Объективные причины конфликта

не зависящие от человека обстоятельства, существующие вне и безотносительно к нему, действие которых приводит к возникновению конфликта. Анализ реальных конфликтов показывает, что существует множество объективных причин, их вызывающих. К числу типичных среди О. п. к. можно отнести: естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность в современной России правовых и др. нормативных процедур разрешения типичных социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; недостаток значимых для жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; несправедливые экономические, политические, социальные решения, наносящие явный ущерб какой-л. группе граждан; вековые российские традиции, в силу действия которых конфликт является не только приемлемым, но и эффективным, иногда единственным способом защиты интересов; неблагоприятные электромагнитные (солнечные вспышки), климатические (жара, влажность), др. экологические факторы и т. п. Устранение или минимизация негативного воздействия на людей О. п. к. является важным и эффективным направлением деятельности по профилактике конфликтов

Организационно-управленческие причины:

1. Структурно - организационные причины конфликтов порождаются несоответствием структуры организаций той деятельности, которой они занимаются Причинами могут быть: во-первых, ошибки, допущенные при создании в организации Во-вторых, частые изменения задач и деятельности организации порождают многочисленные несоответствия Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к требованиям деятельности, тем более в организации может возникать конфликтетів.1. Функционально - организационные причины конфликта возникают из-за дисфункционализацию связей организаций с окружающей средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками Е Эффективная работа организации невозможна без функциональных связей с внешней средой, структурными элементами организации Надо четко понимать, что сейчас любая организация является элементом системы более высокого порядка Без четкой организации функциональной связи существования в современных условиях любого объединения людей невозможно Нарушение их ведет к конфликту Функциональные связи между структ урнимы подразделениями должны соответствовать требованиям работы и объективным законам функционирования самой организации Этим требованиям должны соответствовать функциональные связи между отдельными работниками организацииізації. 3Личностно - функциональные причины конфликтов возникает зе условии несоответствия уровня работника по требованиям той должности занимаемой Существенные требования к личным качествам работника предъявляют деятельность ьнисть и необходимость взаимодействия с окружающими Если человек не отвечает этим требованиям, то возможность конфликтов становится очень реальной и по горизонтали, и по вертикалилі. 4Ситуационно - управленческие причины конфликтов возникает при возникновении ошибок, которые были допущены в процессе принятия управленческих решений Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает воз можность конфликтов между авторами решения и его исполнителями Невыполнение подчиненными такой задачи дополнительно также могут создавать предпосылки для возникновения конфликтов по этому приводду.

Вопрос 8. Социально-психологические причины конфликтов и их описание.

Конфликт, несмотря на преимущественно объективный характер, имеет в своей основе и социально-психологические предпосылки, которые заложены в отношениях между людьми:

1) Неблагоприятный социально-психологический климат, в котором отсутствует ценностно-ориентационное единство и низка сплоченность рабочей группы;

2) Аномия социальных норм, принятых в обществе и в организации. Аномия как рассогласованность принятых и соблюдаемых социальных норм порождает двойные стандарты, когда личность требует от других определенного стиля поведения, которого не придерживается сама: кому- то из сотрудников все прощается, с кого-то спрашивается; кто-то без изъяна, а кто-то имеет все мыслимые и немыслимые пороки. Одновременно каждый старается выглядеть хорошо и в глазах других людей, и в собственных глазах, для чего придумывает рациональное объяснение своим поступкам, приписывая позитивные мотивы негативным поступкам, и сам же в это верит (старается выглядеть лучше, обливая грязью других);

3) Несогласованность социальных ожиданий с выполнением функциональных обязанностей и реализацией социальных ролей часто возникает за счет того, что ожидания формируются на основе потребностей ожидающего человека, о которых воспринимаемый субъект может и не подозревать;

4) Когнитивный диссонанс в отношениях между руководителями с подчиненными. Это подразумевает негативное состояние, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми мнениями об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться путем преодоления логических противоречий или изменяя отношение к ним;

5) Конфликт поколений связан с различиями в манере поведения и жизненном опыте;

6) Барьеры в общении. Часто люди, разговаривая между собой, не понимают друг друга. Иногда эти барьеры возникают неосознанно в силу неумения общаться и концентрации на собственных мыслях и переживаниях, а иногда ставятся специально, намеренно затрудняя партнеру процесс общения. К ним относятся:

— приказ, указание, команда;

— предупреждение, угроза, обещание;

— поучение, указание на целесообразность;

— совет, рекомендация или решение;

— нравоучение, логическая аргументация;

— осуждение, критика, несогласие, обвинение;

— брань, необоснованные обобщения, унижение;

— интерпретация, анализ, диагностика («Теперь мне понятно, почему вы это сделали!»);

— выяснение, допрос;

— увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка.

Эти виды реакции мешают собеседнику, нарушая ход его мыслей, и вызывают раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли, вместо того, чтобы открыть их перед партнером;

7) Территориальность. Это понятие разработано в экологической психологии и подразумевает занятие личностью или группой определенного пространства (рабочее пространство или комната отдыха) и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами);

8) Наличие в неформальной структуре рабочей группы деструктивного лидера, который, преследуя сугубо личные цели, способен сплотить вокруг себя группировку, которая ориентируется исключительно на него, а распоряжение руководства или формального лидера принимает только после одобрения своего вожака;

9) Трудности социально-психологической адаптации новичков в коллективе. При приеме нового сотрудника коллектив нестабилен и легко откликается на негативные влияния как извне, так и изнутри;

10) Респондентная агрессия - когда возмущение направлено не на источник страдания, а на близких людей, коллег;

11) Психологическая несовместимость некоторых членов друг с другом;

12) Разница в уровне интеллекта является предпосылкой конфликта не сама по себе, а в связи с ее проявлением в поведении общающихся людей. Зачастую за неспособность понимать ситуацию выдаются разногласия из-за несовпадения рассуждений партнеров по общению. Ведь представление о проблеме зависит от угла зрения, под которым она анализируется.

+


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: