г. с финансированием около 14 трлн. руб. дают основу для эффективного развития транспортно-дорожного комплекса, более оптимального распределения перевозок между видами транспорта с использованием современных рыночных механизмов управления.
|
|
Следует учитывать, что сейчас более 80% транспортных ресурсов России находятся в коллективной (акционерной) или частной собственности. Однако прошедшие годы спада перевозок и ограниченности доходов привели к значительному износу основных фондов транспорта, особенно подвижного состава (до 60-70%). Поэтому ближайшие годы потребуют от транспортных компаний с одной стороны обеспечивать потребности в удовлетворении нарастающих объемов перевозок, а с другой - осуществлять серьезное обновление транспортных ресурсов. Учитывая особенности транспортной продукции (невозможность запасов, невзаимозаменяемость и др.) и важную интегрирующую роль транспорта в социально-экономической жизни государства, выполнить эти задачи будет очень трудно, но необходимо.
Рассмотрим подробнее особенности транспортной продукции.
Продукция транспорта выступает в форме деятельности работников транспорта с использованием наличных транспортных ресурсов, которая материализуется в законченных перевозках. Правда, деятельность работников транспорта не ограничивается перевозками, однако они являются основным видом их деятельности.
Сущность любой продукции определяется ее полезностью. Так как продукция транспорта, т.е. перевозка, полезна для пользователей не как вещь, а как деятельность, к ней применимо понятие услуги - как способа выражения потребительной стоимости труда работников транспорта, который относится к материальной сфере производства. Это можно сказать как о грузовых, так и о пассажирских перевозках. Транспорт по существу создаёт новую стоимость, являясь общим условием производства и жизни людей.
Транспортная услуга может быть определена как транспортный товар. Единица транспортного товара - это целостный обособленный процесс или отдельная и законченная перевозка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, отличающих один товар от другого.
Поэтому более точными натуральными измерителями продукции транспорта являются тонно-километры и пассажиро-километры. Правда, целесообразно к учету принимать только оптимальные (общественно-необходимые) тонно-км, т.е. рассчитанные как правило по кратчайшему или наидешевейшему расстоянию перевозки (кроме специально оговоренных случаев).
Отличительные особенности транспортной продукции включают также ее качественные характеристики. Они существенно различаются для грузовых и пассажирских перевозок. Если при перевозках грузов качество транспортной услуги определяется скоростью и сохранностью доставки, уровнем и комплексностью транспортного обслуживания грузовладельцев в начальном и конечном пунктах перевозки, то при перевозках пассажиров преимущественное значение имеют показатели комфортности обслуживания не только в пунктах отправления и прибытия, но и в пути следования, т.е. в салонах вагонов, автобусах, самолетов и судов, удобство расписания движения транспортных средств, безопасность. время перемещения и др.
Безусловно, важной стороной характеристики транспортной продукции является ее цена, т.е. тариф за перевозку. Уровень оплаты за перевозку и качество транспортной услуги оказывают решающее влияние на конкурентоспособность того или иного вида транспорта.
Транспортная продукция характеризуется также целым рядом технологических признаков организации перевозочного процесса. По грузовым перевозкам это виды сообщений (прямое, местное, смешанное), категории отправки (повагонные. судовые, маршрутные, мелкие, контейнерные, контрейлерные), режим скорости, каботажное и заграничное плавание и др. В пассажирском сообщении выделяют дальние, местные, пригородные, междугородние, внутренние и международные перевозки, обычные пассажирские, скорые и фирменные поезда, регулярные рейсовые и разовые (чартерные) перевозки, туристические и экскурсионные поездки и др.
Особенности транспортного рынка определяются особенностями продукции транспорта и удовлетворяемых ею потребностей, а также особенностями хозяйственных связей производителей и потребителей транспортной продукции.
К этим особенностям можно отнести:
· всеобщность и массовость транспортного рынка;
· невещественный характер транспортной продукции-услуги;
· пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их невзаимозаменяемость и ограниченность конкуренции на транспортном рынке;
· необходимость государственного регулирования транс портного рынка.
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: ценовая (тарифная) политика, товарная политика, методы распространения и стимулирования транспортных услуг. Рассмотрим возможности их применения на транспортном рынке.
1. Ценовая политика является одним из традиционных инструментов работы в рыночных сегментах.
Применительно к каждому выделенному сегменту в комплексе маркетинга выбирается индивидуальная тарифная (ценовая) политика, подробно описанная в гл. 8. При этом используется, как правило, стратегия минимизации издержек – стремление к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Реализация такой стратегии возможно лишь при работе на очень крупных сегментах рынка, и как правило, на нескольких сразу.
2. При выработке товарной политики транспортная компания может руководствоваться одной из трех товарных стратегий, или сочетать их.
2.1.Стратегия повышения потребительских свойств, или качества перевозок – по тем показателям, которые окажутся значимыми для грузовладельцев. Целесообразно определить на основе опросов клиентов, методов корреляции и оценки эластичности спроса приоритеты в повышении качества обслуживания тех или иных сегментов рынка. При этом формируются стойкие потребительские предпочтения, которые могут достаточно слабо зависеть от цены, что дает компании значительные конкурентные преимущества.
2.2. Инновационная политика - предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворения существующих осознанных или неосознанных потребностей новым способом.
Реализация данной стратегии предполагает достаточно крупные затраты компании на НИОКР, что позволит лидировать в новых технике и технологиях и реализовывать инновационную стратегию.
2.3. Расширение ассортимента услуг. При этом решаются следующие задачи:
· повышение доходности транспортной компании;
· получение стратегических преимуществ в обслуживании клиентуры на транспортном рынке;
· заполнение свободных сегментов рынка и удовлетворение скрытого спроса со стороны грузовладельцев и др.
Очевидно, на разных сегментах рынка ассортимент предоставляемых транспортных услуг будет разным, как разной будет и доходность самого сегмента как по основным, так и по сопутствующим услугам. По некоторым оценкам, в настоящее время рынок дополнительных услуг освоен менее, чем на треть.
В конечном счете, ассортимент транспортных услуг определяется спросом на потребительском рынке страны, экономической конъюнктурой, степенью вовлечения в мировую экономику и другими факторами. Расширение ассортимента, помимо прочего, положительно влияет на суммарный уровень качества обслуживания потребителей транспортных услуг.
4. В комплексе маркетинга предусматриваются определенные методы стимулирования сбыта транспортных услуг (см. гл.8, 9).
Наиболее распространенным методом стимулирования сбыта является реклама, но в связи с единообразием продукции всех конкурентов – перевозки, должна использоваться прежде всего фирменная реклама, пропагандирующая положительный образ конкретной транспортной компании как наиболее надежного перевозчика, наилучшим образом удовлетворяющего потребности в перевозках. При преимуществах компании в ассортименте предоставляемых услуг может использоваться и товарная реклама, информирующая о предоставляемых компанией услугах, которых нет у конкурентов.
Различные мероприятия маркетинга (тарифная политика, удобные грузовладельцам условия перевозок, реклама, работа с общественностью) имеют, в основном, одинаковое воздействие: привлечение клиентов и рост объемов реализуемых работ и услуг. Поэтому достаточно выбрать одно или несколько (не все) из перечисленных направлений работы. Кроме того, успех выполнения мероприятий по стимулированию сбыта услуг транспортного предприятия зависит от правильного выбора времени проведения стимулирующего мероприятия. Так, если перевозки имеют сезонный характер, информация о новом комплексе услуг, скидках и т.п. должна быть дана грузоотправителям в преддверии очередного сезона.
5. Виды покупателей в розничной торговле и принципы сегментации рынка. Структура акта купли-продажи. Методы, формы продажи. Поведение потребителей и методы воздействия на него.
Маркетинговые решения, принимаемые оптовой и розничной торговлей, имеют много общего: и те и другие предлагают услуги по представлению товара, а не товар в чистом виде.
Розничная торговля восприимчива к изменению покупательских предпочтений. Покупатели предъявляют больше требований к розничной торговле, чем она -- к оптовой.
Для производителя основное -- произвести такой товар, для продвижения которого требуются минимальные усилия. Для розничного торговца важно умение предложить товар (услуги по его представлению). От этого в значительной степени зависит его успех.
Основными принципами маркетинга розничного торгового предприятия являются [9,18]:
· ориентация на целевой сегмент, завоевание определенной доли рынка, ее увеличение;
· нацеленность на долговременный результат;
· взаимосвязь стратегии и тактики с требованиями существующих и потенциальных покупателей;
· разработка комплекса услуг по предложению товара;
· организация системы продаж, подбор основных и дополняющих товаров;
· создание внешнего дополнительного эффекта продажи.
Концепция маркетинга розничного торгового предприятия должна быть направлена на обеспечение трех основных задач:
1. ориентация па потребителя (его нужды, запросы, вкусы и т.п.);
2. отношение к маркетингу как к общему делу, успех которого зависит от всех функциональных подразделений предприятия и требует их структурной и организационной кооперации;
3. получение прибыли через максимальное удовлетворение запросов покупателей.
Базируясь на этих трех основных принципах, концепция маркетинга розничного торгового предприятия предполагает концентрацию всех усилии предприятия на удовлетворении потребностей в первую очередь своего целевого сегмента.
По ходу функционирования розничное торговое предприятие выполняет следующие маркетинговые функции [7,12,16]:
· аналитическую -- исследование рынка, его фирменной структуры, анализ конкурентоспособности отдельных товаров и товарного ассортимента в целом, внутренней среды предприятия и пр.;
· товарную -- закупка товаров, обеспечение конкурентоспособности товаров, их соответствия требованиям покупателей, а также рациональности торгового ассортимента;
· продаж -- организация торговли, стимулирование продажи новых товаров, формирование ценовой политики, обеспечение необходимого товарного запаса, сервиса, организация мерчендайзинга;
· управления и контроля -- стратегическое и оперативное планирование, обратные связи; функционирование информационной и коммуникативной систем в едином комплексе.
Таки образом, маркетинговая деятельность розничного торгового предприятия осуществляется в определеннойокружающей среде, которая создается под влиянием экономических, технологических, законодательных, социально-демографических и климатических факторов, международного и культурного окружения. Особенностью окружающей среды маркетинга розничного торгового предприятия является взаимодействие с конечными потребителями товаров и воздействие продавцов на поставщиков с учетом запросов покупателей.
В зависимости от окружающей среды и специфики деятельности розничного торгового предприятия формируется его маркетинговая деятельность, представленная на рисунке 1.
Наиболее значимыми для разработки комплекса маркетинга торгового предприятия являются тип и специализация розничных торговых предприятий, что определяет различные наборы элементов маркетинга.
Классификация типов покупателей:
1. Постоянные покупатели (лояльные клиенты): Они представляют не более 20 процентов нашей клиентской базы, но составляют более 50 процентов наших продаж.
2. Искатели скидок: они ходят по магазинам часто, но принимают решения в зависимости от размера наших скидок.
3. Импульсивные покупатели: они не ищут ничего конкретного и покупают что-то под влиянием эмоций, настроения или просто потому что есть свободное время.
4. Покупатели-эксперты: прежде чем-то купить они обходят все имеющиеся магазины, изучают все варианты, проводят подробный сравнительный анализ и только потом иногда что-то покупают.
5. «Бродячие клиенты»: у них нет необходимости, а иногда и желания что-то покупать, просто они любят магазины больше чем кинотеатры или музеи. Их основная потребность – это быть в центре внимания и удовлетворить свое любопытство.