Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
Семья - основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными привязанностями по отношению друг к другу.
1. Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.
Функции семьи: Воспитательная – удовлетворяет потребность в отцовстве и чувство материнства; удовлетворяется потребность самореализации в детях. Главная задача функции – социализация ребенка.Сексуально-эротическая — раньше главным здесь считалось исключительно деторождение; сейчас – удовлетворение сексуально-эротических потребностей, регулирование полового поведения семьи, обеспечение биологического воспроизводства общества.Хозяйственно-бытовая – удовлетворяет материальные потребности членов семьи, обеспечивается состояние здоровья и физических сил. Главная задача – создание комфорта для каждого члена семьи.Эмоциональная – удовлетворяет симпатии, уважение, признание, психологическая поддержка и защита.Духовное или культурное общение – удовлетворение потребности совместного проведения досуга, развитие духовности супругов и ребенка.Функция первичного социального контроля – обеспечение соблюдения социальных норм членами семьи.
|
|
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.
Факторы семейного воспитания
• Объективные:
• -– макросреда (экономика, культура общества, социальная защищенность).
• – микросреда (условия семьи, типы отношений между супругами, между родителями и детьми, образовательно-культурный уровень родителей, мировоззрение, стиль воспитания).
• – сомато-психические (наследственность, тип темперамента, пренатальное и постнатальное развитие, состояние здоровья в младенчестве).
• 2. Смешанные – раскрывается в характеристиках общения и специфике взаимоотношения ребенка с другими людьми.
• 3. Субъективные – развитие мотивационно-потребностной сферы, особенности формирования сознания и самосознания, поведенческий стиль.
• Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых оказались в 1-ой группе, набрали наибольшее количество баллов по всем 4-м признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. Родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, хотя не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым.
|
|
• Модель поведения 2. Властная. Родители, дети которых оказались во 2-й группе, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение.
• Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт. Дети не поощряются, относительно редкие и вялые замечания, не обращается внимание на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.